ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

В комментируемой статье объединен ряд новелл в организации образовательного процесса, которые характерны для современного российского образования.

В ч. 1 ст. 13 закрепляется возможность реализации образовательной программы как самостоятельно, так и так и посредством сетевых форм их реализации, которые обеспечивают возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут участвовать научные, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой (подробнее см. комментарий к ст. 15).

Ч. 2 комментируемой статьи касается образовательных технологий. В документах ЮНЕСКО под образовательными технологиями, или технологиями обучения технология обучения понимается системный метод создания, применения и определения всего учебного процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических, человеческих ресурсов и их взаимодействия[1]. Наряду с классическим лекционным (аудиторным) обучением, в современном образовательном процессе активно применяются обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, с применением учебной книги, компьютерное обучение, система «репетитор» — индивидуальное обучение, программное обучение (по заранее составленной программе) и т. д.

Особое значение для организации образовательного процесса  имеют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии, которым посвящена ст. 16 комментируемого Закона. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников (ч. 1 ст. 16). В той же ст. 16  дистанционные образовательные технологии определены как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»[2]).

Применение электронного обучения и дистанционных технологий в образовании являются важной гарантией общедоступности образования, прежде всего для лиц, которые по медицинским показаниям не могут посещать занятия в образовательной организации, живут в отдаленных и труднодоступных районах и т. п.

Предметом ч. 4 комментируемой статьи является образовательный модуль. Законодательство допускает применение формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов.

Модуль в образовании представляет собой часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющую определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания.

Модульное обучение представляет собой способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Его сущность состоит в том, что содержание обучения структурируется в автономные организационно-методические блоки (модули), содержание и объём которых варьируются в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.

Сами модули формируются:

- как структурная единица учебного плана по специальности;

- как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой;

- как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины[3].

Модули могут быть обязательными и элективными (по выбору).

Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Две части – 4-я и 5-я – комментируемой статьи посвящены зачетным единицам и их применению для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения.

Зачетная единица выступает в качестве меры трудоемкости образовательной программы. Законодатель определяет зачетную единицу как унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, включающую в себя все виды его учебной деятельности, предусмотренные учебным планом — аудиторную нагрузку, самостоятельную работу, практику.

С помощью зачетных единиц осуществляется контроль за успешным освоением образовательных программ, формируется структура образовательного процесса (каждой учебной дисциплине, виду практики и т.д. присваивается определенное количество зачетных единиц). Зачетные единицы могут выражаться в академических часах или переводиться в них.

Практика применения зачетных единиц при организации образовательного процесса была заимствована в результате присоединения России к Болонскому процессу.

В глоссарии к документам по Болонскому процессу содержится отдельная статья, посвященная европейской системе переводных зачетных единиц (ECTS). Эта система была первоначально установлена в рамках программы ERASMUS (1989-1996 гг.). Она получила распространение на территории единого европейского пространства высшего образования в качестве действенного инструмента обеспечения прозрачности образовательных программ, содействия общеевропейской академической мобильности[4].

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом. Так, например, в соответствии ФГОС высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры (Приказ Минобрнауки России от 8 апреля 2015 г. № 376 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.04.01 Физическая культура (уровень магистратуры)»[5]) объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Части 6-8 комментируемой статьи посвящены практике обучающихся. В п. 24 ст. 2 комментируемого Закона практика определяется как вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Проведение практики обучающихся предусматривается основными профессиональными образовательными программами. Организация проведения практики осуществляется образовательной организацией, которая заключает в этих целях договоры с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (место прохождения практики).  При этом законодательство допускает, что практика может быть проведена непосредственно в образовательной организации.

Положения о практике обучающихся утверждаются Минобрнауки России:

- Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»[6];

- Приказ Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»[7].

Практика обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, нацелена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности (профессии) среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности (профессии).

Видами такой практики являются учебная практика и производственная практика.

