ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Суд обязал бюджетное образовательное учреждение устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: 1) заменить оконные блоки в ванном зале бассейна, 2) заменить кафельную плитку с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна; 3) провести ремонт потолка помещений бассейна; 4) заменить старую мозаичную плитку во всех помещениях бассейна. При этом обязанность по финансированию расходов по устраннению нарушений суд возложил на собственника имущества бюджетного учреждения, отметив, что отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления. Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.]



ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июня 2014 г. по делу № 33-3458/14


Председательствующий: Дурнева С.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Чукреевой Н.В.,

судей областного суда Егоровой К.В., Кочеровой Л.В.

при секретаре П.

рассмотрела в судебном заседании 04 июня 2014 года

дело по апелляционной жалобе руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области К.А. на решение Кировского районного суда г. Омска от 17 марта 2014 года, которым постановлено:

"Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать БДОУ г. Омска "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: 1) заменить оконные блоки в ванном зале бассейна, 2) заменить кафельную плитку с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна; 3) провести ремонт потолка помещений бассейна; 4) заменить старую мозаичную плитку во всех помещениях бассейна в срок до 24.10 2014 года

В удовлетворении иска Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту образованию Администрации г. Омска о возложении обязанности осуществить финансирование мероприятий БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства отказать.

Взыскать с БДОУ г. Омска "Детский сад № 329 комбинированного вида" в доход бюджета г. Омска государственную пошлину <...>".

Определением Кировского районного суда г. Омска от 17 апреля 2014 года постановлено:

"Исправить описку, допущенную в резолютивной части Кировского районного суда г. Омска от 17.03.2014 по гражданскому делу № 2-1418/2014 по иску Управления Роспотребнадзора по Омской области к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно:

Четвертый абзац резолютивной части решения Кировского районного суда г. Омска от 17.03.2014 г. изложить в следующей редакции: "Взыскать с БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска государственную пошлину <...>".

Заслушав доклад судьи областного суда Чукреевой Н.В., судебная коллегия


установила:


Управление Роспотребнадзора по Омской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению города Омска "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" (далее - БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида"), Департаменту образованию Администрации г. Омска о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование иска указали, что 25.10.2013 при проведении внеплановой выездной проверки БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида", расположенного по адресу: <...>, было установлено невыполнение предписания Управления Роспотребнадзора по Омской области от 08.02.2011 № 10, а именно установлено, что 1) не заменены оконные блоки в ванном зале бассейна, 2) не заменена кафельная плитка с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна; 3) не проведен ремонт потолка помещений бассейна; 4) не заменена старая мозаичная плитка во всех помещениях бассейна.

Просили признать действия ответчика БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" незаконными и нарушающими санитарно-эпидемиологические требования, обязать БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" устранить вышеуказанные нарушения в срок до 24.10.2014, возложить на Департамент образования Администрации города Омска обязанность осуществить финансирование мероприятий БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В судебном заседании представитель истца К.Е. исковые требования поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика БДОУ г. Омска "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" М. исковые требования признала частично. Суду пояснила, что из-за отсутствия финансирования в полной мере невозможно устранить указанные нарушения в срок, при этом указала, что бассейн является недействующим.

В судебное заседание представители ответчика Департамента образования администрации г. Омска и Администрации г. Омска не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Судом постановлено изложенное выше решение, определение об исправлении описки в решении суда.

В апелляционной жалобе руководитель Управления Роспотребнадзора по Омской области К.А. просит решение отменить в части отказа в удовлетворении требования Управления Роспотребнадзора по Омской области к Департаменту образования Администрации г. Омска о возложении обязанности осуществить финансирование мероприятий БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование указывает, что Департамент образования Администрации г. Омска в отношении детских садов является главным распорядителем бюджетных средств. Выделение денежных средств на устранение нарушений без участия департамента невозможно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Омской области Ж., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в РФ", образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из пункта 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Закона, следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как установлено судом, 08.02.2011 Управлением Роспотребнадзора по Омской области в адрес БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" по результатам проведенной проверки было вынесено предписание, согласно которому учреждению было предложено выполнить ряд мероприятий по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

