ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Дело о взыскании задолженности по выплате компенсации за обучение в форме семейного образования.
Истица получала среднее общее полное образование в форме семейного образования, за что по законодательству РФ ей положена материальная компенсация за каждую успешно пройденную промежуточную аттестацию. Требование удовлетворено, поскольку финансовое обеспечение расходов на выплату компенсации осуществляется из местного бюджета за счет субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия.]


ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 октября 2015 г. по делу N 33-7187/2015


Председательствующий: Дзюбенко А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего: Кудря Т.Л.,

судей областного суда: Поповой Э.Н., Синьковской Л.Г.,

при секретаре Б.А.И.,

рассмотрела в судебном заседании 07 октября 2015 года дело по апелляционной жалобе департамента образования Администрации г. Омска на решение Центрального районного суда г. Омска от 06 августа 2015 года, которым постановлено:

"Признать право П. на получение компенсации при получении общего образования в форме семейного образования за период с 1 по 31 января 2015 года в сумме <...> рубля, за период с 1 февраля по 28 февраля 2015 года в сумме <...> рубля, за период с 1 по 31 марта 2015 года в сумме <...> рубля, за период с 1 по 12 апреля 2015 года в сумме <...> рублей, за период с 1 по 11 и с 23 по 31 мая 2015 года в сумме <...> рубля <...> копеек, за период со 2 по 3 и с 5 по 7 июня 2015 года в сумме <...> рубля".

Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия


установила:

П. обратилась в суд с иском к департаменту образования Администрации г. Омска о взыскании задолженности по компенсации за обучение, ссылаясь на то, что в 2015 году она окончила обучение в БОУ "СОШ N <...>" г. Омска. В 11 классе (с сентября 2014 года по май 2015 года) получала среднее общее полное образование в форме семейного образования, за что по законодательству РФ ей положена материальная компенсация в размере <...> руб. в месяц за каждую успешно пройденную промежуточную аттестацию.

Первая аттестация была ею успешно пройдена в декабре 2014 года, за что ответчиком были перечислены денежные средства за весь период самостоятельного обучения - с сентября по декабрь 2014 года.

Вторая аттестация состоялась в апреле 2015 года и также ею была успешно пройдена, однако в выплате компенсации ответчиком было отказано со ссылкой на достижение ею в октябре 2014 года совершеннолетия.

В мае 2015 года ею успешно пройдена третья аттестация и сдано ЕГЭ.

С учетом уточнения исковых требований просила признать право на получение компенсации за обучение в форме семейного образования за период с 01.01.2015.

В судебном заседании П. и ее представитель <...> исковые требования поддержали.

Представитель департамента образования Администрации г. Омска Х. в судебном заседании возражала против иска, указав, позиция департамента основана на позиции Министерства образования Омской области, которое указывает, что лицам, достигшим возраста 18 лет, компенсация не выплачивается.

Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных представителя Министерства образования Омской области и <...>.

В судебном заседании представитель БОУ города Омска "СОШ N <...>" Б.А.А. указала, что, по мнению образовательного учреждения, компенсация П. должна быть выплачена.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе департамент образования Администрации г. Омска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что действие Порядка выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования не распространяется на лиц, достигших возраста 18 лет, и получающих общее образование в форме семейного образования. Указывает на несостоятельность выводов суда о невозможности использования понятия "ребенок" в отношении названного Порядка. Действие порядка на совершеннолетних не распространяется.

В возражениях на апелляционную жалобу П. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д. <...>).

В судебном заседании представитель департамента образования Администрации г. Омска, действующая на основании доверенности Х. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Пояснила, что действие Порядка выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования не распространяется на обучающихся, достигших возраста восемнадцати лет.

П., ее представитель <...> просили оставить решение без изменений, пояснили, что на момент смены формы образования истец не достигла совершеннолетия и была вправе продолжить в текущем году обучение по форме семейного образования.

<...>, представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц по правилам ст. ст. 167, 327 ГПК РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.

Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности.

