ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Анализ дореволюционного российского законодательства в сфере аттестации научных кадров

Степень квалификации специалиста в определенной области знаний определяется его ученой степенью, и вполне естественной является сложившаяся за последние столетия иерархия данной квалификации. Традиция присуждения ученых степеней связана с зарождением университетского образования и имеет давние исторические корни. Впервые ученые степени были введены в европейских средневековых университетах. В Россию университетское образование пришло почти шестью веками позже, и инициатива его создания исходила сверху (как и большинство полезных и не очень инициатив) от руководства государства. Поэтому государственное волеизъявление в России было основополагающим в определении целей и направленности образовательной политики и оказывало сильнейшее влияние на развитие университетского образования и науки.

По прямому распоряжению Петра I Указом Правительствующего сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. была создана Петербургская академия наук. Ее структура и организация работы были скопированы по образцу европейских аналогичных академий, с той только разницей, что Петербургская академия с самого своего возникновения прямо зависела даже не от государства, а от воли императора, в отличие от оригиналов, которым предоставлялась существенная автономия. Поскольку отечественных ученых в необходимом количестве в России не было, на работу в академию были приглашены иностранцы. К сожалению, они не были заинтересованы в силу понятных причин в создании российской научной школы, поэтому влияние академии на развитие научно-педагогических кадров было незначительным.

Открытие в 1755 г. Московского университета явилось надлежащим импульсом к осознанию необходимости подготовки национальных научных кадров. Начало присуждения ученых степеней положено Указами Екатерины II "О произвождении кандидатов, обучавшихся медицине, в докторы сего факультета, по собственным медицинской коллегии экзаменам" 1764 г.[1] и "О предоставлении Московскому университету права давать докторские степени обучающимся в оном врачебной науке" 1791 г.[2] Эти документы стали первыми нормативными правовыми актами, определявшими порядок присуждения ученых степеней. Они вводили правило обязательного испытания, по результатам которого выдавался патент на право осуществления медицинской деятельности.

В первые годы своего существования Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Дерптский, Вильнюсский университеты лишь формировали свой научный облик, становление же университетской науки относится только к началу XIX в. Права, полученные вузами в это время по Уставу народным училищам в Российской империи 1786 г. и Уставу учебных заведений, подведомственных университетам 1804 г., заложили прочную основу для научной деятельности. Само устройство университета оказало значительное влияние на развитие вузовской науки. Строгое и недвусмысленное (в отличие от той же Англии) деление на факультеты, соответствующее состоянию науки того времени, стимулировало развитие многих отраслей знания и способствовало созданию научных отечественных школ.

Наиболее насущной задачей, стоявшей в первой четверти XIX в. перед университетами, была собственная организация подготовки научных кадров. Развитие высшей школы требовало установления определенной системы присуждения ученых степеней.

В 1803 г. в Указе "Об устройстве училищ"[3], в 1804 г. в Утвержденных грамотах[4] и Уставах императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов[5] было определено, что университеты по результатам испытаний имеют права присуждать ученые степени (достоинства) кандидата, магистра, доктора. Университетский устав 1804 г. содержал главу "Об испытаниях и производстве в Университетские достоинства", в которой определялись порядок проведения испытаний, состоящих из устных и письменных вопросов, проведения опытов, прочтения лекций и защиты диссертации. На защите после выступления и ответов на вопросы "посторонних состязателей противоположения делают профессора того же факультета по старшинству". Особым условием было оговорено, что магистерские и докторские диспуты должны проходить на латинском языке. Необходимо подчеркнуть, что все испытания были ранжированы в соответствии с искомой степенью. Общими являлись следующие условия: а) публичность проведения испытаний, которые проходили на собрании факультета под председательством декана, о чем заранее осуществлялось оповещение; б) оппонирование; в) голосование ("если представленное сочинение по большинству голосов..."). В случае неуспешного прохождения испытаний и защиты диссертаций повторно их прохождение разрешалось через год. Единый для всех университетов Университетский устав 1804 г. стал важным этапом в становлении отечественной системы присуждения ученых степеней. Право присуждения ученых степеней получили все российские университеты на основании единых требований. Решение университета о присуждении степени признавалось всеми университетами страны без каких-либо дополнительных условий. Все это свидетельствовало о становлении единой государственной централизованной системы присуждения ученых степеней.

Следующим этапом в установлении порядка присуждения ученых степеней стало принятие в 1819 г. специального Положения "О производстве в ученые степени на основании Положения о сем"[6]. В этом документе осуществлялось "распределение наук для испытания на ученые степени и для получения оных", что можно считать официальным дифференцированием "всех родов наук и познаний", т.е. началом формирования номенклатуры специальностей научных работников. Все отрасли науки выделялись в соответствии с факультетами, которые к тому времени в окончательном виде сложились в российских университетах.

В частности, в юридической науке выделялись отрасли: а) право естественное, частное, публичное, народное, дипломатическое; б) право римское; в) право российское публичное, гражданское и уголовное, права частных присоединенных губерний, состоящих на особенных постановлениях, судопроизводство; г) политическая экономия; д) политическая история и статистика основных государств.