25.10.2013 была проведена внеплановая выездная проверки БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида", было установлено невыполнение предписания Управления Роспотребнадзора по Омской области от 08.02.2011 № 10, а именно установлено, что не заменены оконные блоки в ванном зале бассейна, не заменена кафельная плитка с дефектами во всех помещениях бассейна, в чаше бассейна, не проведен ремонт потолка помещений бассейна; не заменена старая мозаичная плитка во всех помещениях бассейна. На основании результатов проверки 25.10.2013 Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области выдано предписание № 2211/вп в адрес БДОУ г. Омска "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства РФ.

Удовлетворяя требования истца к БДОУ г. Омска "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства РФ, суд обоснованно исходил из того, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, свидетельствуют о том, что дошкольное образовательное учреждение не создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников, нарушает права детей на безопасные условия воспитания.

В указанной части решение суда не обжалуется.

Отказывая в удовлетворении требований к департаменту образования Администрации г. Омска о возложении на него обязанности осуществить финансирование мероприятий БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что департамент как учредитель бюджетного учреждения в силу положений ст. 120 ГК РФ по его обязательствам не отвечает.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с п. 1.3 Устава БДОУ г. Омска "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" учредителем учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск и полномочия учредителя осуществляются департаментом образования Администрации г. Омска.

Решением Омского городского Совета от 21.12.2011 № 468 департамент образования Администрации г. Омска отнесен к числу главных распорядителей средств бюджета г. Омска.

Возлагая на департамент образования Администрации г. Омска обязанность осуществить финансирование мероприятий БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, судебная коллегия также принимает во внимание, что такая обязанность возложена на Администрацию г. Омска как собственника имущества образовательного учреждения ст. 210 ГК РФ и пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Так, согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно п. 21 "Положения о департаменте образования Администрации города Омска", утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 в сфере материально-технического обеспечения департамент:

1) разрабатывает мероприятия по укреплению учебно-материальной базы подведомственных муниципальных образовательных учреждений в соответствии с государственными нормативными требованиями по технике безопасности и охране труда;

2) принимает участие в организации строительства и реконструкции зданий, сооружений и иных объектов подведомственных муниципальных учреждений;

3) организует и координирует материально-техническое обеспечение подведомственных муниципальных учреждений;

4) осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции департамента;

5) разрабатывает технические задания, проекты, сметы, графики финансирования, требования по качеству к договорам на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

6) контролирует проведение ремонтных работ на объектах подведомственных муниципальных учреждений.

Таким образом, отношения по содержанию имущества, принадлежащего муниципальному образованию и закрепленного за муниципальным бюджетным образовательным учреждением на праве оперативного управления, возникли в данном случае не в связи с имеющимися обязательствами последнего, а основаны на положениях о праве собственности и других вещных правах, а также обусловлены полномочиями органа местного самоуправления.

Обязанность обеспечить соблюдение требований санитарно-эпидемиологической безопасности в силу закона является общей обязанностью органов местного самоуправления и образовательных организаций.

Судом установлено, что причиной невыполнения требований предписания об устранении установленных нарушений явилось отсутствие целевого финансирования со стороны учредителя.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что обязанность по недопущению и устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства у департамента образования как учредителя бюджетного учреждения существовала и на период 2010 года, акт проверки и выявления нарушений составлен 12.01.2011.

В указанной связи требования Управления Роспотребнадзора по Омской области к Департаменту образования Администрации г. Омска о возложении на него обязанности осуществить финансирование мероприятий БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


Решение Кировского районного суда г. Омска от 17 марта 2014 года отменить в части отказа в удовлетворении требований Управления Роспотребнадзора по Омской области к Департаменту образования Администрации г. Омска.

Принять в этой части новое решение, которым удовлетворить требования Управления Роспотребнадзора по Омской области к Департаменту образования Администрации г. Омска о возложении на Департамент образования Администрации города Омска обязанности осуществить финансирование мероприятий БДОУ "Детский сад № 359 общеразвивающего вида" г. Омска по устранению выявленных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В остальной части решение суда оставить без изменения.