ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Cправочная база международных обязательств России в области образования и смежных областях, входящих в компетенцию Минобрнауки России


О справочной базе

Право каждого человека на образование

Равноправие при осуществлении права на образование и профессиональную подготовку

Право ребенка на образование

Запрет дискриминации в образовании, защита семьи и детей

Доступ женщин к образованию

Права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование

О справочной базе

Справочная база представляет собой систематизированный перечень международных обязательств, сопровождаемый дополнительной правовой информацией и разъяснениями.

Международные обязательства размещены по виду прав на образование согласно международным договорам, ратифицированным Российской Федерацией. База данных сформирована в соответствии с источниками международного права, которые содержат соответствующие обязательства, моментом возникновения обязательств для России. Даны ссылки на периодические доклады, которые предоставляются Россией в соответствии с порядком функционирования контрольных механизмов системы ООН, заключительные замечания мониторинговых органов в отношении Российской Федерации, замечания общего характера и иные справочные материалы, раскрывающие суть и ход выполнения обязательств.

Также приведена информация о закреплении международных обязательств в законодательстве Российской Федерации и проведен сравнительный анализ формулировок обязательств в международных договорах и национальных правовых актах. Даны комментарии о сходстве и отличиях объема и сути закрепленных обязательств в международных источниках и источниках российского права.

Авторами и разработчиками справочной базы международных обязательств в сфере образования являются к.ю.н, Смирнова Мария Владимировна, к.ю.н., Селиверстова Ольга Игоревна, Морозов Евгений Владимирович.

Право каждого человека на образование

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Статья 13

1. Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

2. Участвующие в настоящем Пакте государства признают, что для полного осуществления этого права:

a) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;

b) среднее образование в его различных формах, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

c) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;

d) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться, по возможности, для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;

e) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

3. Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.

4. Никакая часть настоящей статьи не должна толковаться в смысле умаления свободы отдельных лиц и учреждений создавать учебные заведения и руководить ими при неизменном условии соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и требования, чтобы образование, даваемое в таких заведениях, отвечало тому минимуму требований, который может быть установлен государством.

 

Статья 14

Каждое участвующее в настоящем Пакте государство, которое ко времени своего вступления в число участников не смогло установить на территории своей метрополии или на других территориях, находящихся под его юрисдикцией, обязательного бесплатного начального образования, обязуется в течение двух лет выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь — в течение разумного числа лет, которое должно быть указано в этом плане, — принципа обязательного бесплатного всеобщего образования.

Подробнее

Наименование и реквизиты международного акта

Название Место принятия Дата принятия Номер статьи
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах Генеральная Ассамблея ООН
16 декабря 1966 г. 13, 14 

Ратификация

Наименование Номер Дата нормативного акта о ратификации
Указ Президиума ВС СССР N 4812-VIII 16 октября 1973 г.

Мониторинговый орган

Полное наименование Краткое наименование Сведения о предшественнике
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам КЭСКП Предшественник до 28 мая 1985 г.: ЭКОСОК
Комментарии
Замечание общего порядка № 1 - Представление докладов государствами участниками. 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 3 - Природа обязательств государств участников (пункт 1 статьи 2 Пакта). 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 5 - Лица с какой либо формой инвалидности. 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 6 - Экономические, социальные и культурные права пожилых людей. 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 9 – Применение Пакта во внутреннем праве. 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 10 – Роль национальных учреждений по правам человека в деле защиты экономических, социальных и культурных прав.  
Скачать в формате PDF

Замечания общего характера № 11 – План мероприятий по начальному образованию (ст. 14 Пакта). 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 16 – Равное для мужчин и женщин право пользования экономическими, социальными и культурными правами (статья 3 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). 
Скачать в формате PDF

Замечания общего характера № 17 – Право каждого на пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является.  
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 18 – Статья 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (право на труд, защита детей от эксплуатации в ущерб образованию). 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 20 – Недискриминация экономических, социальных и культурных прав. 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 21 – Право каждого человека на участие в культурной жизни (пункт 1 а) статьи 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 22 (2016) о праве на сексуальное и репродуктивное здоровье (статья 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). 
Скачать в формате PDF

Периодические доклады России

1. Первый доклад от 7 апреля 1978 г. (Е/19Т8/8/Add.16). Доклад рассмотрен на 1-й сессии ЭКОСОК 22 апреля 1980 г.

Скачать в формате PDF

2. Второй доклад от 21 ноября 1983 г. (E/1984/7/Add.7). Доклад рассмотрен 23 апреля 1984 г.

Скачать в формате PDF

3. Третий доклад от 31 июля 1995 г. (E/1994/104/Add.8). Доклад рассмотрен 15 мая 1997 г.

Скачать в формате PDF

4. Четвертый доклад от 15 ноября 2001 г. (E/C.12/4/Add.10). Доклад рассмотрен на 31-й сессии Комитета 28 ноября 2003 г.

Скачать в формате PDF

5. Пятый доклад от 3 июня 2008 г. (E/C.12/RUS/5). Доклад рассмотрен на 46-й сессии Комитета 11 – 12 мая 2011 г.

Скачать в формате PDF

6. Шестой доклад от 1 сентября 2016 г. (E/C.12/RUS/6). Доклад рассмотрен на 62-й сессии Комитета 16 сентября 2017 г. 

