ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[Заявление об обязании обеспечить учащихся горячим питанием удовлетворено правомерно, так как установлено, что обучающимся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении в нарушение требований СанПиН не предоставляется двухразовое горячее питание.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 декабря 2012 г. № 47-КГПР12-10


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Еременко Т.И.,

судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 января 2012 года по делу по заявлению прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области об обязании обеспечить учащихся горячим питанием.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., поддержавшей доводы кассационного представления и полагавшей, что обжалуемое определение подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

прокурор Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Первомайский районный суд Оренбургской области с заявлением к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области об обязании обеспечить учащихся горячим питанием.

В обоснование заявления прокурор указал, что в ходе проверки установлено, что обучающимся в Курлинской средней общеобразовательной школе не предоставляется двухразовое горячее питание, чем нарушаются требования законодательства, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08".

Поскольку учредителем Курлинской средней общеобразовательной школы является муниципальное образование Первомайский район Оренбургской области, прокурор просил суд обязать администрацию муниципального образования и администрацию школы обеспечить учащихся школы горячим питанием в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08.

Решением Первомайского районного суда Оренбургской области от 30 ноября 2011 года заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворено: на администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области и администрацию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области возложена обязанность обеспечить учащихся Курлинской средней общеобразовательной школы двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), с интервалом между приемами пищи не более 3,5 - 4-х часов в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45; исполнение решения суда ответчикам необходимо оформить соответствующим актом, составленным с участием представителя Роспотребнадзора.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 января 2012 года решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 30 ноября 2011 года отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении заявления прокурора Первомайского района Оренбургской области отказано.

Определением судьи Оренбургского областного суда от 3 апреля 2012 года отказано в передаче представления прокурора Оренбургской области для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

В кассационном представлении заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. ставится вопрос об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 января 2012 года и оставлении в силе решения Первомайского районного суда Оренбургской области от 30 ноября 2011 года.

10 сентября 2012 года дело по заявлению прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области об обязании обеспечить учащихся горячим питанием истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2012 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит доводы кассационного представления заслуживающими внимания, а определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 января 2012 года - подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

В кассационном представлении указывается на допущенные судебной коллегией по гражданским делам Оренбургского областного суда существенные нарушения норм материального права, которые привели к неправильному разрешению дела.

Разрешая заявление прокурора, суд первой инстанции установил, что обучающимся в Курлинской средней общеобразовательной школе не предоставляется двухразовое горячее питание вопреки требованиям СанПиН 2.4.5.2409-08, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45, в связи с чем удовлетворил заявление прокурора и обязал администрацию муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" и администрацию муниципального образования Первомайский район Оренбургской области, осуществляющую функции учредителя школы от имени муниципального образования, обеспечить учащихся школы двухразовым горячим питанием.

Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда исходила из того, что права учащихся Курлинской средней общеобразовательной школы в связи с отсутствием двухразового питания не нарушены, поскольку при максимальной продолжительности учебного процесса в школе 5 часов 40 минут и организации одноразового горячего питания перерыв между приемами пищи не превышает установленный СанПиН 2.4.5.2409-08.

Согласиться с выводом судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда не представляется возможным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района.

В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (статья 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в редакции, действовавшей на период рассмотрения дела).

В силу статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения относятся к компетенции образовательного учреждения.

Согласно статье 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

Из материалов дела следует, что учредителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" является муниципальное образование Первомайский район Оренбургской области. Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования осуществляет его администрация. Учреждение (школа) является подведомственным учреждением муниципального учреждения "Отдел образования администрации Первомайского района Оренбургской области" (п. 1.19 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области).

В соответствии с положениями Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Курлинская средняя общеобразовательная школа" Первомайского района Оренбургской области организация питания в учреждении осуществляется за счет бюджетных средств, добровольных пожертвований физических и юридических лиц, продукции, выращенной на учебно-опытном участке, и возлагается на учреждение и организации общественного питания (в случае заключения соответствующих договоров). Учреждение выделяет специальное помещение для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи (п. 1.15 Устава). Медицинский персонал наряду с директором учреждения и педагогическими работниками учреждения несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся (п. 1.14 Устава).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 года № 45 утверждены СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования".

Указанные санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением горячим питанием обучающихся, распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые организации общественного питания образовательных учреждений.

В соответствии с пунктами 6.8, 6.34 СанПиН 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Не допускается замена горячего питания выдачей продуктов в потребительской таре.

В ходе проверки исполнения федерального законодательства прокуратурой Первомайского района Оренбургской области установлено, что обучающимся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Курлинская средняя общеобразовательная школа" в п. Курлин Первомайского района Оренбургской области в нарушение вышеприведенных положений не предоставляется двухразовое горячее питание.

При таких обстоятельствах нельзя признать основанным на законе вывод судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда о том, что права учащихся Курлинской средней общеобразовательной школы в связи с отсутствием двухразового питания не нарушаются.

Суждение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов по финансированию в полном объеме питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, не может быть положено в основу решения об отказе в удовлетворении требования прокурора, поскольку прокурор не заявлял требования о предоставлении питания за счет бюджетных средств; он просил об обеспечении предоставления учащимся двухразового горячего питания.

Полагая, что судебной коллегией по гражданским делам Оренбургского областного суда допущены существенные нарушения норм материального права, которые привели к неправильному разрешению дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав учащихся Курлинской средней общеобразовательной школы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 января 2012 года подлежащим отмене с оставлением в силе решения Первомайского районного суда Оренбургской области от 30 ноября 2011 года, соответствующего приведенным выше требованиям закона.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 25 января 2012 года отменить, оставив в силе решение Первомайского районного суда Оренбургской области от 30 ноября 2011 года.