ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Ответы на вопросы

  • Из бюджета какого уровня должны выделяться средства на содержание детей льготных категорий (дети-инвалиды, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей) в муниципальных образовательных организациях?
  • Кто обладает преимущественным правом на прием в первый класс – дети, проживающие на закрепленной за школой территории или категории детей, которым предоставлена соответствующая льгота в соответствии с федеральным т региональным законодательством?
  • Правомерно ли требование предъявить регистрацию при приеме на обучение в общеобразовательную школу?
  • Моему ребенку в августе исполнится 7 лет, может ли он остаться еще на один год в детском саду, пойти в школу с 8 лет по состоянию здоровья?
  • Могут ли отказать в приеме в первый и в пятый класс по причине отсутствия мест, если мы проживаем в микрорайоне, закрепленным за школой?
  • В каком случае возможен прием в выбранную школу независимо от конкретного места жительства ребенка?

  • Из бюджета какого уровня должны выделяться средства на содержание детей льготных категорий (дети-инвалиды, дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей) в муниципальных образовательных организациях?

    В соответствии с пунктом 34 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) присмотр и уход за детьми есть комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (пункт 3 части 1 статьи 9 Федерального закона об образовании). Осуществление финансового обеспечения расходов, связанных с реализацией указанных полномочий, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации Федеральным законом об образовании не предусмотрено.

    В связи с этим, расходы муниципальных дошкольных образовательных организаций, связанные с осуществлением присмотра и ухода за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также с содержанием указанных детей, обучающихся в этих организациях, осуществляется за счет средств местных бюджетов.

    Социальная поддержка детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Закон 184-ФЗ) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.

    Законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, содержащихся в пункте 2 статьи 26.3 (за исключением подпунктов  1, 2, 4, 6, 13, 22, 23, 32 - 36, 38 - 40, 42, 48, 52, 58 и подпункта 64), с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов ( пункт 6 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ).

    При этом, в соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены межбюджетные трансферты в форме, в том числе дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений (внутригородских районов) и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов, городских округов с внутригородским делением).


    Ответ дан по состоянию законодательства на 01.07.2016


    Кто обладает преимущественным правом на прием в первый класс – дети, проживающие на закрепленной за школой территории или категории детей, которым предоставлена соответствующая льгота в соответствии с федеральным т региональным законодательством?

    В соответствии с ч. 1 ст. 55 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

    Согласно федеральным законам «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ и др. детям работников соответствующих органов власти предоставляется первоочередное право на прием в образовательные организации. Кроме того, льготы могут устанавливаться региональным законодательством. Например, распоряжением Комитета по образованию от 18.11.2014 № 5208-р «Об определении категорий детей, имеющих преимущественное право зачисления на обучение в государственные дошкольные образовательные организации и в государственные общеобразовательные организации Санкт-Петербурга» установлено преимущественное право на зачисление для детей, чьи старшие братья или сестры уже обучаются в данной школе, детей штатных сотрудников школы и т.д.

    Вместе с тем, ч. 3 ст. 67 Закона установлен территориальный критерий, согласно которому должен быть обеспечен прием в образовательную организацию граждан, проживающих на закрепленной за этой организацией территории. Исходя из указанного, среди детей, проживающих на закрепленной территории первоочередное право на прием имеют дети, относящиеся к льготным категориям.

    То же самое правило распространяется и на прием на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории. Данное правило закреплено в п. 16 Приказа Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" - "при приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации".

    Ответ дан по состоянию законодательства на 01.07.2016


    Правомерно ли требование предъявить регистрацию при приеме на обучение в общеобразовательную школу?

    Правомерно. Поскольку преимущественным правом на прием в школу обладают дети, проживающие на территории, закрепленной за данной школой, родители должны документально подтвердить факт проживания на данной территории. Это требование закреплено в п. 9 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32.

    Так, для приема в школу родители для зачисления ребенка в первый класс предъявляют свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 26.06.2014


    Моему ребенку в августе исполнится 7 лет, может ли он остаться еще на один год в детском саду, пойти в школу с 8 лет по состоянию здоровья?

    Как правило, нет, но исключения возможны. В соответствии с ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. В исключительных случаях, по заявлению родителей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию в более раннем или более позднем возрасте.
    Ответ дан по состоянию законодательства на 25.06.2014


    Могут ли отказать в приеме в первый и в пятый класс по причине отсутствия мест, если мы проживаем в микрорайоне, закрепленным за школой?

    Нет. Общее образование всех трех уровней является обязательным, следовательно, государством гарантируется создание условий для получения всеми детьми общего образования. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные школы должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В таком случае родители ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в органы управления образованием на местах. С учетом вышеуказанных норм, вам необходимо уточнить в отделе образования вашего района за какой школой вы закреплены территориально. Если в этой школе нет свободных мест специалист отдела образования должен предложить для обучения ребенка варианты близлежащих образовательных учреждений, имеющие свободные места.
    Ответ дан по состоянию законодательства на 25.06.2014


    В каком случае возможен прием в выбранную школу независимо от конкретного места жительства ребенка?

    В соответствии с ч. 3 ст. 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»  правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

    В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, а также в случаях, когда в отношении приема в образовательную организацию предусмотрен индивидуальный отбор или конкурс.

    В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 9 Федерального закона органы местного самоуправления ведут учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного и иных уровней общего образования, и закрепляют муниципальные образовательные организации за конкретными территориями муниципального района, городского округа.

    Приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" установлено, что государственные и муниципальные образовательные организации размещают распорядительный акт органа местного самоуправления муниципального района, городского округа (в городах федерального значения - акт органа, определенного законами этих субъектов Российской Федерации) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, издаваемый не позднее 1 февраля текущего года.

    В свою очередь, государственная или муниципальная образовательная организация с целью проведения организованного приема граждан в первый класс размещает на информационном стенде, на официальном сайте в сети "Интернет", в средствах массовой информации (в том числе электронных) информацию о:

    количестве мест в первых классах не позднее 10 календарных дней с момента издания распорядительного акта о закрепленной территории;

    наличии свободных мест для приема детей, не проживающих на закрепленной территории, не позднее 1 июля.

    Прием заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений в первый класс начинается с 1 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года. В случае если образовательная организация закончила прием в первый класс всех детей, проживающих на закрепленной территории, данная организация вправе осуществлять прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля.

    При приеме на свободные места детей, не проживающих на закрепленной территории, преимущественным правом обладают дети граждан, имеющих право на первоочередное предоставление места в образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.


    Ответ дан по состоянию законодательства на 30.05.2014


    Возврат к разделу