Учебная практика по специальности направлена на формирование у обучающихся умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Производственная практика включает в себя два этапа: практику по профилю специальности и  преддипломную практику.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта обучающегося, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией как в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов ее прохождения, подтверждаемых документами соответствующих организаций.

Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.

Практика студентов образовательных организаций высшего образования является составной частью основной образовательной программы высшего образования. Цели и объемы практики определяются соответствующими ФГОС (образовательными стандартами).

Основными видами практики студентов, обучающихся по основным образовательным программам высшего образования, являются:

- учебная практика,

- производственная, включая преддипломную практику.

Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная практика и т. д.

Производственная практика включает в себя, как правило: практику по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики.

Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Требования к организации практики определяются ФГОС высшего образования. Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители практики от образовательной организации и от предприятий (учреждений, организаций).

В тех же случаях, когда учебная практика является продолжением (частью) изучения дисциплин, она проводится преподавателями соответствующих кафедр.

Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

В ч. 9 комментируемой статьи закреплен один из основных принципов организации образовательного процесса: методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, используемые при реализации образовательных программ, не могут наносить вред физическому или психическому здоровью обучающихся.

Этот принцип соответствует конституционно-правовому статусу личности, положениям Конституции РФ о том, что:

- человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2),

- достоинство личности охраняется государством; ничто не может быть основанием для его умаления (ст. 21);

- никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21);

- никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам (ст. 21);

- каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);

- каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23);

- каждому гарантируется свобода мысли и слова (ст. 29);

- никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (ст. 29);

- каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29) и др.

Кроме того, принцип, согласно которому при реализации образовательной программы не может быть нанесен вред физическому или психическому здоровью обучающихся, соответствует закрепленному в ст. 3 комментируемого Закона одному из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования ― гуманистическому характеру образования, закреплению в качестве приоритета жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности и воспитания взаимоуважения.

Еще один принцип реализации образовательной программы закреплен в ч. 10 комментируемой статьи. Этим принципом установлен запрет, обращенный к органам публичной власти, осуществляющим управление в сфере образования, на вмешательство в организацию образовательного процесса путем внесения изменений в учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Данный принцип согласуется с принципом автономии образовательных организаций, установленным в ст. 3 (ч. 1 п. 9) комментируемого Закона.

В соответствии с ч. 11 комментируемой статьи Министерство образования и науки РФ наделяется нормотворческими полномочиями по установлению порядка организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования:

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»[8];

- Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»[9];

- Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»[10];

- Приказ Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»[11];

- Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 г. № 1258 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры"[12];

- Приказ Минобрнауки России от 19 ноября 2013 № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»[13];

- Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»[14];

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»[15];

- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»[16].

В этих нормативных правовых актах урегулированы вопросы организации разработки и реализации образовательных программ, организации образовательного процесса по соответствующим образовательным программам, а также особенности организации образовательного процесса по данным образовательным программам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.



[1] Словарная статья «Образовательные технологии» в Википедии.

[2] Российская газета, № 86, 16.04.2014.

[3] Словарная статья «модульное обучение» в Википедии.

[4] Международные правовые акты и документы по развитию европейской интеграции в образовании и исследованиях / под ред. Г. А. Лукичева. М., 2014. С. 222.

[5] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.04.2015.

[6] Российская газета, № 136, 26.06.2013.

[7] Российская газета, № 108, 05.06.2003.

[8] Российская газета, № 232, 16.10.2013.

[9] Российская газета, № 110, 24.05.2013.

[10] Российская газета, № 56, 12.03.2014.

[11] Российская газета, № 172, 07.08.2013.

[12] Российская газета, № 31, 12.02.2014.

[13] Российская газета, № 31, 12.02.2014.

[14] Российская газета, № 190, 28.08.2013.

[15] Российская газета, № 238, 23.10.2013.

[16] Российская газета, N 279, 11.12.2013.


Автор - А.Н. Козырин
01 мая 2016 года


Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.