ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 


Источник: OHCHR.ORG


         Совет по правам человека,

         руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций,

         вновь подтверждая, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, а также другими международными договорами по правам человека государства обязаны обеспечивать, чтобы система образования была направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам,

         ссылаясь на резолюцию 59/113 A Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 2004 года, в которой Ассамблея провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека, и резолюцию 60/251 от 15 марта 2006 года, в которой Ассамблея постановила, в частности, что Совет по правам человека должен содействовать учебно-просветительской деятельности в области прав человека,

         вновь подтверждая Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 66/137 от 19 декабря 2011 года,

         ссылаясь на предыдущие резолюции Совета по правам человека о Всемирной программе образования в области прав человека, последней из которых является резолюция 36/12 от 28 сентября 2017 года,

         ссылаясь также на то, что Всемирная программа представляет собой постоянно реализуемую инициативу, строящуюся на основе последовательных этапов, в целях содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах и что государства должны продолжать реализацию предыдущих этапов, принимая при этом необходимые меры для реализации текущего этапа,

         признавая, что Всемирная программа образования в области прав человека ориентирована на первом этапе на интеграцию образования в области прав человека в системы начального и среднего школьного образования, на втором этапе – на образование в области прав человека в системе высшего образования и подготовку в этой области учителей и преподавателей, гражданских служащих, сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих и на третьем этапе – на реализацию первых двух этапов и поощрение подготовки в области прав человека для сотрудников средств массовой информации и журналистов,

         считая, что образование и подготовка в области прав человека имеют огромное значение для эффективной реализации прав человека и основных свобод и в значительной степени способствуют поощрению равенства, предотвращению конфликтов и нарушений и ущемлений прав человека и активизации участия и демократических процессов в интересах формирования обществ, в которых ценятся и уважаются все люди без какой-либо дискриминации или различия, например по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или сословного положения или иного статуса,

         признавая наличие связей между правом на образование и борьбой против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости и важнейшую роль образования, в том числе образования в области прав человека и образования, учитывающего и уважающего многообразие культур, особенно среди молодежи, в предупреждении и искоренении всех форм нетерпимости и дискриминации,

         ссылаясь на принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, включая задачу 7 ее Цели 4, и Рамочной программы действий по образованию на период до 2030 года и подтверждая взаимосвязанность и комплексный характер всех Целей и задач в области устойчивого развития,

         1.       принимает к сведению доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека о консультации относительно целевых секторов, приоритетных областей или тематических вопросов, касающихся прав человека, для четвертого этапа Всемирной программы образования в области прав человека[1];

         2.       рекомендует государствам и соответствующим заинтересованным сторонам в ходе четвертого этапа Всемирной программы активизировать усилия в целях достижения прогресса в осуществлении трех предыдущих этапов с особым акцентом на:

         a)       достижение прогресса в осуществлении – с уделением особого внимания женщинам, девочкам и детям – и налаживание взаимодействия с группами и лицами, находящимися в уязвимом положении в соответствии с целью Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года «никого не забыть», а также консолидацию проделанной работы; 

         b)       организацию образования и подготовки по правам человека для преподавателей в рамках формального и неформального образования и подготовки, в частности для тех, кто работает с детьми и молодежью;

         с)       проведение соответствующих исследований и оценок, обмен информацией о передовой практике и извлеченных уроках, а также распространение информации среди всех действующих лиц;

         d)       применение и укрепление действенных образовательных методик, основанных на передовой практике и проходящих постоянную оценку;

         e)       укрепление диалога, сотрудничества, сетевых связей и обмена информацией между соответствующими заинтересованными сторонами;

         f)        содействие включению образования и подготовки по правам человека в школьные программы и программы подготовки;

         g)       укрепление последующей деятельности в связи с осуществлением всех предыдущих этапов Всемирной программы;

         3.       постановляет определить молодежь в качестве целевой группы четвертого этапа Всемирной программы – с уделением особого внимания образованию и подготовке по вопросам равенства, прав человека и недискриминации, а также интеграции и уважению разнообразия с целью создания инклюзивных и мирных обществ – и согласовать четвертый этап с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в частности с задачей 7 Цели 4 в области устойчивого развития, с учетом синергизма между различными упомянутыми в ней концепциями и методиками обучения;

         4.       призывает государства и при необходимости соответствующие правительственные органы и другие заинтересованные стороны активизировать свои усилия по осуществлению, распространению и содействию всеобщему соблюдению и пониманию Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека;

         5.       рекомендует государствам разрабатывать, когда это необходимо, комплексные и устойчивые национальные планы действий по образованию и подготовке в области прав человека, выделяя ресурсы специально на эти цели;

         6.       просит Управление Верховного комиссара подготовить в рамках имеющихся ресурсов и с учетом доклада Верховного комиссара1и будущих соответствующих консультаций план действий для четвертого этапа Всемирной программы (на 2020–2024 годы) в консультации с государствами, соответствующими межправительственными организациями, в частности Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, национальными правозащитными учреждениями и гражданским обществом, включая неправительственные организации, и представить план действий Совету по правам человека для рассмотрения на его сорок второй сессии;

         7.       рекомендует Генеральному секретарю обеспечить направление на цели поддержки образования и подготовки в области прав человека достаточной части помощи Организации Объединенных Наций, которая будет оказываться по просьбе государств-членов для развития их национальных систем поощрения и защиты прав человека;

         8.       постановляет рассмотреть этот вопрос на своей сорок второй сессии в соответствии со своей программой работы.

39-е заседание
27 сентября 2018 года

[Принята без голосования.]



                        [1]   A/HRC/39/35.




Дата:  27 сентября 2018 г.

Возврат к списку