Развитие образовательных технологий, а также образовательная политика, нацеленная, на обеспечение максимальной доступности образования, развитию инклюзивного образования, подключение к образовательному процессу лучших образовательных практик, задействование в нем современных достижений науки и техники приводят ко все более активному использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В этом же направлении работает и тенденция интегрирования российского образования в единое пространство европейского высшего образования, предполагающая создание совместных образовательных программ, развитие внешней и внутренней академической мобильности, более активное использование он-лайн образования.
Наконец, рост числа образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий соответствует образовательной политике ЮНЕСКО, провозгласившей в качестве одного из своих приоритетов «образование для всех». ЮНЕСКО уделяет особое внимание информационно-коммуникационным технологиям — дистанционному обучению, электронным образовательным ресурсам, тестированию, электронным библиотекам и т. д.
Очевидно, что столь значимый и динамично развивающийся сегмент современного российского образования не мог остаться без адекватного правового регулирования.
Во-первых, законодатель включил в текст Закона об образовании определения ключевых понятий для данной проблематики.
В части 1 комментируемой статьи под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии определены законодателем как технологии, которые реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Опосредованное взаимодействие обучающихся и педагогических работников означает прежде всего то, что они находятся на расстоянии друг от друга.
Во-вторых, законодатель определил, что электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ должны применяться в особом порядке, который устанавливает Министерство науки и образования РФ.
Минобрнауки России реализовал соответствующие нормотворческие полномочия, издав Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»[1].
В-третьих, определен перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. (Варианты частичного использования этих образовательных технологий под данный запрет не подпадают).
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи Минобрнауки России издал Приказ Минобрнауки России от 20 января 2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»[2]. В нем к числу таких профессий отнесены, например, профессии монтажника трубопроводов, мастера столярно-плотничных и паркетных работ, слесаря по строительно-монтажным работам, изготовителя железобетонных изделий. В перечень специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, включены, например, специальности программиста, техника-программиста, радиотехника, специалиста по радиоаппаратостроению, специалиста по телекоммуникациям, специалиста по электронным приборам и устройствам и т. д.
В-четвертых, установлено правило определения юрисдикции организаций, осуществляющих образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Местом осуществления образовательной деятельности в подобных ситуациях является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.
Данное правило имеет особое значение для случаев, связанных с налоговым и валютным регулированием, а также с установлением применимого права, в том числе с использованием норм международного частного права.
В-пятых, на организацию, осуществляющую образовательную деятельность с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий возлагается обязанность по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (коммерческую, налоговую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, врачебную тайну, тайну страхования и т. д.).
Подробнее остановимся на Приказе Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». В нем устанавливается, в частности, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организациях должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.
Образовательные организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. При этом допускается полное отсутствие аудиторных занятий.
Модуль блогов не установлен.