ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

СПИСОК ДОКУМЕНТОВ

Решения, принятые со ссылкой на Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Решения судов общей юрисдикции

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ от 23 декабря 2013 г. по делу № 33-6480/2013

[Прокуратурой установлено отсутствие финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в частном дошкольном образовательном учреждении муниципального образования. Вместе с тем, полномочия органов местного самоуправления в области финансового обеспечения получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях установлены законом. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования осуществляют финансовое обеспечение получения детьми дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебно-наглядные пособия, технические средства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.] 




Решения арбитражных судов

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 21 июля 2017 г. N Ф06-22474/2017

[Орган Фонда социального страхования РФ ссылался на то, что образовательное учреждение не исполнило в добровольном порядке требование органа Пенсионного фонда РФ об уплате недоимки по страховым взносам. В удовлетворении требования о взыскании дополнительно начисленных страховых взносов, пени и штрафов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отказано, поскольку гранты, выделенные работникам образовательного учреждения, не облагаются страховыми взносами].


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 13 июня 2017 г. N 18АП-5386/2017

 [Требование частного дошкольного образовательного учреждения о признании незаконным решения комитета по делам образования об отказе в предоставлении субсидии на возмещение затрат в связи с предоставлением дошкольного образования и об обязании произвести расчет суммы субсидий частному дошкольному образовательному учреждению удовлетворено].


ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 7 апреля 2017 г. N Ф09-1482/17

[Оспорен отказ в выделении субсидии индивидуальному предпринимателю на финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного образования. Требование ИП о признании недействительным отказа в выделении субсидии удовлетворено, так как в силу норм закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются предприниматели, осуществляющие указанную деятельность, поэтому оснований для отказа в предоставлении субсидии не установлено].



Решения судов, принятые со ссылкой на законодательство, действующее до принятия Федерального закона № 273-ФЗ

Решения Конституционного суда РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ от 17 ноября 2011 г. № 1620-О-О

[Федеральный законодатель закрепил условия и порядок осуществления платной образовательной деятельности негосударственными образовательными учреждениями, которые вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований. Отсутствие обязательного бюджетного финансирования негосударственных образовательных учреждений в указанной части само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав гражданина.]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 25 января 2007 г. № 80-О-О

[П. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании», предоставляющий негосударственному образовательному учреждению право взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, имеет целью стимулирование развития системы негосударственных образовательных учреждений и повышение качества предоставляемых ими образовательных услуг в отсутствие у таких учреждений права на получение государственного (муниципального) финансирования, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные права частной школы.]



Решения судов общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 14 февраля 2007 г. № 4-Г06-52.

[Субъекты РФ вправе самостоятельно принимать на себя обязательства по финансовому, материально-техническому и иному обеспечению отдельных вопросов, прямо не отнесенных к их полномочиям, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам. Полномочия, прямо указанные в федеральном законе могут быть расширены при условии, что такие полномочия могут осуществляться только за счет и в пределах средств регионального бюджета (за исключением субвенций из федерального бюджета). Действующая редакция Закона РФ «Об образовании» не исключает право субъекта РФ осуществить собственное правовое регулирование по вопросу финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность в пределах государственных образовательных стандартов и имеющих государственную аккредитацию за счет собственных средств].


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 14 декабря 2005 № 51-Г05-34

[В принятии заявления об оспаривании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона Алтайского края от 28 декабря 2004 № 65-ЗС "О краевом бюджете на 2005 г." отказано правомерно, поскольку заявитель не указал, какие именно его права нарушены в результате принятия оспариваемого Закона, а также не представил данных, подтверждающих право на обращение заявителя от имени и в интересах работников учреждения]



Решения арбитражных судов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 27 ноября 2013 № ВАС-17295/13 по делу № А40-13449/12-104-120

[Финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В законодательстве города Москвы предусмотрено финансирование негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника.]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 14 февраля 2012 № ВАС-14909/11 по делу № А40-125170/10-82-1051

[Правительством Москвы установлены нормативы финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях, которые распространяются и на негосударственные образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы и имеющие государственную аккредитацию. Средства выделяются в форме субсидий, которые предоставляются на основе заявки претендента. Однако, негосударственным образовательным учреждением не соблюден порядок обращения за назначением субсидии на воспитанников дошкольного отделения: документов, подтверждающих направление соответствующей заявки и заключения сторонами договора на получение субсидий.]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ от 18 ноября 2011 г. № ВАС-15328/11

[С 1 января 2005 года утратили силу нормы прямого действия, обязательные для применения всеми субъектами Российской Федерации, которые гарантировали государственное финансирование негосударственных образовательных учреждений. Вместе с тем, действующая редакция Закона об образовании не исключает право субъекта РФ осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу финансирования негосударственных общеобразовательных учреждений, осуществляющих деятельность в пределах государственных образовательных стандартов и имеющих государственную аккредитацию за счет собственных средств. Таким образом, субъект РФ вправе, но не обязан осуществлять финансирование названных учреждений.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 14 июня 2011 г. № 09АП-9140/2011-АК

[С 01 января 2005 г. финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, поскольку прямое финансирование за счет государственных средств законодательством не предусмотрено. Правительство Москвы лишь вправе предоставлять бюджетные средства таким учреждениям и только в форме субсидий. Суд признал правомерным решение о том, что 25 частных учреждений города Москвы, имеющих высокую родительскую плату (свыше 30 тыс. руб.) смогут продолжить работу без бюджетного финансирования.]


РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ от 9 марта 2011 г. по делу № А40-131341/10-154-818

[Негосударственное образовательное учреждение, взимая плату за обучение, должно покрывать расходы на материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений, выплату заработанной платы за счет собственных средств, в том числе, получаемых за обучение. Обязанности по финансированию материально-технического обеспечения и выплаты заработанной платы работникам действующим законодательством возлагается на само учреждение, а не на органы исполнительной власти субъекта РФ. Органы государственной власти субъекта РФ вправе, но не обязаны предоставлять бюджетные средства негосударственным организациям.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 09 сентября 2008 по делу № А12-18018/07-С15

[Конституция Российской Федерации не предусматривает право негосударственных образовательных учреждений на государственное (муниципальное) финансирование, равно как не предполагает, что правовое положение государственных (муниципальных) образовательных учреждений и негосударственных образовательных учреждений должно быть одинаковым.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 29 февраля 2008 № Ф04-1222/2008(1127-А03-32) по делу № А03-8045/07-3

[С 01.01.2005 п. п. 6, 7 ст. 41 Закона "Об образовании", предусматривающие возможность осуществления финансирования негосударственных образовательных учреждений за счет бюджета, утратили свою силу. В результате изменений исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования. С названного момента финансирование таких учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 18 февраля 2008 по делу № А31-8008/2006-14

[Ответственность за убытки, возникшие в связи с уклонением администрации города от финансирования образовательного учреждения, возложена на казну муниципального образования.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 13 декабря 2006 № Ф04-4071/2006(29352-А03-37) по делу № А03-9750/05-7

[В удовлетворении заявления о пересмотре решения суда о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней по вновь открывшимся обстоятельствам отказано, поскольку предоставленная заявителем справка, составленная по результатам проверки целевого использования средств краевого бюджета, не является подтверждением отнесения заявителя к бюджетным организациям]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 04 декабря 2006 по делу № А05-5728/2006-17

[Отказывая негосударственному образовательному учреждению во взыскании с муниципального образования задолженности по договору о сотрудничестве, по условиям которого мэрия города обязалась осуществлять бюджетное финансирование учреждения, суд указал, что решением городского Совета депутатов была уменьшена сумма, предусмотренная для финансирования названного учреждения]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 04 декабря 2006 по делу № А05-5728/2006-17

[Согласно статье 162 БК РФ получателем бюджетных средств признается бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Предметом спорного договора является бюджетное финансирование Школы. Таким образом, не будучи бюджетным учреждением, Школа, тем не менее, является получателем бюджетных средств на основании указанного договора. Указанный договор не является гражданско-правовым, следовательно, на него не распространяются положения ГК РФ о том, что недостаток денежных средств у обязанной стороны не снимает с нее ответственности по уже существующему обязательству.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 03 июля 2006 № Ф04-4071/2006(24106-А03-37) по делу № А03-9750/05-7

[Иск о взыскании недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии, на накопительную часть трудовой пенсии, пени удовлетворен, поскольку частное образовательное учреждение, являясь получателем бюджетных средств, не уплачивало страховые взносы]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 06 июня 2006 № Ф04-2865/2006(22681-А03-8) по делу № А03-15339/05-11

[Суд обоснованно отказал в иске частного образовательного учреждения к местной администрации о взыскании убытков, образовавшихся вследствие ненадлежащего финансирования, поскольку с 1 января 2005 года прямое финансирование негосударственных образовательных учреждений бюджетами всех уровней является правом, а не обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 22 мая 2006 № Ф04-2860/2006(22515-А03-15) по делу № А03-14790/05-20

[Заявление частного образовательного учреждения о признании незаконными действий по утверждению сметы расходов обоснованно оставлено без удовлетворения, поскольку денежные средства на финансирование его деятельности были предусмотрены в бюджете субъекта Федерации и выделены в виде субвенции, а отчет об исполнении сметы расходов составлен уполномоченным органом]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА от 21 февраля 2006 по делу № А65-2645/2005-СА2-11

[Негосударственные образовательные учреждения с 1 января 2005 года не подлежат финансированию из бюджета Российской Федерации и местных бюджетов]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 12 декабря 2005 № А05-3150/05-3

[Поскольку по утверждению истца в спорный период ему были выделены бюджетные ассигнования, однако в соответствии с Бюджетным кодексом РФ предоставление бюджетных средств в форме ассигнований осуществляется на содержание исключительно бюджетных учреждений и истец не является таким учреждением, требование о взыскании денежных средств, выделенных истцу из бюджета в форме ассигнований, в размере недофинансирования, является незаконным]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 08 декабря 2005 № Ф09-4079/05-С5

[Возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, действующим законодательством не предусматривается, в связи с чем в признании незаконным бездействия должностных лиц финансового органа в части отказа в финансировании деятельности заявителя судом отказано правомерно]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА от 15 ноября 2005 № Ф09-3776/05-С6

[Поскольку действующим законодательством не предусматривается бюджетное финансирование деятельности негосударственных образовательных учреждений, судом сделан вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА от 02 июня 2005 № Ф08-2286/2005

[Согласно нормам Закона Российской Федерации "Об образовании" негосударственные общеобразовательные учреждения получают право на государственное и (или) муниципальное финансирование с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА от 13 мая 2005 № А31-479/14

Ссылка не работает, текст в файле ФАС_А31-479, описание: [Обязательство по финансированию негосударственной частной школы прекращено невозможностью его исполнения, т.к. бюджет города не был обеспечен спорными средствами]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА от 28 апреля 2005 № Ф04-2258/2005(10533-А03-36)
Ссылка не работает, текст в файле ФАС-Ф04-2258, описание: [Негосударственному образовательному учреждению отказано в иске к финансовому управлению района о взыскании компенсации в связи с недофинансированием, т.к. смета расходов была правомерно утверждена ответчиком не в соответствии с учебным планом, поскольку последний составлен истцом в нарушение норм действующего законодательства]