Скачать в формате PDF
Перечень проблемных тем, заключительные замечания

1. Заключительные замечания от 22 апреля 1980 г. (E/1980/WG.1/SR.14)

Скачать в формате PDF

2. Заключительные замечания от 23 апреля 1984 г. (E/1984/WG.1/SR.9)

Скачать в формате PDF

3. Заключительные замечания от 15 мая 1997 г. (E/C.12/1/Add.13)

Скачать в формате PDF

4. Вопросы к сессии 2003 г. (E/C.12/Q/RUS/2)

Скачать в формате PDF

Заключительные замечания от 28 ноября 2003 г. (E/C.12/1/Add.94)

Скачать в формате PDF

Справка о достижении показателей (E/C.12/2003/SA/2) 


5. К сессии 2010 г. (E/C.12/RUS/Q/5). 

Скачать в формате PDF

Заключительные замечания от 20 мая 2011 г. (E/C.12/RUS/CO/5) 

Скачать в формате PDF

6. К сессии 2017 г. (E/C.12/RUS/Q/6) 

Скачать в формате PDF
Информация об исполнении

Конституция РФ, Ст. 43, ч. 1
«Каждый имеет право на образование».


273-ФЗ, Ст. 5, ч. 1  
«В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование».

Комментарий.
Положения о праве каждого на образование в России полностью совпадают с текстом международного обязательства. 

273-ФЗ, Ст. 5, ч. 3
«В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования…»

Комментарий
В тексте Конвенции «осуществление этого права на основе равных возможностей» означает доступность образования, независимо от социального положения, места проживания или иных факторов, то есть его общедоступность.  
Фраза «постепенное достижение» предназначена для установления цели общедоступного образования для тех стран, в которых оно пока не реализовано. В Российской Федерации данная цель считается в значительной степени реализованной. Вместе с тем, природа социальных и экономических прав, к которым относится право на образование, такова, что полная их реализация невозможна, вместе с тем страны-участницы КЭСКП стремятся к реализации данных прав с учетом «максимального использования имеющихся возможностей». 

Равноправие при осуществлении права на образование и профессиональную подготовку

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Статья 5

В соответствии с основными обязательствами, изложенными в статье 2 настоящей Конвенции, государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:

(e) прав в экономической, социальной и культурной областях, в частности:

(v) права на образование и профессиональную подготовку.

Подробнее

Наименование и реквизиты международного акта

Название Место принятия Дата принятия Номер статьи
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Генеральная Ассамблея ООН  21 декабря 1965 г.

5

Ратификация

Наименование Номер Дата нормативного акта о ратификации
Указ Президиума ВС СССР N 3534-VII
22.01.1969 г.
Указ Президиума ВС СССР  N 10125-XI 10.02.1989 г.
Постановление ВС СССР N 2306-1 05.07.1991 г. 

Мониторинговый орган

Полное наименование Краткое наименование Сведения о предшественнике
Комитет по ликвидации расовой дискриминации КЛРД
Периодические доклады России
1. Первый доклад (CERD/C/R.3/Add.12). Рассмотрен на 2-й сессии Комитета 31 августа – 18 сентября 1970 г.
Скачать в формате PDF

2. Второй доклад (CERD/C/R.30/Add.19). Рассмотрен на 7-й сессии Комитета 16 апреля – 4 мая 1973. 
Скачать в формате PDF

3. Третий доклад (CERD/C/R.70/Add.12). Рассмотрен на 9-й сессии Комитета 25 марта – 12 апреля 1974 г. 
Скачать в формате PDF

4. Четвертый доклад (CERD/C/R.90/Add.14). Рассмотрен на 14-й сессии Комитета 2 - 20 августа 1976 г.
Скачать в формате PDF
 
5Пятый доклад (CERD/C/20/Add.18). Рассмотрен на 19-й сессии Комитета 26 марта – 13 апреля 1979 г. 
Скачать в формате PDF
  
6. Шестой доклад (CERD/C/66/Add.14). Рассмотрен на 22-й сессии Комитета 4-22 августа 1980 г. 
Скачать в формате PDF

7Седьмой доклад (CERD/C/91/Add.18). Рассмотрен на 26-й сессии Комитета 2-20 августа 1982 г. 
Скачать в формате PDF

8. Восьмой доклад (CERD/C/118/Add.6). Рассмотрен на 31-й сессии Комитета 4-22 марта 1985 г.
Скачать в формате PDF

9. Девятый доклад (CERD/C/149/Add.8). Рассмотрен на 34-й сессии Комитета 2-20 марта 1987 г.
Скачать в формате PDF

10. Десятый доклад (CERD/C/172/Add.61, CERD/C/197/Add.1). Рассмотрен на 38-й сессии Комитета 6-24 августа 1990 г. 
Скачать в формате PDF

11. Тринадцатый доклад от 10 ноября 1995 г. (CERD/C/263/Add.9). Рассмотрен на 48-й сессии Комитета 26 февраля – 15 марта 1996 г. 
Скачать в формате PDF

12Четырнадцатый доклад от 22 апреля 1997 г. (CERD/C/299/Add.15). Рассмотрен на 52-й сессии Комитета 2-20 марта 1998 г. 
Скачать в формате PDF

13. Пятнадцатый-Семнадцатый доклады от 10 апреля 2002 г. (CERD/C/431/Add.2). (CERD/C/431/ADD.2/CORR.1). Рассмотрен на 62-й сессии Комитета 3-21 марта 2003 г. 
Скачать в формате PDF

14. Девятнадцатый доклад от 13 октября 2006 г. (CERD/C/RUS/19). Рассмотрен на 73-й сессии Комитета 28 июля – 15 августа 2008 г. 
Скачать в формате PDF
  
15. Двадцатый – двадцать второй доклад от 13 марта 2012 г. (CERD/C/RUS/20-22). 
Скачать в формате PDF
Приложение (CERD.C.RUS.20-22_Annex1). 
Скачать в формате PDF
Рассмотрен на 82-й сессии Комитета 11 февраля – 1 марта 2013 г.
  
