ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

О целесообразности внесения изменений в законодательство по вопросам медицинского обслуживания детей в образовательных организациях и летнего отдыха



№ п/п

Проблематика

Обоснование проблемы

Предложения

1

Обеспеченность образовательных организаций медицинскими работниками учреждений здравоохранения

Согласно действующим нормативам, утвержденным приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н, 1 ставка медицинской сестры (фельдшера) вводится на 100 воспитанников в дошкольных образовательных организациях или на 100-500 обучающихся в общеобразовательных организациях или профессиональных образовательных организациях. При таком обозначении штатного норматива на практике возникает ситуация, когда 1 ставка медицинского работника вводится на несколько образовательных организаций.

Очень часто эту работу выполняет работник ФАПа (по совместительству, на долю ставки), в результате чего медицинские работники работают по совместительству 1-2 дня в неделю.

Действующие стандарты не учитывают процесс объединения образовательных организаций, в результате которого медицинская помощь детям в рамках образовательного комплекса стала менее доступной, чем ранее в одном самостоятельном образовательном учреждении. Также Приказ не учитывает требования Федерального закона о том, что помещение для оказания медицинской помощи предоставляется обязательно.

Кроме того, фактически обязанности выполняются медицинскими работниками не в полном объеме, в том числе не ведется документация. При этом имели место случаи предписаний руководителю образовательной организации по вине медицинских работников. Медперсонал в санаторных, интернатных учреждениях должен быть в их штатном расписании. Количество ставок должно быть рассчитано с учетом круглосуточного пребывания детей, количества детей в них. Стаж медработников, работающих в образовательных организациях должен идти им льготный стаж.

 

1. Внести в приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н изменения, регламентирующих введение 1 ставки медицинского работника для каждого обособленного здания образовательной организации (либо не более двух для малокомплектных школ, за исключением районов с низкой плотностью населения и ограниченной транспортной доступностью),

2. Пересмотреть приказ с учетом требования Федерального закона о том, что помещение для оказания медицинской помощи предоставляется обязательно.

2.1 Внести изменения в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с целью отмены нормы, введенной Федеральным законом от 03.07.2016 № 313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать решения о закрытии медицинских кабинетов в школах и оказании помощи в медицинских организациях.

2

Функциональные обязанности медицинских работников не в полном объеме учитывают требования законодательства об образовании.

Контроль на систематической основе за работой медицинских кабинетов со стороны территориальных органов Роспотребнадзора.

Положение об организации деятельности медицинской сестры (фельдшера), утвержденное приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н, в настоящее время не учитывает некоторые обязанности медицинских работников, вытекающие из действующего законодательства, например, обязательность присутствия медицинского работника в пунктах проведения экзаменов в течение всего экзамена, обязательность проведения в осеннее-зимний период утренних фильтров с целью недопущения в образовательную организацию больных детей, регулярный контроль за санитарным состоянием школьного буфета (столовой), качеством приготовленной пищи, а также обязанность организации и проведения санитарно-просветительской работы среди школьников и их родителей, организации мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

В образовательных организациях, в которых закреплены постоянные медицинские работники, режим их работы (с 8.00 или 9.00 до 16) не совпадает со временем окончания второй смены, в результате чего обучающиеся во вторую смену большую часть пребывания в образовательной организации остаются без возможности оперативной квалифицированной медицинской помощи.

Предложения:

В каждую образовательную организацию трудоустроить на постоянной основе медработника (педиатра, фельдшера, диетсестру);

Установить режим работы медицинских работников в соответствии с режимом работы образовательных организаций, предусмотренных образовательной программой мероприятий, экзаменов.

Организовать контроль на систематической основе за работой медицинских кабинетов со стороны территориальных органов Роспотребнадзора.

1. Совершенствование законодательства в сфере здравоохранения, контроля и надзора в сфере здравоохранения по указанным вопросам.

2. Внесение в приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 г. № 822н соответствующих изменений, в том числе разработка и утверждение примерного перечня обязанностей медицинского работника в образовательных организациях.

 

3. Разработка Минздравом России совместно с Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Россотрудничеством, Минэкономразвития России, Минфином России федеральной программы в рамках Национального проекта «Здравоохранение» по оснащению медкабинетов современным медоборудованием, квалифицированными кадрами (в отдаленных территориях и сельской местности – на базе фельдшерско-акушерских пунктов).

3

Отсутствие в образовательных организациях на системной основе своевременной стоматологической помощи, необходимых лечебных и профилактических процедур.

Организовать стоматологические кабинеты и кабинеты ЛФК.

 

4

Финансирование деятельности медкабинетов (приобретение оборудования, медикаментов, поверку медоборудования)

В соответствии с п. 12 приказа Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» обеспечение медикаментами возложено на медицинскую организацию («Медицинская организация обеспечивает отделение медицинской помощи обучающимся лекарственными препаратами для медицинского применения»). По факту медицинское учреждение часто не обеспечивает медицинские кабинеты лекарственными препаратами для медицинского применения, в результате чего медицинские кабинеты в образовательных организациях не укомплектованы в соответствии с действующими требованиями, финансирование в сложившейся системе осуществляется по остаточному принципу.