Положением были установлены четыре ученые степени: 1) действительного студента, 2) кандидата, 3) магистра, 4) доктора. В нем были сформулированы общие правила испытаний на все степени, особенности правил для получения каждой степени и преимущества получивших ученую степень.

Характерно, что положение предусматривало преемственность и последовательность в получении степеней. Действительный студент допускался к испытаниям на степень кандидата через один год, кандидат на степень магистра - через следующие два года, магистр на степень доктора - через следующие три года. В случае отказа в присуждении степени разрешались повторные испытания: на степень кандидата и магистра - через год, на степень доктора - через два года после отказа. Получившие отказ три раза не имели права более требовать испытаний, и об этом сообщалось всем российским университетам.

Кроме того, в требованиях к магистерским испытаниям отмечалось, что испытуемый должен иметь знания по системе данной науки в целом и по отдельным частям, преподать свои знания другим или "приложить их к употреблению". Ищущему докторскую степень были определены более высокие требования, а именно знать "самую науку в существенных ее основаниях", уметь не только следовать известному методу или системе, но и собственным умом "судить о ней, самому открывать и исправлять в ней слабые места, дополнять недостатки, очищать и укреплять основания".

Отметим, что ученой степенью признавалось особое звание студента, т.е. с самого начала образовательная деятельность неразрывным образом переплеталась с научной.

Дальнейшее становление и развитие порядка присуждения ученых степеней было связано с Общим уставом императорских российских университетов 1835 г.[7], проектом Положения об испытаниях на ученые степени 1837 г.[8], Положением о производстве в ученые степени 1844 г.[9], Общим уставом императорских российских университетов 1863 г.[10], Положением об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени 1864 г.[11], Высочайше утвержденным общим уставом императорских российских университетов 1884 г.[12] Большинство норм, закрепленных в этих нормативных правовых актах, не претерпело существенных изменений по сравнению с положением 1819 г., но получило более детальное логическое развитие.

В Университетских уставах 1835 и 1863 гг. и Положениях 1837, 1844, 1864 гг. были названы следующие ученые степени: кандидат, магистр, доктор. Университетским уставом 1884 г. была ликвидирована степень кандидата. С этого времени в России присуждаются две ученые степени. Это было связано и с развитием научной составляющей магистерских и докторских диссертаций. Статус кандидатского исследования постепенно стал соответствовать современной дипломной работе студента и, к сожалению, в значительной степени (в том числе из-за большого количества университетов и большого количества студентов) потерял свою научную составляющую. Сами исследования стали низкого по сравнению с тем, что было ранее, качества.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на отмену кандидатской степени, в России фактически продолжала сохраняться двухуровневая система присуждения ученых степеней: магистерская и докторская[13].

Интересной представляется формулировка Положения 1844 г. о соотношении содержания диссертаций: "Диссертация сия (докторская) должна подробно развивать такой предмет, который не входил в объем представленной для степени магистра"[14]. Положение 1864 г. раскрывает этот момент следующим образом: "Магистр, ищущий степени доктора, обязан представить диссертацию, которая должна заключать в себе самостоятельное исследование какого-либо научного вопроса. Диссертация сия может заключать в себе более обширное исследование предмета магистерской диссертации, но не должна быть только повторением оной"[15]. Положение 1844 г., определяя общие требования, подчеркивает, что "от ищущих степеней магистра и доктора требуется в главных предметах познание глубокое и подробное..."[16].

В Положениях 1837, 1844, 1864 гг. (последнее действовало до 1918 г.) было определено, что для получения степеней магистра необходимо выдержать испытания (устные и письменные) по предметам, которые разделены на первые, или главные, и вторые. В развитие Положения 1819 г. были введены разряды наук. Так, для претендующего на степень магистра гражданского законоведения главными предметами являются гражданские законы (общие, особенные, местные) и гражданское судопроизводство, а вторыми - римское законодательство и энциклопедия законоведения. Для получения степени доктора проводились испытания только по главным предметам. Однако Положением 1864 г. экзамены при присуждении докторской степени были отменены. Необходимым требованием было только представление диссертации и ее публичная защита.

В Положении 1844 г. для публичной защиты вводится требование подготовки нескольких положений (theses), что явилось прообразом современного автореферата. При защите присутствовал декан, все члены факультета и представители других факультетов, а также возражатели (не менее двух), назначаемые заранее деканом. Положение 1864 г. использует термины, которые востребованы и сегодня: "официальных оппонентов, заблаговременно назначенных факультетом, должно быть не менее двух"[17], "ищущий степени кандидата приглашается в заседание комиссии (на факультете) для словесного объяснения по содержанию диссертации (colloguium)"[18].

Кстати, сейчас colloguium превратился в элемент образовательного процесса, а его научная составляющая и суть процесса научной полемики и, строго говоря, предварительной защиты просто утрачена.

В окончательном виде порядок проведения защит сложился к концу XIX в. Претендующий на получение степени подавал просьбу ректору с указанием степени, разряда наук и прикладывал имеющиеся дипломы. Ректор передавал просьбу декану, который назначал время для испытаний. Все испытания, за исключением публичной защиты диссертации, длились шесть месяцев и проходили на трех самостоятельных и разбросанных по времени заседаниях[19].