16Двадцать третий – двадцать четвертый доклад от 27 мая 2016 г. (CERD/C/RUS/23-24). Рассмотрен на 93-й сессии Комитета 3 августа – 4 августа 2017 г. 
Скачать в формате PDF
Перечень проблемных тем, заключительные замечания
1. Заключительные замечания A/8027 paras. 29, A/8418 paras. 29
Скачать в формате PDF

2. Заключительные замечания (A/9018 paras. 194-199)
Скачать в формате PDF

3Заключительные замечания (A/9618 paras. 165-168)
Скачать в формате PDF

4. Заключительные замечания (A/31/18 paras. 188-191)
Скачать в формате PDF

5. Заключительные замечания (A/34/18 paras. 85-92)
Скачать в формате PDF

6Заключительные замечания (A/35/18 paras. 400-422)
Скачать в формате PDF

7Заключительные замечания (A/37/18 paras. 420-434)
Скачать в формате PDF

8Заключительные замечания (A/40/18 paras. 98-114)
Скачать в формате PDF

9. Заключительные замечания  (A/42/18 paras. 416-434)
Скачать в формате PDF

10. Заключительные замечания (A/45/18 paras. 254-268)
Скачать в формате PDF
  
11Заключительные замечания от 12 марта 1996 г. (CERD/C/304/Add.5) 
Скачать в формате PDF
 
12. Заключительные замечания от 17 марта 1998 г.  (CERD/C/304/Add.43) 
Скачать в формате PDF

13. Заключительные замечания от 20-21 марта 2003 г. (CERD/C/62/CO/7) 
Скачать в формате PDF

14Ответы на перечень вопросов от 24 июля 2008 г. (CERD/C/RUS/Q/19/Add.1) 
Скачать в формате PDF
Заключительные замечания от 13 августа 2008 г. (CERD/C/RUS/CO/19). 
Скачать в формате PDF
Информация правительства Российской Федерации о мерах по осуществлению положений заключительных замечаний от 6 октября 2009 г. CERD/C/RUS/CO/19/ADD.1) 
Скачать в формате PDF

15Перечень тем (CERD/C/RUS/Q/20-22)
Скачать в формате PDF
Заключительные замечания от 26-27 февраля 2013 г. (CERD/C/RUS/CO/20-22)
Скачать в формате PDF
Информация, полученная от Российской Федерации о последующих мерах в связи с заключительными замечаниями от 17 марта 2014 г. (CERD/C/RUS/CO/20-22/Add.1)
Скачать в формате PDF
Информация об исполнении

Конституция РФ Ст. 68, ч.3
«Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития».
Закон РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" Ст. 10, ч. 1.
«Государство обеспечивает гражданам РФ условия для преподавания и изучения языков народов РФ в соответствии с законодательством об образовании».

273-ФЗ Ст. 14, ч. 4
«Граждане РФ имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа языков народов РФ в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с ФГОС, образовательными стандартами».

Комментарий
Право на получение образования на родном языке в полной мере охвачено нормами действующего российского законодательства и совпадает с сущностью международного обязательства.

Конституция РФ Ст. 69
«Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации».

273-ФЗ Ст. 3, ч. 1, п. 4
Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства».
Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

Ст. 10, п.1, 3
Лица, относящиеся к малочисленным народам, объединения малочисленных народов в целях сохранения и развития своей самобытной культуры и в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:
1) сохранять и развивать родные языки;
3) создавать в соответствии с законодательством РФ и со своими материальными и финансовыми возможностями учебные группы, состоящие из лиц, относящихся к малочисленным народам, для их обучения традиционным хозяйствованию и промыслам малочисленных народов.

Комментарий
Право коренных народов на образование и пользование своим родным языком гарантировано российским законодательством и совпадает с международным обязательством.

Право ребенка на образование

Конвенция о правах ребенка

Статья 28

1. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

a) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

b) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

c) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

d) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

e) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования, в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.


Статья 29

1. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;

b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;

e) воспитание уважения к окружающей природе.

2. Никакая часть настоящей статьи или статьи 28 не толкуется как ограничивающая свободу отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими при условии постоянного соблюдения принципов, изложенных в пункте 1 настоящей статьи, и выполнения требования о том, чтобы образование, даваемое в таких учебных заведениях, соответствовало минимальным нормам, которые могут быть установлены государством.

Подробнее

Наименование и реквизиты международного акта

Название Место принятия Дата принятия Номер статьи
Конвенции о правах ребенка
Генеральная Ассамблея ООН 
20 ноября 1989 года 28, 29

Ратификация

Наименование Номер Дата нормативного акта о ратификации
Постановление ВС СССР N 1559-I 13 июня 1990 г.

