ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 101. Осуществление образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц

Комментируемая статья определяет порядок и условия осуществления образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц (оказания платных образовательных услуг). Конструкция комментируемого Закона предполагает, что по общему правилу образовательная деятельность осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако допустимыми являются и платные образовательные услуги с учетом особенностей осуществления такой образовательной деятельности, установленными комментируемой статьей. Факультативностью платных образовательных услуг по сравнению с осуществлением образовательной деятельности за счет бюджетных средств обусловлены ограничения, установленные частями 2 и 3 комментируемой статьи. Так, платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг возвращаются оплатившим эти услуги лицам. Организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Действие комментируемой статьи распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность, т.е. не только на образовательные организации, но и иные юридические лица, реализующие образовательные программы.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи основанием осуществления образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц является договор об оказании платных образовательных услуг. Наряду с комментируемым Законом заключение, исполнение и прекращение таких договоров, а также ответственность за их нарушение регулируется гражданским законодательством, в первую очередь главами 21 - 29 ГК РФ, главой 39 ГК РФ и в субсидиарном порядке главой 37 ГК РФ.

Специфика гражданского законодательства Российской Федерации состоит в разделении понятий "работа" и "услуга", что не характерно для гражданского права зарубежных стран <969>.

--------------------------------

<969> См., например: Гражданское и торговое право зарубежных стран: В 2 т. / Под ред. Е.А. Васильева. М., 2008. Т. 1. 560 с.; Т. 2. 635 с.; Комментарий Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (постатейный) / Под ред. А.Н. Козырина // СПС "КонсультантПлюс".

 

При этом в толковых словарях русского языка понятие услуги раскрывается предельно широко через любое действие по продаже товаров, изготовлению каких-либо объектов, по передаче в возмездное или безвозмездное пользование какой-либо вещи, а также по совершению действий по информированию, консультированию, правовому, бытовому обслуживанию граждан и т.п. <970>. Такое толкование охватывает практически любые действия и не позволяет отличить услугу от иных действий имущественного характера.

--------------------------------

<970> См., например: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1998. Т. III. С. 481; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1984. С. 615; и др.

 

Отсутствует и единое нормативное закрепление данного понятия. Так, в ст. 128 ГК РФ законодатель только указывает на процесс оказания услуги, но не раскрывает само ее понятие: "...к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага...". В ст. 779 ГК РФ под услугой понимается совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. В п. 5 ст. 38 НК РФ указывается, что "...услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности...". На подзаконном уровне раскрытию содержания понятия "услуга" посвящен ГОСТ Р 50646-2012 "Услуги населению. Термины и определения", установленный Приказом Росстандарта от 29 ноября 2012 г. N 1612-ст "Об утверждении национального стандарта" и введенный в действие с 1 января 2014 года. Обращаясь к правовому регулированию внешнеторговой деятельности, следует отметить, что вопрос понимания услуги усложняется тем, что в этом случае так же как и в зарубежном гражданском праве не происходит размежевания понятий "работа" и "услуга".

На доктринальном уровне также отсутствует единство в понимании услуги. Характерной чертой отечественной цивилистики является многолетняя дискуссия по этому вопросу. Так, исследователи последнего времени (М.Н. Малеин <971>, Л.В. Санникова <972>, А.В. Барков <973>, Е.Г. Шаблова <974>, Д.И. Степанов <975> и др.) делают акцент на том, что услуга - это определенное действие, результат которого не имеет вещественного воплощения и неотделим от личности исполнителя. При этом услуга имеет результат - удовлетворение имущественных, культурных, эстетических, информационных потребностей, обеспечение состояния здоровья, безопасности, приобретение навыков, опыта, образцов поведения. Именно такой подход нашел свое отражение в законодательстве о налогах и сборах. Более ранние подходы к определению услуги, которые отразились в гражданском законодательстве, несколько шире. Так, Ю.Х. Калмыков относит к признакам услуги предоставление каких-нибудь льгот или создание определенных удобств <976>, а А.Ю. Кабалкин признает услугой действие, оказывающее помощь, приносящее пользу другому лицу <977>.

--------------------------------

<971> Гражданское право: Учеб. / Отв. ред. В.П. Мозолин: В 2 ч. М., 2007. Ч. 2. С. 376.

<972> Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве. М., 2007. С. 16.

<973> Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сборник статей / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М., 2011. С. 109.

<974> Шаблова Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2002. С. 13.

<975> Степанов Д.И. Услуги как объект гражданских прав. М., 2005. С. 217.

<976> Калмыков Ю.Х. Избранное: труды, статьи, выступления. М., 1998. С. 31.

<977> Кабалкин А.Ю. Договор возмездного оказания услуг // Российская юстиция. 1998. N 4. С. 15.

 

Отсутствие единообразия в понимании услуги обусловлено многообразием сфер человеческой деятельности, которые характеризуются через это понятие. Как только предмет рассмотрения сужается до конкретной услуги, ее определение уже не выглядит столь дискуссионным. Так, сущность образовательной услуги состоит в реализации одной или нескольких образовательных программ.