Согласно пункту 2 части 1 ст. 17, ст. 63 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образование, в том числе и общее образование в Российской Федерации, может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Статьей 44 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования формы получения образования и формы обучения, а также дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Кроме того, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях, в соответствии с ч. 3 ст. 17 указанного Федерального закона. При получении общего образования в форме семейного образования образовательная организация несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации.

Статьями 8, 9 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 63 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности для различных категорий обучающихся (ч. 2 ст. 99 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты РФ в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при выборе ими получения образования в семейной форме. Субъектом РФ может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению, включая основания и порядок их предоставления, органами государственной власти субъектов РФ в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта РФ на основании Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ).

Назначение денежной компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования в рассматриваемый период осуществлялось в соответствии с приказом Министерства образования Омской области от 05.11.2013 N 74 "Об утверждении Порядка выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования".

В соответствии с Порядком при освоении ребенком образовательной программы в соответствии с индивидуальным учебным планом для целей выплаты компенсации принимаются положительные результаты промежуточной аттестации по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы, предусмотренным индивидуальным учебным планом (п. 2.1 Порядка).

В силу п. 2 Порядка право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей) ребенка, обучающегося по программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в форме семейного образования (далее соответственно - родитель, ребенок), при одновременном соблюдении следующих условий:

1) родитель и ребенок проживают на территории Омской области;

2) ребенок в текущем году имеет положительные результаты государственной итоговой аттестации или промежуточной аттестации по итогам освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы (далее - промежуточная аттестация) по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы за исключением случаев, установленных настоящим Порядком

3) освоение ребенком образовательной программы за период времени не менее чем в объеме образовательной программы, реализуемой по очной форме обучения за аналогичный период времени за исключением случаев, установленных настоящим Порядком.

Пунктом 3 Порядка предусмотрен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, подаваемому родителем в структурное подразделение органа местного самоуправления муниципального образования, осуществляющего управление в сфере образования, расположенное по месту жительства (пребывания) ребенка, для получения компенсации в текущем году.

Финансовое обеспечение расходов на выплату компенсации осуществляется из местного бюджета за счет субвенций местным бюджетам на осуществление государственного полномочия. Размер компенсации на 3 ступени (среднее общее образование) составляет 11 724 руб. в месяц (п. 5, 6 Порядка).

В соответствии с п. 8 Порядка компенсация выплачивается в текущем году пропорционально времени получения ребенком общего образования в форме семейного образования за аттестационный период, но не более чем за 12 месяцев.

Основаниями для отказа в выплате компенсации являются:

1) отсутствие у родителя права на получение компенсации;

2) представление недостоверных данных либо непредставление всех документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (п. 10 Порядка).

Из материалов дела следует, что <...> и <...> являются родителями П. <...>, <...> года рождения (л.д. <...>).

10.09.2014 <...> на имя директора департамента образования Администрации г. Омска подано заявление о том, что с 08.09.2014 ее дочь П. <...>, <...> года рождения, ранее обучавшаяся в БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N <...>" будет получать общее образование в форме семейного образования (л.д. <...>).

Приказом директора БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N <...>" N <...> от 08.09.2014 П. <...> отчислена из <...> класса на семейное обучение с 08.09.2014 на основании заявления родителей (л.д. <...>).

09.09.2014 информация об отчислении П. <...> с приложением заявления родителей и указанного приказа направлена в департамент образования Администрации г. Омска (л.д. <...>).

Для истца разработан индивидуальный учебный план (л.д. <...>).

По результатам успешно пройденной истцом в период с 03.12.2014 по 26.12.2014 промежуточной аттестации <...> обратился в департамент образования Администрации г. Омска с заявлением о выплате компенсации (л.д. <...>).

Распоряжением департамента образования Администрации г. Омска N <...> от 29.12.2014 <...> назначена компенсация при получении ребенком П. <...>, <...> года рождения, общего образования в форме семейного образования в размере <...> руб. в месяц за периоды с 10 сентября по 2 декабря 2014 года, с 27 по 31 декабря 2014 года; БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа N <...>" поручено осуществить выплату компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования за счет субсидии на обеспечение муниципального задания в части расходов на финансовое обеспечение основной общеобразовательной программы путем перечисления на лицевой банковский счет <...> в срок не позднее 7 рабочих дней со дня принятия решения о выплате компенсации (л.д. <...>).