Мониторинговый орган

Полное наименование Краткое наименование Сведения о предшественнике
Комитет по правам ребенка   КПР -
Комментарии

Замечание общего порядка № 1 (2001) по пункту 1 статьи 29: Цели образования от 17 апреля 2001 г. (CRC/GC/2001/1) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 2 (2002). Роль независимых национальных правозащитных учреждений в деле поощрения и защиты прав ребенка от 15 ноября 2002 г. (CRC/GC/2002/2). 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 3 (2003) ВИЧ/СПИД и права ребенка от 17 марта 2003 г. (CRC/GC/2003/3) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 3 (2003) Общие меры по осуществлению Конвенции о правах ребенка от 27 ноября 2003 г. (CRC/GC/2003/5). 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 6 (2005) Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения от 3 мая 2006 г. (CRC/GC/2005/6) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 7 (2005) Осуществление прав ребенка в раннем детстве от 20 сентября 2006 г. (CRC/C/GC/7/Rev.1)  
Скачать в формате PDF  

Замечание общего порядка № 8 (2006) Право ребенка на защиту от телесных наказаний и других жестоких или унижающих достоинство видов наказания (в частности, статья 19; пункт 2 статьи 28 и статья 37) от 21 августа 2006 г. (CRC/C/GC/8) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 9 (2006) Права детей-инвалидов, от 27 февраля 2007 г. (CRC/C/GC/9) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 10 (2007) Права детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 25 апреля 2007 г. (CRC/C/GC/10) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 11 (2009) Дети из числа коренных народов и их права согласно Конвенции от 12 февраля 2009 (CRC/C/GC/11) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 12 (2009) Право ребенка быть заслушанным от 20 июля 2009 г. (CRC/C/GC/12) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 13 (2011) Право ребенка на свободу от всех форм насилия от 18 апреля 2011 (CRC/C/GC/13) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 14 (2013) О праве ребенка на уделение первоочередного внимания наилучшему обеспечению его интересов (пункт 1 статьи 3) от 29 мая 2013 г. (CRC/C/GC/14) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 15 (2013 год) о праве ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (статья 24) от 17 апреля 2013 (CRC/C/GC/15) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 16 (2013 год) об обязательствах государств, касающихся воздействия предпринимательской деятельности на права детей от 17 апреля 2013 г. (CRC/C/GC/16) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 17 (2013) о праве ребенка на отдых, досуг, участие в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни и праве заниматься искусством (статья 31) от 17 апреля 2013 г. (CRC/C/GC/17) 
Скачать в формате PDF

Совместная общая рекомендация № 31 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин/замечание общего порядка № 18 Комитета  по правам ребенка по вредной практике 14 ноября 2014 г. (CEDAW/C/GC/31/CRC/C/GC/18) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 19 (2016) О государственных бюджетных ассигнованиях для осуществления прав детей (статья 4) от 21 июля 2016 г. (CRC/C/GC/19)  
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 20 (2016) Об осуществлении прав ребенка в подростковом возрасте от 6 декабря 2016 г. (CRC/C/GC/20) 
Скачать в формате PDF

Периодические доклады России
1. Первый доклад от 16 октября 1992 г. (CRC/C/3/Add.5). Рассмотрен на 3-й сессии Комитета 28 января 1993 г.
Скачать в формате PDF

2. Второй доклад от 12 января 1998 г. (CRC/C/65/Add.5). Рассмотрен на 22-й сессии Комитета 8 октября 1999 г.
Скачать в формате PDF
 
3. Третий доклад от 18 августа 2003 г. (CRC/C/125/Add.5). Рассмотрен на 40-й сессии Комитета 30 сентября 2005 г.
Скачать в формате PDF

4. Четвертый и пятый доклад от 3 июня 2011 г. (CRC/C/RUS/4-5). Рассмотрен на 65-й сессии Комитета 31 января 2014 г.  
Скачать в формате PDF
Перечень проблемных тем, заключительные замечания
1. Заключительные замечания от 28 января 1993 г. (CRC/C/15/Add.4) 
Скачать в формате PDF

2. Заключительные замечания от 8 октября 1999 г. (CRC/C/15/Add.110) 
Скачать в формате PDF

3. Заключительные замечания от 30 сентября 2005 г. (CRC/C/RUS/CO/3) 
Скачать в формате PDF

4. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению от 1 июля 2013 (CRC/C/RUS/Q/4-5) 
Скачать в формате PDF

Ответы на вопросы (CRC/C/RUS/Q/4-5/Add.1) 
Скачать в формате PDF

Заключительные замечания от 31 января 2014 г. (CRC/C/RUS/CO/4-5) 
Скачать в формате PDF
Информация об исполнении

Конституция РФ, Ст. 43, ч. 2, 4, 5

«Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях».

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».


237-ФЗ, Ст. 5, ч. 3.

«В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования...»


Конституция РФ, Ст. 43, ч. 3

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.


237-ФЗ, Ст. 5, ч. 3

3. В Российской Федерации гарантируются …на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


Комментарий

Международные нормы указывают на необходимость максимального равенства при допуске к различным уровням образования. При этом, гарантируется только бесплатность начального образования. Для остальных уровней образования государствам предлагается принимать все меры к постепенному введению бесплатного образования.

Начальное образование признаётся обязательным для всех.

Стандарты, закрепленные в российском законодательстве, являются более высокими и предусматривают обязательным основное общее образование. Бесплатность устанавливается для всех уровней образования (для высшего при условии прохождения конкурса и получении высшего образования впервые).

Запрет дискриминации в образовании, защита семьи и детей

Международный пакт о гражданских и политических правах

 

Статья 12

1. Каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства.

3. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в настоящем Пакте другими правами.


Статья 18

1. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении.

2. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору.

3. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц.

4. Участвующие в настоящем Пакте Государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов, обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.


Статья 26

Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.


Статья 27

В тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Подробнее

Наименование и реквизиты международного акта

Название Место принятия Дата принятия Номер статьи
Международный пакт о гражданских и политических правах Генеральная Ассамблея ООН 
16 декабря 1966 года
12, 18, 26, 27

Ратификация

Наименование Номер Дата нормативного акта о ратификации
Указ Президиума ВС СССР N 4812-VIII 18 сентября 1973 г.

