ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[Признано противоречащим федеральному законодательству положение закона субъекта РФ, согласно которому муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних рассматривает представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, в то время как п. 7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании» предусматривает принятие таких решений по всем трем уровням общего образования.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 1 декабря 2010 г. № 33-Г10-24


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего В.Н. Пирожкова

судей Т.И. Еременко и В.И. Анишиной

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению исполняющего обязанности прокурора Ленинградской области о признании недействующим в части Закона Ленинградской области от 29 декабря 2005 года № 126-оз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области" по кассационной жалобе Законодательного Собрания Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 22 сентября 2010 года, которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение суда по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:

исполняющий обязанности прокурора Ленинградской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими абзаца 11 ст. 3, подп. 10 п. 2 ст. 4 в части слов "основного" Положения о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области, являющегося приложением к Закону Ленинградской области от 29 декабря 2005 года № 126-оз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области", указывая на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит положениям ст. 19 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон РФ об образовании), ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).

Ленинградским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Законодательное собрание Ленинградской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Установлено, что 29 декабря 2005 года принят Закон Ленинградской области № 126-оз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области" (далее - Закон Ленинградской области о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области), опубликованный в печатном издании "Вестник правительства Ленинградской области", № 69, 30 декабря 2005 года.

Согласно преамбуле, данный областной Закон в соответствии с Федеральным законом об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определяет порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области и осуществления ими отдельных государственных полномочий.

Частью 2 ст. 2 Закона Ленинградской области о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области установлено, что муниципальные комиссии образуются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о муниципальной комиссии (приложение к данному областному Закону).

Абзацем 11 ст. 3 Положения о муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ленинградской области предусмотрено, что основной задачей муниципальной комиссии является осуществление в пределах своей компетенции деятельности по рассмотрению представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренным законодательством.

Пунктом 10 ч. 2 ст. 4 указанного выше Положения установлено обязанность муниципальной комиссии рассматривать представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения, а также по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных законодательством.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из вывода о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт противоречит федеральным нормам, имеющим большую юридическую силу.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно п. 24.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов о создании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и организации деятельности таких комиссий.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 4 указанного Федерального закона установлено, что в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 11 Федерального закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предусмотрено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом РФ об образовании.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона РФ "Об образовании" общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

По решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (ч. 7 ст. 19 Закона РФ "Об образовании").

Так как заложенное в оспариваемых нормативных положениях правовое регулирование одних и тех же отношений приводит к неопределенности в вопросе о том, вправе ли муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривать представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетнего, не получившего образования всех трех ступеней общего образования и оспариваемые нормы вызывают неоднозначное толкование и не обеспечивают единообразного их понимания правоприменителями, суд правильно пришел к выводу о том, что их сохранение приведет к нарушению требований определенности, ясности и недвусмысленности правового регулирования.

Доводы жалобы Законодательного Собрания о том, что оспариваемыми положениями областного Закона и пунктом 5 части 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" установлено полномочие муниципальной комиссии и по другим вопросам обучения несовершеннолетних, предусмотренных законодательством, в том числе и по вопросам исключения несовершеннолетних из образовательного учреждения начального общего и основного (полного) образования, нельзя признать состоятельными, поскольку, в данном случае, под "другими вопросами" понимаются вопросы, не касающиеся рассмотрения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав представлений органа управления образовательного учреждения об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетних, не получивших общего образования.

Не нашел своего подтверждения и довод о том, что суд не принял во внимание довод по поводу "других вопросов", т.к. именно эти доводы были предметом рассмотрения суда 1 инстанции и не нашли своего подтверждения.

Руководствуясь ст. ст. 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:

решение Ленинградского областного суда от 22 сентября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Ленинградской области без удовлетворения.