1 Внесение соответствующих изменений в законодательство об охране здоровья, контроле и надзоре в сфере здравоохранения:

финансирование деятельности медкабинетов (приобретение оборудования, медикаментов, медоборудования) в соответствии с полномочиями возложить на территориальные органы здравоохранения; пересмотр нормативов в сторону увеличения, в том числе для приобретения необходимого оборудования либо замены устаревшего (весы, ростомеры, холодильное оборудование для хранения вакцины и другое);

пересмотр стандарта укомплектования аптечек для оказания неотложной медицинской помощи в учебных классах и кабинетах;

контроль на систематической основе за работой медицинских кабинетов со стороны территориальных органов Роспотребнадзора.

2. Разработка Минздравом России совместно с Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Россотрудничеством, Минэкономразвития России, Минфином России федеральной программы в рамках Национального проекта «Здравоохранение» по оснащению медкабинетов современным медоборудованием, созданием кабинетов стоматологической помощи и ЛФК, обеспечения квалифицированными кадрами (в отдаленных территориях и сельской местности – на базе фельдшерско-акушерских пунктов).

3. Поддержка проекта федерального закона № 466977-7 «О внесении изменения в статью 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в части оказания первой помощи с использованием автоматических наружных дефибрилляторов)» и его расширение за счет всех образовательных организаций

5

Взаимодействие и сроки предоставления медицинской организацией медицинского заключения образовательным организациям о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая с обучающимся и степени их тяжести

Законодательством об охране здоровья не урегулировано взаимодействие и сроки предоставления медицинской организацией медицинского заключения образовательным организациям о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая с обучающимся и степени их тяжести.

При этом пунктом 16 приказа Минобрнауки России от 27 июля 2017 г. № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» предусмотрено, что комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность, по расследованию несчастного случая обязана запросить в медицинской организации медицинское заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести.

Внесение изменений в законодательство об охране здоровья в части вопросов взаимодействия и сроков предоставления медицинской организацией медицинского заключения образовательным организациям о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая с обучающимся и степени их тяжести (совместно с Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Минобрнауки России и Минпросвещения России).

6

Право педагогических работников на получение информации из медицинских карт обучающихся о группе здоровья, особенностях их здоровья, которые необходимо учитывать в организации образовательного процесса без письменного согласия обучающихся или их законных представителей

Отсутствие права педагогических работников без письменного согласия обучающихся или их законных представителей на получение информации из медицинских карт обучающихся о группе здоровья, особенностях их здоровья, которые необходимо учитывать в организации образовательного процесса.

Не всегда такое письменное согласие возможно получить, в связи с чем учителя (классные руководители, учителя (инструкторы) физкультуры) не проинформированы о наличии у детей заболеваний, требующих особого наблюдения и подхода.

 

Часть 1 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

«Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.»

Часть 3 указанной статьи: «С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях.»

Целесообразно внести изменения в часть 4 ст. 13 «Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:», дополнив ее пунктом:

«в целях учета педагогическими работниками особенностей здоровья обучающихся при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального образования, а также в целях предоставления медицинской организацией по запросу организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинского заключения о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая с обучающимся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и степени их тяжести (в порядке, устанавливаемом Минздравом России совместно с Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Минобрнауки России и Минпросвещения России).»

7

Допуск обучающихся к соревнованиям
и спортивно-оздоровительным мероприятиям

Разные организации (по месту проживания учащихся) осуществляют прохождение медицинского допуска, при этом не представляется возможным внести обучающихся в единую заявку.

Медицинский работник при общеобразовательной организации не имеет полномочий для выдачи медицинских заключений (невозможность выдачи заключений в школах и формирования единой заявки).

 

Внесение изменений в приказ Минздрава России от 1 марта 2016 г. № 134-н в части определения перечня медицинский организаций для получения медицинского допуска обучающихся к соревнованиям и спортивно-оздоровительным мероприятиям, также включение в полномочия специалистов, осуществляющих деятельность в образовательных организациях, выдачу медицинских заключений.

8

Проведение обязательных осмотров детей перед занятиями физической культурой и спортом, а также перед/после проводимых спортивных соревнований.

Несмотря на получение общего медицинского допуска к занятиям физической культурой и спортом, существует ряд ограничений по здоровью, которые могут возникнуть непосредственного перед занятиями и являться основаниями для не допуска обучающихся на конкретное занятие (в связи с возникновением временного расстройства здоровья). Кроме того, во время занятий возможны ухудшения самочувствия в виду наличия определенной нагрузки. В результате может возникнуть вред здоровью обучающегося. Поэтому необходим обязательный контроль здоровья обучающихся как непосредственно перед занятиями, так и сразу после них.

Внести изменения в приказ Минздрава России от 5 ноября 2013 года № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», предусмотрев проведения медицинским персоналом образовательной организации обязательных осмотров обучающихся перед/после занятий физической культурой и спортом, в связи с чем также потребуется расширение функционала медсестер в части проведения таких осмотров.   