Мониторинговый орган

Полное наименование Краткое наименование Сведения о предшественнике
Комитет по правам человека 
КПЧ -
Комментарии

Замечание общего порядка № 1 (1981) Обязательство по представлению докладов
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 2 (1981) Руководящие принципы представления докладов
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 3 (1981) Статья 2 (осуществление на национальном уровне)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 4 (1981) Статья 3 (равное для мужчин и женщин право пользования всеми гражданскими и политическими правами)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 5 (1981) Статья 4 (отступления от обязательств)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 10 (1983) Статья 19 (свобода придерживаться своих мнений)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 17 (1989) Статья 24 (права ребенка)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 18 (1989) Недискриминация. 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 19 (1990) Статья 23 (семья)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 22 (1993) Право на свободу мыслей, совести и религии от 13 марта 1993 г. (CCPR/C/21/Rev.1/Add.4)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 23 (1994) Права [этнических, религиозных, языковых] меньшинств от 6 апреля 1994 г. (CCPR/C/21/Rev.1/Add.5)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 27 (1999) Статья 12 (свобода передвижения) от 1 ноября 1999 (CCPR/C/21/Rev.1/Add.9)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 31 (2004) Характер общего юридического обязательства, налагаемого на государства-участники Пакта от 29 марта 2004 г. (CCPR/C/21/Rev.1/Add.13) 
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 33 (2008) Обязательства государств-участников по Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах от 25 июня 2009 г. (CCPR/C/GC/33)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 34 (2011) Статья 19: Свобода мнений и их выражения от 12 сентября 2011 г. (CCPR/C/GC/34)
Скачать в формате PDF

Периодические доклады России
1. Второй доклад (CCPR/C/28/Add.3). Рассмотрен на 23-й сессии Комитета 22 октября - 9 ноября 1984 г.
Скачать в формате PDF

2. Третий доклад (CCPR/C/52/Add.2). Рассмотрен на 37-й сессии Комитета 23 октября – 9 ноября 1989 г.
Скачать в формате PDF

3. Четвертый доклад от 27 сентября 1994 г. (CCPR/C/84/Add.2). Рассмотрен на 54 сессии Комитета 26 июля 1995 г.
Скачать в формате PDF

4. Пятый доклад от 17 сентября 2002 г. (CCPR/C/RUS/2002/5). Рассмотрен на 79-й сессии Комитета 4 ноября 2003 г.
Скачать в формате PDF

5. Шестой доклад от 20 декабря 2007 г. (CCPR/C/RUS/6). Рассмотрен на 97 сессии Комитета 28 октября 2009 г.
Скачать в формате PDF

6. Седьмой доклад от 22 ноября 2012 г. (CCPR/C/RUS/7). Рассмотрен на 113-й сессии Комитета 31 марта 2015 г.

Скачать в формате PDF

Перечень проблемных тем, заключительные замечания
1. Заключительные замечания (A/40/40, paras. 251-319)
Скачать в формате PDF

2. Заключительные замечания (A/45/40 paras. 72-119)
Скачать в формате PDF

3. Заключительные замечания от 26 июля 1995 г. (CCPR/C/79/Add.54)
Скачать в формате PDF
 
4. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению от 26 марта 2003 г. (CCPR/C/78/L/RUS)
Скачать в формате PDF
Заключительные замечания от 4 ноября 2003 г. (CCPR/CO/79/RUS)
Комментарии правительства Российской Федерации к заключительным замечаниям Комитета по правам человека от 13 января 2005 г. (CCPR/CO/79/RUS/Add.1) 
Скачать в формате PDF

5. Перечень вопросов, подлежащих обсуждению (CCPR/C/RUS/Q/6) 
Скачать в формате PDF
Ответы на вопросы от 7 августа 2009 г. (CCPR/C/RUS/Q/6/ADD.1) 
Скачать в формате PDF
Заключительные замечания от 28 октября 2009 г. (CCPR/C/RUS/CO/6)
Скачать в формате PDF
Соображения Российской Федерации относительно заключительных замечаний от 19 февраля 2010 г. (CCPR/C/RUS/CO/6/ADD.1) 
Скачать в формате PDF
Информация, полученная от Российской Федерации о выполнении заключительных замечаний Комитета от 22 октября 2010 г. (CCPR/C/RUS/CO/6/ADD.2) 
Скачать в формате PDF

6. Перечень вопросов Принят Комитетом на его 111-й сессии (7−25 июля 2014 года) (CCPR/C/RUS/Q/7)
Скачать в формате PDF
Ответы Российской Федерации на перечень вопросов от 2 декабря 2014 года (CCPR/C/RUS/Q/7/Add.1)
Скачать в формате PDF
Заключительные замечания от 31 марта 2015 г. (CCPR/C/RUS/CO/7) 
Скачать в формате PDF
Информация Российской Федерации о выполнении рекомендаций от 29 марта 2016 г. (CCPR/C/RUS/CO/7/Add.1) 
Скачать в формате PDF
Информация об исполнении

273-ФЗ Ст. 44. ч. 3. п.1.

«Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка… организации, осуществляющие образовательную деятельность»


Ст. 22. ч. 4, 7.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством РФ физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций.


Ст. 51. ч. 10.

Особенности избрания, назначения на должность и статуса руководителя частной образовательной организации определяются в уставе частной образовательной организации в соответствии с трудовым законодательством.


Ст. 8. ч. 1 п. 6, ч.2.

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относятся:

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).


Комментарий

Положения о создании и деятельности частных образовательных организаций, свободе выбора таких организаций в России полностью совпадают с сущностью международного обязательства.


ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", Ст.3, 4, 5.

«В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание…»

«В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания»

 «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.

Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.

Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.

По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».


273-ФЗ Ст. 87, ч.1, 2.

