ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[Поскольку на федеральном уровне и за счет средств федерального бюджета меры социальной поддержки многодетным семьям в натуральной форме в течение календарного года не предоставлялись, и в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям (бесплатное обеспечение питанием учащихся общеобразовательных школ) собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации (Алтайский Край) за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 января 2012 г. № 51-Г11-56


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Хаменкова В.Б.,

судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Белековой Л.И. на решение Алтайского краевого суда от 10 октября 2011 года, которым отказано в удовлетворении заявления Белековой Л.И. о признании недействующими пункта 3 части 1 и части 4 статьи 3 Закона Алтайского края от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

Белекова Л.И., являющаяся многодетной матерью, обратилась в Алтайский краевой суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что в оспариваемой части закон Алтайского края "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных детей в Алтайском крае" противоречит Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", предусматривающему бесплатное обеспечение питанием учащихся общеобразовательных школ и не содержащему указания на период, в течение которого производится таковое обеспечение.

По мнению заявителя, оспариваемые нормы не обеспечивают уровня социальной поддержки, предусмотренного федеральным законодательством, поскольку вместо натурального предоставления названной меры социальной поддержки определяют денежную компенсацию, размер которой не покрывает расходов, которые многодетная семья несет не только в течение учебного года, но и всего календарного года.

Решением Алтайского краевого суда от 10 октября 2011 года в удовлетворении заявления Белековой Л.И. отказано.

В кассационной жалобе Белековой Л.И. ставится вопрос об отмене указанного решения как постановленного с нарушением норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении ее заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2006 года принят Закон Алтайского края № 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае", официально опубликованный в печатном издании "Алтайская правда" 18 января 2007 года № 8 - 9.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 названного закона многодетным семьям предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсационных выплат на питание для учащихся общеобразовательных учреждений.

Частью 4 статьи 3 этого же закона предусмотрено, что размер компенсационных выплат на питание для учащихся общеобразовательных учреждений определяется в соответствии с Законом Алтайского края от 5 марта 2005 года № 10-ЗС "О компенсационных выплатах на питание студентам и обучающимся в краевых государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, нуждающимся в социальной поддержке".

Суд, отказывая в удовлетворении заявления Белековой Л.И., исходил из того, что Закон Алтайского края от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, его оспариваемые нормы не противоречат федеральному законодательству.

Вывод суда основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для несогласия с ним Судебная коллегия не находит.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.

Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.

Согласно Закону Алтайского края от 29 декабря 2006 года № 148-ЗС предусмотренные им меры социальной поддержки многодетных семей являются дополнительными, предоставляются независимо от социальных выплат, производимых в соответствии с федеральными законами и законами Алтайского края (преамбула, часть 2 статьи 3). Финансирование расходов по обеспечению мер социальной поддержки многодетных семей является расходным обязательством Алтайского края (статья 4).

При таких данных вывод суда о том, что законодательный орган Алтайского края вправе был самостоятельно определить объем и виды мер социальной поддержки многодетным семьям, в том числе предусмотреть компенсационные выплаты на питание для учащихся общеобразовательных учреждений, является правильным, а решение суда об отказе в признании оспариваемых норм недействующими - законным и обоснованным.

Судом проверен и признан несостоятельным довод о противоречии оспариваемых положений Указу Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" со ссылкой на то, что Указ не ограничивает предоставления бесплатного питания детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных учебных заведениях, пределами учебного года.

Суд правильно указал в решении, что на федеральном уровне и за счет средств федерального бюджета меры социальной поддержки многодетным семьям в натуральной форме в течение календарного года не предоставлялись, и в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан.

Правильно суд отметил и то обстоятельство, что Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, предоставивший соответствующие полномочия субъектам Российской Федерации, принят позднее Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.

Полагая, что решение суда является законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.

По доводам кассационной жалобы Белековой Л.И. решение суда отмене не подлежит, поскольку они аналогичны заявлявшимся при обращении в суд, получили его оценку и выводов суда не опровергают.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Алтайского краевого суда от 10 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Белековой Л.И. - без удовлетворения.