Договор об оказании платных образовательных услуг является специальным видом договора об образовании, который согласно ст. 54 комментируемого Закона может заключаться в простой письменной форме между: 1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица); 2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Рассматривая договор об оказании платных образовательных услуг, необходимо отметить его консенсуальность: договор считается заключенным с того момента, как стороны пришли к соглашению обо всех его существенных условиях (ст. ст. 432, 433 ГК РФ).

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Предмет договора об оказании платных образовательных услуг может считаться согласованным сторонами, если определена образовательная программа, подлежащая реализации, и предусмотрена возмездность данного процесса. По общему правилу в договоре об образовании должны быть также указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения). В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Сведения, указанные в договоре об оказании платных образовательных услуг, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора. Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Содержание договора об оказании платных образовательных услуг должно соответствовать Правилам оказания платных образовательных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706. Примерные формы договоров об образовании утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации (см.: Приказ Минобрнауки России от 13 января 2014 года N 8 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования"; Приказ Минобрнауки России от 9 декабря 2013 года N 1315 "Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2013 года N 1267 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования"; Приказ Минобрнауки России от 25 октября 2013 года N 1185 "Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам").

Совершение иных действий со стороны образовательной организации, будь то предоставление индивидуального графика обучения, расписания, направления справки-вызова и т.п., не являются обстоятельствами, связанными с заключением договора, а свидетельствуют о его исполнении (ненадлежащем исполнении, неисполнении) (см., например: Апелляционное определение Пермского краевого суда от 15 октября 2014 г. по делу N 33-9299).

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия такого предложения) другой стороной. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Для договоров об оказании платных образовательных услуг не предусмотрена необходимость передачи имущества либо государственной регистрации. Сторона, принявшая от другой стороны полное или частичное исполнение по договору либо иным образом подтвердившая действие договора, не вправе требовать признания этого договора незаключенным, если заявление такого требования с учетом конкретных обстоятельств будет противоречить принципу добросовестности.

Применяемые в совокупности положения ст. 91 комментируемого Закона и ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливают необходимость лицензирования образовательной деятельности. Так, согласно ст. 91 комментируемого Закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, которое, в свою очередь, предполагает, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Указанные законодательные положения находят свою конкретизацию в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 "О лицензировании образовательной деятельности".

Лицензирование образовательной деятельности предполагает установление соответствия соискателя лицензии следующим лицензионным требованиям: 1) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; 2) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; 3) наличие условий для охраны здоровья обучающихся; 4) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии; 5) наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности; 6) наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах; 7) наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Несоответствие лица, оказывающего платные образовательные услуги, перечисленным лицензионным требованиям является препятствием для осуществления образовательной деятельности за счет физических и юридических лиц. Указанная деятельность подлежит прекращению даже при наличии лицензии, либо при отсутствии обязанности по лицензированию (индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность непосредственно), если в процессе государственного контроля в области образования будет установлено, что лицо, осуществляющее образовательную деятельность с нарушением комментируемого Закона и Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 6 мая 2015 г. по делу N 33-14168/2015).

Также препятствием для оказания платной образовательной услуги по конкретной образовательной программе является отсутствие указания о такой программе в уставе образовательной организации.

Отсутствие же государственной аккредитации образовательной деятельности, напротив, не препятствует оказанию платных образовательных услуг. Она проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Ее целью является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно. Таким образом, если стороны договора об оказании платных образовательных услуг проинформированы, что государственная аккредитация образовательной деятельности отсутствует, то есть реализуемые основные образовательные программы могут не соответствовать федеральным государственным образовательным стандартами, то такой договор считается заключенным и действительным, то есть имеющим юридическую силу (например, Определение Ленинградского областного суда от 27 ноября 2014 г. N 33-5915/2014).

Комментируемая статья ограничивает права лица, осуществляющего образовательную деятельность, на использование доходов от оказания платных образовательных услуг. Такие доходы могут использоваться указанными лицами исключительно в соответствии с уставными целями.

В 2016 году Министерство образования и науки Российской Федерации издало официальные разъяснения о порядке оказания платных образовательных услуг, содержающиеся в:

- Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 января 2016 г. № АП-78/18 «Об оказании платных образовательных услуг»[1];

- Письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 г. № АП-465/18 «О формировании стоимости платных образовательных услуг по реализации образовательных программ высшего образования и среднего профессионального образования»[2].

В данных документах разъяснен порядок формирования стоимости платных услуг, в том числе  по реализации программ высшего образования и среднего профобразования.

Установлено, что размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже базовых нормативных затрат на аналогичную услугу. В объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта по которым признается имущество учреждения.

При приеме на обучение заключается договор. В нем указывается полная стоимость услуг и порядок их оплаты. Министерство образования и науки Российской Федерации еще раз обращает внимание, на то, что федеральное законодательство запрещает увеличивать стоимость услуг после заключения договора, за исключением инфляции.

Образовательные организации вправе один раз в год корректировать полную стоимость услуги (за вычетом ранее произведенной оплаты за предыдущие периоды обучения) по уже заключенным договорам с учетом инфляции. В этих целях составляется дополнительное соглашение.




[1] Администратор образования. № 6 (март). 2016.


[2] Администратор образования. № 10 (май). 2016.


Авторы - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика"; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика".

 

Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.