«В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих ФГОС, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся».


Комментарий

В Российской Федерации подтверждается свобода совести, вероисповедания, выбора религиозного воспитания в соответствии с убеждениями родителей и при учете прав ребенка. Российская Федерация - светское государство, поэтому выбор изучения традиций и истории мировых религий, а также иных подобных предметов осуществляется родителями.


Конституция РФ, Ст. 19, ч.2.

Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.


273-ФЗ Ст.5, ч.2.

«Право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».


Комментарий

Правовые нормы о гарантиях недискриминации по признаку расы в России соответствуют международному обязательству.

Доступ женщин к образованию

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 10

Государства-участники принимают все соответствующие меры для того, чтобы ликвидировать дискриминацию в отношении женщин, с тем чтобы обеспечить им равные права с мужчинами в области образования и, в частности, обеспечить на основе равенства мужчин и женщин: (a) одинаковые условия для ориентации в выборе профессии или специальности, для доступа к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий как в сельских, так и в городских районах; это равенство обеспечивается в дошкольном, общем, специальном и высшем техническом образовании, а также во всех видах профессиональной подготовки;

(b) доступ к одинаковым программам обучения, одинаковым экзаменам, преподавательскому составу одинаковой квалификации, школьным помещениям и оборудованию равного качества;

(c) устранение любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин на всех уровнях и во всех формах обучения путем поощрения совместного обучения и других видов обучения, которые будут содействовать достижению этой цели, и, в частности, путем пересмотра учебных пособий и школьных программ и адаптации методов обучения;

(d ) одинаковые возможности получения стипендий и других пособий на образование;

(e) одинаковые возможности доступа к программам продолжения образования, включая программы распространения грамотности среди взрослых и программы функциональной грамотности, направленные, в частности, на сокращение как можно скорее любого разрыва в знаниях мужчин и женщин;

(f) сокращение числа девушек, не заканчивающих школу, и разработку программ для девушек и женщин, преждевременно покинувших школу;

(g) одинаковые возможности активно участвовать в занятиях спортом и физической подготовкой;

(h) доступ к специальной информации образовательного характера в целях содействия обеспечению здоровья и благосостояния семей, включая информацию и консультации о планировании размера семьи.


Статья 14 

1. Государства-участники принимают во внимание особые проблемы, с которыми сталкиваются женщины, проживающие в сельской местности, и значительную роль, которую они играют в обеспечении экономического благосостояния своих семей, в том числе их деятельность в нетоварных отраслях хозяйства, и принимают все соответствующие меры для обеспечения применения положений настоящей Конвенции к женщинам, проживающим в сельской местности.

2. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в сельских районах, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их участие в развитии сельских районов и в получении выгод от такого развития и, в частности, обеспечивают таким женщинам право:

(d) получать все виды подготовки и формального и неформального образования, включая функциональную грамотность, а также пользоваться услугами всех средств общинного обслуживания, консультативных служб по сельскохозяйственным вопросам, в частности для повышения их технического уровня;


Статья 16

1. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, и, в частности, обеспечивают на основе равенства мужчин и женщин:

(e) одинаковые права свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождениями и иметь доступ к информации, образованию, а также средствам, которые позволяют им осуществлять это право.


Подробнее

Наименование и реквизиты международного акта

Название Место принятия Дата принятия Номер статьи
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин   ООН 18 декабря 1979 г.
10, 14, 16

Ратификация

Наименование Номер Дата нормативного акта о ратификации
Указ Президиума ВС СССР N 3565-X 19 декабря 1980 г.

Мониторинговый орган

Полное наименование Краткое наименование Сведения о предшественнике
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин КЛДЖ
Комментарии

Общая рекомендация № 3 (1987) Программы в области образования и общественной информации
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 21 (1994) Равенство в браке и семейные отношения
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 24 (1999) Женщины и здоровье
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 26 (2008) Трудящиеся женщины-мигранты
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 27 – (2010) Пожилые женщины и защита их прав (CEDAW/C/GC/27)
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 28 (2010), касающаяся основных обязательств государств-участников по статье 2 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW/C/GC/28)
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 30 (2013), касающаяся положения женщин в условиях предотвращения конфликтов, в конфликтных и постконфликтных ситуациях (CEDAW/C/GC/30)
Скачать в формате PDF

Совместная общая рекомендация № 31 (2014) Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин/замечание общего порядка № 18 Комитета по правам ребенка по вредной практике (CEDAW/C/GC/31/CRC/C/GC/18)
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 32 (2014) по гендерным аспектам статуса беженца, убежища, гражданства и безгражданства женщин (CEDAW/C/GC/32). 
Скачать в формате PDF

Общая рекомендация № 34 (2016), касающаяся прав сельских женщин (CEDAW/C/GC/34)
Скачать в формате PDF

Периодические доклады России

1. Первый доклад от 9 марта 1983 г. (CEDAW/C/5/Add.12). Рассмотрен на 2-й сессии Комитета 1-12 августа 1983 г.  
Скачать в формате PDF

2. Второй доклад от 30 апреля 1987 г. (CEDAW/C/13/Add.4). Рассмотрен на 8-й сессии Комитета 20 февраля – 3 марта 1989 г.  
Скачать в формате PDF
Приложение (CEDAW/C/13/Add.4/Amend.1) 
Скачать в формате PDF

3. Третий доклад от 4 сентября 1991 г. (CEDAW/C/USR/3) 
Скачать в формате PDF

4. Четвертый доклад от 15 ноября 1994 г. (CEDAW/C/USR/4). Рассмотрены на 14-й сессии Комитета 16 января – 3 февраля 1995 г.
Скачать в формате PDF

