ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Въезды и входы на территорию образовательной организации, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием. При этом покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств. Крышки люков смотровых колодцев, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов. Поскольку выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд возложил на органы местного самоуправления обязанность по устранению нарушений за счет муниципального бюджета.]



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 июня 2014 г. по делу № 33-4683


Судья: Синицын К.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе

председательствующего: Крайниковой Т.В.

судей: Ельницкой Н.Н., Степановой К.В.

с участием прокурора Ровенко В.В.

при секретаре М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока к администрации г. Владивостока, Муниципальной бюджетной общеобразовательной школа-интернат "...", третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку, о возложении обязанности

по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока

на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 3 марта 2014 года, которым исковые требования удовлетворены. Постановлено обязать администрацию г. Владивостока обеспечить проведение работ вблизи Муниципальной бюджетной общеобразовательной школы-интернат "...", расположенной по адресу: <адрес>, по установке на въезде на территорию школы-интернат дорожного знака 3.2 "Движение запрещено" в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Муниципальную бюджетную общеобразовательную школу-интернат "..." восстановить дорожное покрытие на территории школы-интернат, привести люк смотрового колодца в соответствии с ГОСТ 3634 в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Ельницкой Н.Н., выслушав объяснения представителя МБОШИ "Школа-интернат № 1" - Я., мнение прокурора Ровенко В.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия


установила:

И.о. прокурора Первореченского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском, указав в обоснование, что на администрацию г. Владивостока возложена обязанность по содержанию дорог местного значения, в том числе, осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, установке дорожных знаков.

В ходе проверки, проведенной ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку и прокуратурой Первореченского района г. Владивостока установлено, что вблизи МБОШИ "...", расположенного по адресу: <адрес> выявлено разрушение дорожного покрытия (просадки и выбоины превышают допустимые значения согласно ГОСТ Р 50597-93), открыты люки смотровых колодцев, а также отсутствует предусмотренный ГОСТ Р 50597-93 дорожный знак 3.2 "Движение запрещено", что подтверждается актом обследования от 28.03.2013 г.

Смотровой колодец, расположенный вблизи наружной стены здания Школы-интернат № 1, является дренажным и находится на балансе школы. Земельный участок площадью 16973 кв. м (здания школы-интерната и прилегающей территории) находится в муниципальной собственности и передан в постоянное (бессрочное) пользование.... Несоответствие участков дорожного покрытия требованиям ГОСТ препятствует безопасности движения по ним неопределенного круга лиц, включая несовершеннолетних граждан, нарушает их права и законные интересы.

С учетом уточнений, просил возложить на администрацию г. Владивостока обязанность обеспечить проведение работ вблизи МБО школы-интернат "..., расположенной по адресу: <адрес>, по установке дорожного знака 3.2 "Движение запрещено" в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 и ГОСТ Р 52289-2004 в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; на... - восстановить дорожное покрытие, привести люк смотрового колодца в соответствии с ГОСТ 3634 в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.

Директор... заявленные прокурором требования признала в полном объеме. Суду пояснила, что работы по приведению дорожного покрытия и смотрового колодца в соответствие с требованиями государственных стандартов будут проведены с учетом осуществляемого администрацией г. Владивостока финансирования.

Представитель администрации г. Владивостока пояснил, что требования по приведению дорожного покрытия и смотрового колодца в соответствие с ГОСТ правомерно предъявлены к... В части требований об установке дорожного знака 3.2 "Движение запрещено" на въезде на территорию школы полагал, что они предъявлены прокурором необоснованно. Указал, что... не выполняет обязанности по ограничению въезда транспортных средств на свою территорию путем установки и закрытия ворот. В данных условиях знак 3.2 водители будут игнорировать. В то же время администрация г. Владивостока в будущем вправе установить такой знак по своему усмотрению.

Представитель третьего лица ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Судом вынесено указанное решение, на которое администрацией г. Владивостока подана апелляционная жалоба.

Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что согласно информации Управления муниципальной собственности г. Владивостока, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью и передан в постоянное (бессрочное) пользование....

Согласно информации КГУП "Приморский водоканал" смотровой колодец вблизи наружной стены здания... является дренажным и находится на балансе...

В соответствии с п. п. 2.3.1, 2.3.3 договора № от ДД.ММ.ГГГГ учреждение обязано содержать имущество в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, выполнять все требования и указания Управления муниципальной собственности г. Владивостока в отношении использования муниципального имущества, переданного ему на праве оперативного управления.

В ходе проведенной ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку проверки (акт с фототаблицей от 28.08.2013), а также проверки, проведенной прокуратурой Первореченского района г. Владивостока совместно с ОГИБДД УМВД России по г. Владивостоку (акт с фототаблицей от 03.12.2013), установлено, что в районе <адрес> дорожное покрытие имеет разрушение - яму длиной 16 см, шириной 63 см, глубиной 6 см, отсутствует крышка люка смотрового колодца, а также на въезде со стороны <адрес> на территорию... отсутствует знак 3.2 "Движение запрещено".

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения ", ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В соответствии с п. 3.8 (раздел III Требования к территории общеобразовательных учреждений) СанПиН 2.4.2.2821-10, въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрываются асфальтом, бетоном и другим твердым покрытием.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения, предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221.

В соответствии с пунктами 3.1.1 и 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Пунктом 3.1.10 указанного ГОСТа предусмотрено, что люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 сантиметров.

Пунктом 5.2.7 ГОСТа 3634-99 предусмотрено, что крышки люков, ремонтные вставки и решетки дождеприемников должны плотно прилегать к соответствующим опорным поверхностям их корпусов.

Суд, установив, что выявленные проверкой нарушения создают реальную опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц - детей, обучающихся в "...", расположенного по адресу: <адрес>, водителей, пешеходов обоснованно возложил на... обязанность восстановить дорожное покрытие, привести люк смотрового колодца в соответствии с ГОСТ 3634.

Также обоснованно суд возложил на администрацию г. Владивостока обязанность по установке дорожного знака 3.2 "Движение запрещено" на въезде на территорию школы.

В силу ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов, местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.

Как установлено п. п. 9, 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов; установка недостающих дорожных знаков.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

В соответствии с требованиями Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 № 120-ст, Знак 3.2 "Движение запрещено", применяют для запрещения движения всех транспортных средств на отдельных участках дорог. Данный знак устанавливают на каждом въезде на участок дороги или территории, где запрещается движение соответствующих видов транспортных средств.

С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что отсутствие ограничения движения транспортных средств по территории образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, при этом не обеспечивается надлежащая безопасность дорожного движения, профилактика дорожно-транспортных происшествий.

Доводам представителя администрации о том, что действующее законодательство не предусматривает обязательных требований к установке дорожного знака 3.2 "Движение запрещено", судом в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в данной части признаются судебной коллегией несостоятельными.

Таким образом, доводы жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:

Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 3 марта 2014 года - оставить без изменения. Апелляционную жалобу администрации г. Владивостока - без удовлетворения.