В период с 13.04.2015 по 29.04.2015 П. <...> успешно пройдена очередная промежуточная аттестация, в связи с чем, 30.04.2015 <...> вновь обратился в департамент образования Администрации г. Омска с заявлением о выплате компенсации (л.д. <...>).

Письмом департамента образования Администрации г. Омска от 07.05.2015 в выдаче распоряжения на выплату компенсации было отказано, со ссылкой на то, что <...>2014 П. <...> исполнилось 18 лет, а согласно разъяснениям Министерства образования Омской области действие приказа Министерства образования Омской области от 05.11.2013 N 74 "Об утверждении Порядка выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования" не распространяется на лиц, достигших возраста 18 лет и получающих общее образование в форме семейного образования (л.д. <...>).

По результатам успешной сдачи государственной итоговой аттестации (ЕГЭ), истцу выдан аттестат о получении среднего общего образования (л.д. <...>).

Давая оценку указанным обстоятельствам и учитывая вышеназванные положения закона, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что предусмотренные Порядком выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования, утв. Приказом Министерства образования Омской области от 05.11.2013 N 74, условия, дающие право на получение компенсации в данном случае соблюдены, основание, по которому департамент образования Администрации г. Омска отказал <...> в предоставлении компенсации, указанным Порядком не предусмотрено.

При этом судом правомерно не приняты во внимание ссылки ответчика на то, что действие указанного Порядка не распространяется на лиц, достигших возраста 18 лет, и получающих общее образование в форме семейного образования.

Общее образование направлено на формирование личности человека, без получения общего образования невозможно полноценно реализовывать свои права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, поэтому введение обязательности образования является одним из механизмов реализации положений Конституции РФ, гарантирующих соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Как указывалось выше, в Омской области порядок назначения и процедура выплаты родителям (законным представителям) компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования при реализации органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области и муниципальных районов Омской области полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечению дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, предусмотренными областным законодательством установлен Порядком выплаты компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного образования, утвержденным Приказом Министерства образования Омской области от 05.11.2013 N 74.

Из названного Порядка следует, что выплата компенсации при получении ребенком общего образования в форме семейного напрямую связана с результативностью обучения ребенка в семье и проживанием на территории Омской области.

Учитывая целостность образовательного процесса, а также то, что этап образования охватывается продолжительностью учебного года, выплата компенсации при получении ребенком общего образования в семейной форме производится исходя из продолжительности этапа образования (учебного года), и не может ставиться в зависимость от достижения ребенком совершеннолетия.

При отказе <...> в предоставлении компенсации департамент образования Администрации г. Омска на наличие каких-либо иных оснований, препятствовавших ее предоставлению, не ссылался.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 21.10.2008 N 668-О-О отметил, что норма, определяющая понятие "ребенок" (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"), устанавливающая момент прекращения родительских прав, каких-либо мер социальной поддержки родителей и, соответственно, их ограничений не предусматривает.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Статус "ребенка" варьируется в разных культурах и юридических системах. В рамках российской правовой системы дефиниция ребенок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет, не является абсолютной. Законодатель в ряде случаев допускает расширительное толкование термина ребенок, что следует из норм о наследовании совершеннолетними детьми после смерти родителей, о праве на алименты нетрудоспособных совершеннолетних детей, о назначении пенсии по потере кормильца совершеннолетнего ребенка, обучающегося по очной форме обучения.

Применяя аналогию права и исходя из буквального толкования положений Порядка, судебная коллегия полагает, что в нем не устанавливаются возрастные ограничения как условия назначения либо отказа в выплате компенсации.

Суд правильно установил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, и обоснованно удовлетворил заявленные П. исковые требования, правильно истолковав подлежащие применению нормы материального права.

Постановленное решение соответствует требованиям законности и обоснованности, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, и по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда


определила:

решение Центрального районного суда г. Омска от 06 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.