5. Пятый доклад от 3 марта 1999 г. (CEDAW/C/USR/5). Рассмотрен на 26-й сессии Комитета 14 января – 1 февраля 2002 г. 
Скачать в формате PDF

6. Шестой доклад от 9 марта 2009 г. (CEDAW/C/USR/7). Рассмотрен на 46-й сессии Комитета 12-30 июля 2010 г. 
Скачать в формате PDF

7. Седьмой доклад от 22 августа 2014 г. (CEDAW/C/RUS/8). Рассмотрен на 62-й сессии Комитета 26 октября – 20 ноября 2015 г. 
Скачать в формате PDF
Приложение
Скачать в формате PDF

Перечень проблемных тем, заключительные замечания

1. Заключительные замечания (A/38/38 paras. 152-199)
Скачать в формате PDF

2. Заключительные замечания от 13 февраля 1990 г. (A/44/38 paras. 337-374) 
Скачать в формате PDF

3. Заключительные замечания от 31 мая 1995 г. (A/50/38 paras. 496-552)
Скачать в формате PDF
Приложение (A/50/38(SUPP) paras. 496-552)
Скачать в формате PDF

4. Заключительные замечания (A/57/38 paras. 367-405)
Скачать в формате PDF
Приложение (A/57/38(SUPP) paras. 354-405)
Скачать в формате PDF

5. Перечень вопросов (CEDAW/C/USR/Q/7)
Скачать в формате PDF
Ответы на вопросы (CEDAW/C/USR/Q/7/Add.1)
Скачать в формате PDF
Заключительные замечания от 15 июля 2010 г. (CEDAW/C/USR/CO/7)
Скачать в формате PDF
Информация, представленная правительством Российской Федерации о последующих мерах от 13 сентября 2012 г. (CEDAW/C/RUS/CO/7/Add.1). 
Скачать в формате PDF

6. Перечень вопросов к рассмотрению от 15 марта 2015 г. (CEDAW/C/RUS/Q/8)
Скачать в формате PDF
Ответы на вопросы (CEDAW/C/RUS/Q/8/Add.1)
Скачать в формате PDF
Заключительные замечания 27 октября 2015 г. (CEDAW/C/RUS/CO/8)
Скачать в формате PDF

Информация об исполнении

273-ФЗ Ст. 19. ч. 2, 3
«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола ..».
«Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

Ст. 5, ч.2.
«Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола…».

Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы»
III. «Реализация направления "Улучшение экономического положения женщин, обеспечение роста их благосостояния" предполагает решение следующих задач: создание условий для получения женщинами профессионального образования в наиболее передовых областях экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства на высокооплачиваемые рабочие места…»


Комментарий
Законодательно подтверждено, что мужчина и женщина обладают равными правами, однако, детализация в отношении прав на образование и иных прав не проведена. Препятствиями для более полной реализации женщинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли женщины, которые отрицательно сказываются на самореализации женщин, препятствуют свободному выбору ими профессии и образа жизни и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин и мужчин как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни.
В соответствии с этими представлениями наиболее значимыми социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери, а профессиональные и карьерные достижения остаются второстепенными. Между тем признание общей ответственности женщин и мужчин за выполнение семейных обязанностей способствовало бы укреплению семьи и ценностей семейной жизни, а также созданию условий для успешного сочетания женщинами профессиональных и семейных обязанностей.

В российском законодательстве отсутствует закрепление международного обязательства по обеспечению права на образование для сельских женщин.
Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы»
«Материнство как социальная роль женщины высоко оценивается государством и обществом. Создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей.. с трудовой деятельностью рассматривается как важная составляющая часть политики, направленной на расширение участия женщин во всех секторах экономики, в управлении организациями и предприятиями, а также в политической и общественной жизни».
«В результате реализации комплекса соответствующих мер (…повышение уровня репродуктивной культуры населения) в Российской Федерации отмечается стойкая тенденция к снижению числа абортов».
III. «Реализация направления "Создание условий для сохранения здоровья женщин всех возрастов" предполагает решение задачи повышения доступности и качества оказания медицинской помощи женщинам и девочкам.
Решение указанной задачи предполагает реализацию следующих мер:
повышение мотивации к ведению здорового образа жизни, в том числе разработка и реализация информационно-образовательных программ, направленных на информирование женщин о вреде табакокурения, потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ;
развитие системы охраны репродуктивного здоровья с учетом особенностей состояния здоровья женщин..»

Законодательно не закреплено обязательное введение специальных образовательных программ (модулей и т.п.) в сфере репродукции. Приведенные положения Национальной стратегии действий в интересах женщин являются рекомендательными и представляют собой правовой ориентир при решении задач в области улучшения положения женщин.

Права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование

Конвенция о правах инвалидов

Преамбула

v) признавая, что важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами,


Статья 8

Просветительно-воспитательная работа 

1. Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы: 

a) повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов; 

b) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни; 

c) пропагандировать потенциал и вклад инвалидов. 

2. Принимаемые с этой целью меры включают: 

a) развертывание и ведение эффективных общественно-просветительных кампаний, призванных: 

i) воспитывать восприимчивость к правам инвалидов; 

ii) поощрять позитивные представления об инвалидах и более глубокое понимание их обществом; 

iii) содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рабочем месте и на рынке труда; 

b) воспитание на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов; 

c) побуждение всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью настоящей Конвенции; 

d) продвижение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам. 


