ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 68. Среднее профессиональное образование

1. В комментируемой статье сформулирована цель среднего профессионального образования, отражающая основное нововведение Федерального закона - упразднение начального профессионального образования. В соответствии с Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <620> цели начального профессионального образования и среднего профессионального образования были разделены. Начальное профессиональное образование имело целью подготовку работников квалифицированного труда, среднее профессиональное образование - подготовку специалистов среднего звена. Ввиду включения начального профессионального образования как подготовки квалифицированных рабочих (служащих) в систему среднего профессионального образования Федеральный закон объединил цели данных уровней образования. В настоящее время это подготовка квалифицированных рабочих, служащих и подготовка специалистов среднего звена.

--------------------------------

<620> Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

2. Минимальный уровень образования, на базе которого лицо вправе претендовать на обучение на уровне среднего профессионального образования, - основное общее и среднее общее образование. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36 <621>.

--------------------------------

<621> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" // Российская газета. 07.08.2013. N 172.

Исключение из указанного правила составляет допуск к обучению по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (интегрированным образовательным программам в области искусств). В силу специфики обучения по интегрированным образовательным программам в области искусств, предполагающим также освоение обучающимися программ основного общего, среднего общего образования, к приему на обучение допускаются лица, имеющие начальное общее образование. Порядок отбора лиц для приема на обучение по указанным программам установлен Приказом Минкультуры России от 25 ноября 2013 г. N 1950 <622>.

--------------------------------

<622> Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1950 "Об утверждении порядка отбора лиц для приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, интегрированным с образовательными программами основного общего и среднего общего образования" // Российская газета. 19.03.2014. N 62.

3. Лицо, поступившее на обучение по программам среднего профессионального образования на базе основного общего образования, получает среднее общее образование в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования.

Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательных программ среднего профессионального образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Образовательная программа среднего профессионального образования разрабатывается образовательной организацией самостоятельно на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

Профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования в своей работе следует руководствоваться письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259 <623>, содержащим рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования.

--------------------------------

<623> Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259 "О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования" // СПС "КонсультантПлюс".

Профессиональные образовательные организации самостоятельно определяют профиль профессионального образования в соответствии со спецификой основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее - ОПОП СПО), руководствуясь Перечнем профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199 <624>, а также Примерным распределением профессий СПО и специальностей СПО по профилям профессионального образования (приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 марта 2015 г. N 06-259).

--------------------------------

<624> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 10.02.2014. N 6.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования профессиональные образовательные организации при разработке учебных планов ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования формируют общеобразовательный цикл, включая общеобразовательные учебные дисциплины (общие и по выбору) из обязательных предметных областей: филология; иностранный язык; общественные науки; математика и информатика; естественные науки; физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности.

Общеобразовательный цикл ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования должен содержать не менее 10 учебных дисциплин и предусматривать изучение не менее одной общеобразовательной учебной дисциплины из каждой предметной области. Из них не менее 3 учебных дисциплин изучаются углубленно с учетом профиля профессионального образования, осваиваемой профессии СПО или специальности СПО.

Отметим, что диплом о среднем профессиональном образовании, выданный лицу, получившему среднее профессиональное образование на базе основного общего образования, подтверждает освоение таким лицом образовательной программы среднего профессионального образования с одновременным освоением образовательной программы среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. При этом профессиональная образовательная организация не выдает дополнительно к диплому о среднем профессиональном образовании аттестат о среднем общем образовании.

Аттестат выдается в случае прохождения по желанию обучающегося государственной итоговой аттестации, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования.

4. Нововведением Федерального закона является предоставление государственных гарантий получения среднего профессионального образования за счет средств бюджета на общедоступной основе.

Из указанного правила существует исключение для поступающих на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств. В этом случае проводятся вступительные испытания.

В пункте 29 Приказа Минобрнауки России от 23 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" <625> перечислены специальности среднего профессионального образования, по которым проводятся вступительные испытания (например, 49.02.01 Физическая культура, 20.02.04 Пожарная безопасность, 20.02.02 Защита в чрезвычайных ситуациях, 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение).

--------------------------------

<625> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования" // Российская газета. 19.03.2014. N 62.

Вступительные испытания проводятся в письменной и (или) устной форме, в виде прослушивания, просмотра, собеседования или в ином виде, определяемом правилами приема. Вступительное испытание, проводимое в устной форме, оформляется протоколом, в котором фиксируются вопросы к поступающему и комментарии экзаменаторов.

Следует учитывать, что гарантия общедоступности не обеспечивает бесплатное получение среднего профессионального образования для всех желающих. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч. 1 ст. 100 Федерального закона).

В соответствии с частью 6 статьи 55 Федерального закона условиями приема на обучение по образовательным программам должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление из числа поступающих, имеющих соответствующий уровень образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня и соответствующей направленности лиц.

Таким образом, если заявлений на прием оказалось больше, чем установленных образовательной организацией контрольных цифр приема, на обучение за счет бюджета принимаются лица, имеющие более высокие результаты освоения программы основного общего или среднего общего образования. В том случае, если поступающий не имеет высоких результатов, подтверждаемых аттестатом, он имеет право поступить сверх установленных образовательной организацией контрольных цифр приема, на основе договора оказания платных образовательных услуг либо выбрать для поступления на бюджетной основе иные профессии, специальности, направления подготовки, а также иные образовательные организации.

5. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Гарантии общедоступности и бесплатности не распространяются на тех лиц, которые получают образование соответствующего уровня повторно. Повторным является получение среднего профессионального образования по программам специалистов среднего звена и программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом с присвоением соответствующей квалификации.

По смыслу комментируемой статьи повторным является также получение среднего профессионального образования по программам квалифицированных рабочих или служащих лицами, имеющими диплом специалиста среднего звена. В свою очередь, лицо, имеющее квалификацию квалифицированного рабочего или служащего и желающее продолжить свое обучение по программам специалиста среднего звена, имеет право на прием на бесплатной и общедоступной основе.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме государственного выпускного экзамена - с использованием текстов, тем, заданий, билетов или в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 февраля 2014 г. N 02-68 <626> даны разъяснения, что право организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, выдавать аттестат подтверждается свидетельством о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования. Таким образом, обучающиеся вправе пройти ГИА по образовательным программам среднего общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования при наличии у такой организации свидетельства о государственной аккредитации по образовательной программе среднего общего образования.

--------------------------------

<626> Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17 февраля 2014 г. N 02-68 "О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования" // Официальные документы в образовании. 2014. N 9.

В иных случаях обучающиеся по программам среднего профессионального образования проходят ГИА по образовательным программам среднего общего образования экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования.

В соответствии с Приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" <627> указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).

--------------------------------

<627> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" // Российская газета. 14.02.2014. N 34.

Выбранные обучающимся учебные предметы, уровень ЕГЭ по математике, форма (формы) ГИА указываются им в заявлении. Заявление до 1 февраля подается в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования.



Автор: Селиверстова О.И., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

По состоянию на 1 сентября 2016 г.



Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.