ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 


Совет ООН по правам человека: продолжение Всемирной программы образования в области прав человека 




Сегодня, 29 сентября 2017 года, завершилась 36-я сессия Совета ООН по правам человека. В течение трех недель делегации стран-членов Совета и наблюдателей обсуждали наиболее острые проблемы в сфере прав человека в мире: современные формы рабства, вопросы смертной казни, уничтожения опасных отходов, права на правду, прав пожилых людей, права на чистую воду и многие другие. Более 60 проектов резолюций было подготовлено и вынесено на голосование, в том числе по таким неоднозначным вопросам, как состояние прав человека в Сирии, Ливии, Сомали, Украине и Южном Судане.


В части права на образование в рамках работы Совета была принята резолюция о  дальнейшей реализации Всемирной программы образования в области прав человека (текст будет опубликован на сайте Совета в разделе Решения и Резолюции). 


Теоретическую и практическую основу резолюции составил Доклад Управления Верховного комиссара ООН по правам человека об осуществлении третьего этапа программы, представленный на сессии (A/HRC/36/24).


В докладе обобщена информация, полученная от 20 государств и 18 национальных правозащитных учреждений из 36 стран, и изложены некоторые выводы в отношении дальнейшего укрепления образования и подготовки в области прав человека. 


Чрезвычайно интересны выводы, изложенные в Докладе. Так, например, отмечается, что начиная с 2015 года в некоторых странах были предприняты значительные усилия в сфере образования и подготовки в области прав человека как в рамках, так и вне рамок стратегий, разработанных в контексте Всемирной программы образования в области прав человека. 


На основании проведенного сравнительного анализа, в Докладе отмечаются положительные тенденции. Например, внедрялись комплексные секторальные стратегии образования в области прав человека в школьной системе, и этого удавалось добиться в тех случаях, когда меры, принятые зачастую в контексте реформ в сфере образования, выходили за рамки разработки учебных программ и затрагивали политику в области образования, профессиональную подготовку учителей и других работников сферы образования по вопросам прав человека и проведение внешкольных мероприятий и исследований. Кроме того, некоторые учебные мероприятия по правозащитной тематике проводились в рамках реализации более масштабных стратегий, направленных на преодоление проблем в области прав человека в конкретных условиях, имели общие тематические направления (например, миграция, гендерная проблематика и многообразие) и включали использование ориентированных на запросы учащихся и инклюзивных методик. 


Сотрудничество между национальными субъектами – государственными органами, национальными правозащитными учреждениями, организациями гражданского общества и научными кругами – и между ними и региональными и международными организациями, по всей видимости, носит регулярный характер и является многообещающим. 


Среди проблем, которые упоминались в предоставленных ответах, и особенно в отношении подготовки профессиональных групп, можно отметить проблемы реализации специальных проектов в области подготовки в отличие от реализации общих стратегий, и недостатки, связанные с оценкой учебных программ и принятием последующих мер. Кроме того, по всей видимости, программы обучения в области прав человека для сотрудников средств массовой информации и журналистов получили меньшее развитие, чем программы для более «традиционных» целевых аудиторий, таких как сотрудники правоохранительных органов; в этой связи респонденты отметили, в частности, отсутствие национальных мер политики и определили ответственные учреждения. 


Текст резолюции будет размещен на нашем сайте, как только он будет доступен для публикации. 



Дата:  29 сентября 2017 г.

Возврат к списку