Статья 24 

Образование 

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом: 

а) к полному развитию человеческого потенциала, а также чувства достоинства и самоуважения и к усилению уважения прав человека, основных свобод и человеческого многообразия; 

b) к развитию личности, талантов и творчества инвалидов, а также их умственных и физических способностей в самом полном объеме; 

с) к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества. 

2. При реализации этого права государства-участники обеспечивают, чтобы: 

а) инвалиды не исключались по причине инвалидности из системы общего образования, а дети-инвалиды  — из системы бесплатного и обязательного начального образования или среднего образования; 

b) инвалиды имели наравне с другими доступ к инклюзивному, качественному и бесплатному начальному образованию и среднему образованию в местах своего проживания; 

c) обеспечивалось разумное приспособление, учитывающее индивидуальные потребности; 

d) инвалиды получали внутри системы общего образования требуемую поддержку для облегчения их эффективного обучения; 

e) в обстановке, максимально способствующей освоению знаний и социальному развитию, сообразно с целью полной охваченности принимались эффективные меры по организации индивидуализированной поддержки. 

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества. Государства-участники принимают в этом направлении надлежащие меры, в том числе: 

а) содействуют освоению азбуки Брайля, альтернативных шрифтов, усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, а также навыков ориентации и мобильности и способствуют поддержке со стороны сверстников и наставничеству; 

b) содействуют освоению жестового языка и поощрению языковой самобытности глухих; 

с) обеспечивают, чтобы обучение лиц, в частности детей, которые являются слепыми, глухими или слепоглухими, осуществлялось с помощью наиболее подходящих для индивида языков и методов и способов общения и в обстановке, которая максимальным образом способствует освоению знаний и социальному развитию. 

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам. 

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление. 


Статья 26 

Абилитация и реабилитация 

1. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания, таким образом, чтобы эти услуги и программы: 

а) начинали реализовываться как можно раньше и были основаны на многопрофильной оценке нужд и сильных сторон индивида; 

b) способствовали вовлечению и включению в местное сообщество и во все аспекты жизни общества, имели добровольный характер и были доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах. 

2. Государства-участники поощряют развитие начального и последующего обучения специалистов и персонала, работающих в сфере абилитационных и реабилитационных услуг. 

3. Государства-участники поощряют наличие, знание и использование относящихся к абилитации и реабилитации ассистивных устройств и технологий, предназначенных для инвалидов.

Подробнее

Наименование и реквизиты международного акта

Название Место принятия Дата принятия Номер статьи
Конвенция о правах инвалидов  Генеральная Ассамблея ООН
13 декабря 2006 г.
Преамбула, ст. 8, 24, 26

Ратификация

Наименование Номер Дата нормативного акта о ратификации

Федеральный закон

N 46-ФЗ
13 мая 2012 г.

Мониторинговый орган

Полное наименование Краткое наименование Сведения о предшественнике
Комитет по правам инвалидов 
КПИ

Комментарии
Замечание общего порядка № 1 (2014) Статья 12: Равенство перед законом
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 2 (2014) Статья 9: Доступность.(В настоящее время разрабатываются новые версии обоих ЗОЩ)
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 3 (2016) о женщинах-инвалидах и девочках-инвалидах
Скачать в формате PDF

Замечание общего порядка № 4 (2016) о праве на инклюзивное образование (CRPD/C/GC/4)
Скачать в формате PDF
Периодические доклады России
Первый доклад от 13 марта 2015 г. (CRPD/C/RUS/1). Рассмотрен на 19-й сессии Комитета 27-28 февраля 2018 г.  
Скачать в формате PDF
Перечень проблемных тем, заключительные замечания

1. Перечень вопросов к рассмотрению от 20 октября 2017 г. (CRPD/C/RUS/Q/1)  
Скачать в формате PDF

2. Ответы на вопросы от 23 ноября 2017 г. (CRPD/C/RUS/Q/1/Add.1)
Скачать в формате PDF

3. Приложение к ответам на вопросы от 23 ноября 2017 г. (Приложения 1-5) 
Скачать в формате PDF

4. Заключительные замечания от 9 апреля 2018 г. (CRPD/C/RUS/CO/1) 
Скачать в формате PDF

Информация об исполнении

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Ст. 19
«Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов направлена на:
1) осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами;
2) развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей;
3) интеграцию в общество».
«Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают инвалидов и их родителей (законных представителей) информацией по вопросам получения общего образования, профессионального образования, профессионального обучения и реабилитации инвалидов».

Комментарий
Положения о праве инвалидов на образование в России совпадают с сущностью международного обязательства.

273-ФЗ Ст. 5, ч. 5.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления:
1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ».

273-ФЗ Ст. 11, ч. 6.
«В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования».

273-ФЗ Ст. 55, ч. 3.
«Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».

273-ФЗ Ст. 66, ч. 10.
«Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях».

Комментарий
Законодательные положения об инклюзивном образовании в России отражают суть соответствующего международного обязательства.

273-ФЗ Ст. 79, ч. 1-7.
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов РФ для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ОВЗ.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием».

Комментарий
Законодательные положения о создании специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ в России отражают суть соответствующего международного обязательства.

273-ФЗ Ст. 79, ч. 8,9, 10.
«Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ».

Комментарий
Законодательные положения о возможности получения профессионального обучения и профессионального образования обучающимися с ОВЗ, а также корреспондирующие обязанности образовательных организаций обеспечить эти возможности в РФ отражают суть соответствующего международного обязательства.

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Ст. 3.1.
«В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в РФ прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».

Комментарий
Несмотря на то, что дискриминация по признаку инвалидности в России не допускается, на законодательном уровне не закреплены меры по просвещению населения о правах и роли лиц с ограниченными возможностями в обществе.