ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[Документы об образовании и (или) квалификации образца, утвержденного ректором образовательного учреждения, выданные по не аккредитованным, но лицензированным специальностям, не являются документами государственного образца и не могут подтверждать повышение квалификации специалистов].

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2008 г. № Ф03-А51/08-1/1263


(извлечение)


Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения"

на постановление от 18.01.2008

по делу № А51-6007/07-4-365

Арбитражного суда Приморского края

по заявлению государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения"

к Департаменту здравоохранения администрации Приморского края

о признании действий незаконными

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" (далее - Институт) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента здравоохранения администрации Приморского края, выразившихся в признании документов о повышении квалификации и профессиональной подготовке врачей и средних медицинских работников, выдаваемых Институтом недействительными, и распространении этой информации среди руководителей органов здравоохранения городов и лечебных учреждений всех форм собственности.

Решением от 21.08.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.01.2008, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Институт просит постановление апелляционной инстанции от 18.01.2008 полностью отменить и принять новый судебный акт в соответствии с заявленными требованиями. В обоснование своей правовой позиции заявитель указал на нарушение судом норм материального права, в частности, положений Закона РФ "Об образовании", Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1, постановления Правительства РФ от 26.06.1995 № 610; считает, что разъяснения о документах государственного образца не относятся к компетенции Департамента здравоохранения. Заявитель отметил, что в соответствии с Законом РФ "Об образовании" в Российской Федерации документами об образовании признаются как документы государственного образца, так и документы, форма которых определена самим образовательным учреждением. Однако содержащаяся в оспариваемом письме информация вводит в заблуждение потенциальных слушателей (медицинских работников) относительно качества и содержания платных образовательных услуг оказываемых Институтом, и распространение данного письма ограничивает предпринимательскую деятельность Института по оказанию платных образовательных услуг.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Института доводы жалобы поддержала в полном объеме, а представитель Департамента, считая их несостоятельными, просила оставить состоявшиеся судебные акты без изменения.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа правовых оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для его отмены не установил.

Как следует из установленных арбитражным судом обстоятельств дела, письмом от 26.03.2007 № 17/791 Департамент здравоохранения администрации Приморского края со ссылкой на п. 16 ст. 33 Закона РФ "Об образовании", п. 13 ст. 6 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, постановление Госкомвуза РФ от 27.12.1995 № 13 уведомил руководителей органов управления здравоохранением городов и лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности о том, что документы, о повышении квалификации и профессиональной переподготовке врачей и средних медицинских работников, полученных в ГОУДПО "Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения" Министерства здравоохранения Хабаровского края, за исключением специальностей: кардиология, клиническая фармакология, стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, эндоскопия - не признаются документами государственного образца и, как следствие, при реализации приоритетного национального проекта данные документы недействительны для учета в регистрах медицинских работников.

Считая действия Департамента незаконными и нарушающими права и законные интересы Института, последний обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ для удовлетворения требований о признании незаконным действий органов государственной власти необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Разрешая спор, суд обеих инстанций не усмотрел в действиях Департамента нарушений прав заявителя и противоречий, изложенных в оспариваемом ненормативном правовом акте сведений закону или иному нормативному акту, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.

Выводы суда обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с правильным применением норм материального права.

Так, судом установлено, что в соответствии с Уставом Институт осуществляет образовательную деятельность и реализует в соответствии с лицензией программы дополнительного профессионального образования и программы послевузовского медицинского и фармацевтического образования.

24.06.2005 ГОУДПО "ИПКСЗ" получило свидетельство о государственной аккредитации № 25-2009 сроком на 5 лет, которым подтверждено его право на выдачу выпускникам, прошедшим итоговую государственную аттестацию, документов государственного образца с указанием квалификации по реализуемым образовательным программам согласно приложению к этому свидетельству, в котором содержится перечень аккредитованных образовательных программ по специальностям: кардиология, клиническая фармакология, стоматология ортопедическая, стоматология терапевтическая, стоматология хирургическая, ультразвуковая диагностика, функциональная диагностика, эндоскопия.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что Институт помимо аттестации по вышеуказанным специальностям на основании лицензии от 16.08.2006 серии А, регистрационный номер 11/176 со сроком действия до 16.08.2011, выданной Министерством образования Хабаровского края, имеет право осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам, указанным в приложении к этой лицензии. Согласно приложению № 1 к данной лицензии Институт имеет право ведения образовательной деятельности помимо деятельности, перечисленной в приложении к свидетельству № 25-2009, еще по 163 медицинским специальностям.

С учетом установленного, руководствуясь положениями Закона РФ "Об образовании", Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22.07.1993 № 5487-1, Федерального закона "О высшем и послевузовском высшем образовании", постановления Правительства РФ от 26.06.1995 № 610, постановления Правительства РФ от 02.12.1999 № 1323, суд пришел к правильному выводу о том, что документы, выданные Институтом специалистам с высшим образованием после прохождения государственной аттестации по специальностям, поименованным в приложении к свидетельству о государственной аккредитации, являются документами государственного образца и признаются на всей территории Российской Федерации. Документы о соответствующем образовании и (или) квалификации образца, утвержденного ректором Института, выданные по не аккредитованным, но лицензированным специальностям, не являются документами государственного образца и не могут подтверждать повышение квалификации или профессиональную переподготовку врачей и средних медицинских работников в муниципальных медицинских учреждениях и при реализации приоритетного национального проекта.

Сведения, изложенные в оспариваемом ненормативном акте, соответствуют установленным по делу судом обстоятельствам и не противоречат нормам закона. Издание и направление спорного письма в органы управления здравоохранения городов и районов не повлекло незаконного возложения на Институт каких - либо обязанностей или создания для него иных препятствий в осуществлении экономической деятельности.

При таких обстоятельствах, суд обеих инстанций, исследовав и оценив представленные в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, не установив правовых оснований, предусмотренных статьей 198 АПК РФ для признания действий незаконными, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований

Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования и оценки, не опровергают выводы суда, и не могут служить основанием к отмене оспариваемых судебных актов, поскольку направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.

С учетом вышеизложенного правовых оснований для отмены решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа


постановил:

постановление от 18.01.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу № А51-6007/07-4-365 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.