1. Сначала диссертация представлялась на избранную испытуемым тему, которая была одобрена факультетом. Обсуждение диссертации начиналось на факультете, где подробный разбор делал профессор. И если диссертация признавалась удовлетворительной, то допускалась к публичной защите. Данный этап подготовки диссертации к защите присутствует и сегодня. Сегодня то же самое происходит на стадии назначения рецензентов и обсуждения диссертации на кафедре.

2. Далее для защиты диссертации назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров, работающих на этом факультете. Диссертации и небольшие тезисы представлялись в печатном виде на факультет за месяц до защиты. Существовала практика публикации диссертации в периодических изданиях университета. Данная норма работает и сегодня: за месяц до защиты диссертация сдается в библиотеку организации, на базе которой функционирует диссертационный совет.

3. После этого проходила сама защита. Защита проходила на собрании факультета, в котором могли принять участие как члены совета факультета, так и все желающие; иногда раздавались пригласительные билеты. Выступали оппоненты, после которых могли выступить все желающие. Ни одна защита не проходила без широкой научной дискуссии. Вел заседание декан, который "направляет прения, охраняет порядок диспута, заключает оный, публично объявляет о состоявшемся решении"[20].

Установление законодательно определенного порядка подготовки отечественных ученых в значительной степени уменьшало зависимость российских университетов от иностранных специалистов вследствие неуклонного роста отечественной науки. Тем не менее нехватка научно-педагогических кадров сохранялась. Количество преподавателей, имевших необходимую научную квалификацию и ученые степени, до революции 1917 г. оставалось весьма незначительным, в т.ч. из-за высокого уровня требований к соискателям ученых степеней. Далеко не каждый, успешно проходивший тяжелое сито отбора в претенденты на защиту, успешно защищался. Так, в 1843 г. в шести существовавших русских университетах преподавало 455 человек, степень доктора наук получили пять человек, степень магистра - десять. В 1834 - 1843 гг. в Петербургском университете диссертацию на соискание ученой степени доктора защитили 15 человек и на степень магистра - 11[21].

За 120 лет работы по присуждению ученых степеней в России, как отмечает А.Е. Иванов, "было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций по фундаментальным наукам: истории, философии, юриспруденции, естествознанию, богословию, медицине..."[22]. Шел поступательный, но медленный процесс формирования сообщества людей, занимающихся наукой на профессиональной основе. Примечательно, что сегодня востребованными современной системой присуждения ученых степеней остаются многие нормы, сложившиеся в XIX в.[23].



[1] Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России / Под ред. Е.А. Корсакова: В 4 т. Пятигорск, 2004. Т. 1. 1724 - 1844. С. 34.

[2] Там же. С. 35.

[3] Там же. С. 38.

[4] Утвержденные грамоты императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов // СП по МНП. СПб., 1864. Т. 1. Стб. 254 - 261.

[5] Уставы императорских Московского, Харьковского и Казанского университетов // СП по МНП. 1802 - 1825. СПб., 1864. Т. 1. Стб. 264 - 301.

[6] Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России. Т. 1. 1724 - 1844. С. 125 - 134.

[7] Общий устав императорских российских университетов // СП по МНП. 2-е изд. Отд. 1. 1825 - 1839. СПб., 1875. Т. 2. Стб. 969 - 995.

[8] Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России. Т. 1. 1724 - 1844. С. 218 - 225.

[9] Там же. С. 122 - 130.

[10] Общий устав императорских российских университетов // СП по МНП. 1855 - 1864. СПб., 1865. Т. 3. Стб. 923 - 991.

[11] Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России / Под ред. Е.А. Корсакова: В 4 т. Пятигорск, 2004. Т. 2. 1844 - 1918. С. 112 - 130.

[12] ПСЗ. Собр. 3-е. N 2404. Т. 4. С. 456 - 474.

[13] Зайцева Л.А., Мацкевич И.М. Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность) // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 2 - 13.

[14] Летопись Министерства образования в области законодательства о порядке подготовки научных кадров и присуждения ученых степеней в России. Т. 2. 1844 - 1918. С. 12.

[15] Там же. С 129.

[16] Там же. С. 15.

[17] Там же. С. 130.

[18] Там же. С. 125.

[19] Зайцева Л.А., Мацкевич И.М. Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность) // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 2 - 13.

[20] Там же. С. 130.

[21] Бенасик М. Студенчество в университетах по данным переписи 1907 года в Юрьеве / Под ред. В.В. Светловского. СПб., 1909. С. 136; Терещенко О.В. Становление и развитие классических университетов в России XIX - XX вв.: Дис. ... канд. истор. наук. Ставрополь, 2002. С. 96.

[22] Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи XVIII в. - 1917 г. М., 1994. С. 185.

[23] Зайцева Л.А., Мацкевич И.М. Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность) // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 2 - 13.


Автор:  Мацкевич И.М. доктор юридических наук, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права МГЮА. Зайцева Л.А. кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права МГЮА
Дата:  2015 г.

Возврат к списку