8

Утверждение порядка оказания медицинской помощи обучающимся, достигшим 18-летнего возраста

Ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает меры в отношении охраны здоровья всех обучающихся, вне зависимости от возраста, вида программ, форм получения образования, правовому регулированию должны быть подвергнуты и уровни среднего профессионального и высшего образования. Однако в приказе Минздрава России от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», речь идет лишь об обучающихся до 18 лет.

Порядок оказания медицинской помощи обучающимся, достигшим 18-лет, регулируется общими стандартам оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению (Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н), которые не учитывают специфику оказания медицинской помощи лицам, достигшим 18-летнего возраста, но проходящих обучение в рамках программ профессионального образования.

Внести изменения в приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» с целью установления особенностей при оказании медицинской помощи обучающимся, достигшим 18 –летнего возраста, в том числе, на базе образовательных организаций.

9

Пересмотреть ответственность педагогических работников в части здоровья обучающихся

Требуется отказаться от идеи возложения дополнительных обязанностей на педагогических работников и исключить все, что касается ответственности за здоровье. Эта сфера – компетенция медиков. Задача педагога – учить, а не оказывать медицинскую помощь. При этом целесообразно организовывать обучение педагогических работников по оказанию первой неотложной помощи в случае такой необходимости.

 

Внести изменения в нормативные правовые акты в части пересмотра ответственности педагогических работников за здоровье обучающихся и возложение такой ответственности исключительно на медицинских работников

10

Утверждение требований к проведению занятий физической культурой и спортом

Анализ текстов приказа Минспорта об утверждении правил той или иной игры, которые на практике (в том числе и в СПС «КонсультанПлюс») воспринимаются как федеральные стандарты спортивной подготовки, показывает, что в них ничего не говорится о физической подготовленности школьников к занятиям тем или иным видам спорта. В итоге образовательные организации в качестве исходного нормативного материала для выбора форм занятий физической культурой, средств физического воспитания, видов спорта и двигательной активности и методов и продолжительности занятий физической культурой, могут ориентироваться лишь на ФГОСы. И требований к физическому состоянию ребенка для занятий физической культурой в настоящее время не имеется.

Имеющиеся акты в области физической культуры и спорта, технические стандарты и т.п. не гарантируют защиту интересов обучающихся и их родителей от произвольного выбора образовательной организации методов и средств, связанных с физическим воспитанием. Более того, не сделана ссылка на реальные возможности школы, где при отсутствии помещений для хранения лыж, душевых кабин, нормальных помещений для переодевания, дети (даже младшего возраста) вынуждены с ноября по март (в средней полосе России) на каждый урок физкультуры тащить на себе комплект одежды, ботинки, сами лыжи т.п. В результате вместо развития здоровья идет его массовое ухудшение.

Более того, не являются общедоступными и обязательными требования о том, какие должны быть погодные условия для занятий физической культурой в разные времена года, для обучающихся разного возраста и т.д. Нередко занятия на улице происходят в дождь и сильный ветер, несмотря на имеющиеся требования. Проблема в том, что при формулировании этих требований использован термин «рекомендации», которые трактуются не в пользу детей.

В школах не принимаются специальные локальные акты, касающиеся выше обозначенных вопросов, но иных легальных механизмов учета интересов обучающихся и их родителей Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в отношении того, что касается организации учебного процесса, не предусматривает. Нередко в образовательные программы школ в части физической культуры и спорта устанавливается ориентир – нормативы ГТО. То есть от всех детей требуют заниматься в обычной школе по повышенным нормативам, принцип добровольности сдачи ГТО не соблюдается.

 

1. Внесение изменений в ст. 28 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в целях более четкого понимания что такое нормативы физической подготовки, которые наряду с иными спортивными нормативами должны входить в состав федеральных стандартов спортивной подготовки.

2. Подготовить специальный акт двух министерств о требованиях к проведению занятий физической культурой и спортом вне спортивных залов.

 

 

11

Проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся

Согласно приказу Минздрава России от 10.08.2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" профилактические осмотры поводятся в целях раннего (своевременного) выявления патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. То есть основной задачей в том числе является обеспечение норм санитарной безопасности в школах и недопущение развития эпидемий.

Вместе с тем согласно п.5 Приказа необходимым предварительным условием проведения профилактического осмотра является дача информированного добровольного согласия несовершеннолетнего (его родителя или иного законного представителя) на медицинское вмешательство. Таким образом, если родитель отказался от проведения осмотра своего ребенка, существует риск распространения инфекционных заболеваний в образовательном учреждении, в частности, туберкулеза.

Данные проблемы касаются и обязательной вакцинации детей, от которой родители вправе отказаться.

 

Внести изменения в Приказ Минздрава России от 10.08.2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних" в части установления обязательного условия для допуска обучающегося до занятий в школах прохождение профилактических медицинских осмотров. Введение данного требования необходимо в целях защиты прав самого ребенка на охрану здоровья, а также прав других детей на безопасную среду обитания.

 


Автор:  в ред. Мекеко Анджелики Владимировны, заместителя директора по правовой деятельности Клинико-диагностического центра РУДН
Дата:  ноябрь 2020

Возврат к списку