ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Утверждены требования, определяющие цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

Профессиональная переподготовка должна быть неразрывно связана с пониманием педагогом того, что организация образовательного процесса должна осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, педагогом должна быть дана правильная оценка роли и места актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности, он должен уметь организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов,средств и технологий, а также планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

Дополнительные образовательные программы переподготовки включают в себя базовую часть, состоящую из двух разделов и профильную часть, включающую в себя один раздел.


Зарегистрирован в Минюсте России 12 марта 2013 г.

Регистрационный № 27609

 

 

Приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации

от 15 января 2013 г. № 10

«О федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников»

 

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июня 1992 г. № 3266-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Съезда Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2000, № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 21; № 7, ст. 838; № 30, ст. 3808; 2010, № 31, ст. 4184; 2011, № 1, ст. 51) приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

 

 

Министр

Д. Ливанов

 

 

Приложение

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, А ТАКЖЕ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

 

 

 1. Настоящие федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников (далее - Требования) определяют цели и структуру дополнительных профессиональных образовательных программ (далее - ДПОП) профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, реализуемых в образовательных учреждениях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по ДПОП (далее - организация), а также требования к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников.

 2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в целях, определенных в Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 610 (далее - Типовое положение).*

 3. К уровню профессиональной переподготовки педагогических работников устанавливаются следующие требования.

Лица, завершившие освоение ДПОП профессиональной переподготовки, должны обладать следующими профессиональными компетенциями:

следовать в организации образовательного процесса реализации приоритетных направлений государственной политики в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 оценивать роль и место актуальных знаний и умений по предмету в профессиональной деятельности;

 организовывать образовательную деятельность на основе современных достижений психолого-педагогической науки и практики, технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;

 проектировать образовательный процесс в целом и отдельные учебные занятия как часть целого на основе системно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием инновационных форм, методов,средств и технологий;

 планировать результаты образовательной деятельности и разрабатывать в соответствии с ними контрольно-измерительные материалы и другие оценочные средства.

 4. ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников должна предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 1):

 базовая часть:

 учебный раздел Р.1 "Нормативно-правовой";

 учебный раздел Р.2 "Психолого-педагогический";

 профильная часть:

 учебный раздел Р.2 "Предметная деятельность".

 

                                                                Таблица 1

 

Структура ДПОП профессиональной переподготовки педагогических работников

 

+-----------------------------------------------------------------------+

|№ Учебного|Наименование учебных разделов и требования к результатам их |

| раздела  |                          освоения                          |

|-----------------------------------------------------------------------|

|                             Базовая часть                             |

|-----------------------------------------------------------------------|

|   Р.1    |                    Нормативно-правовой                     |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |В результате освоения раздела обучающийся должен:           |

|          |знать: государственные программы (проекты), направленные на |

|          |развитие образования и отдельных отраслей науки и экономики |

|          |(связанных с предметной деятельностью обучающегося);        |

|          |нормативное правовое регулирование в сфере образования;     |

|          |развитие кадрового потенциала системы образования; систему  |

|          |независимой оценки качества образования; инновационные      |

|          |процессы в образовании;                                     |

|          |уметь: проектировать свою профессиональную деятельность в   |

|          |соответствии с законодательством Российской Федерации и     |

|          |ориентацией на современные социальные реалии и перспективы  |

|          |развития системы образования.                               |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |                  Вариативная составляющая                  |

|----------+------------------------------------------------------------|

|   Р.2    |                  Психолого-педагогический                  |

|          |------------------------------------------------------------|

|          |В результате освоения раздела обучающийся должен:           |

|          |знать: традиционное и инновационное содержание теории и     |

|          |практики обучения, воспитания, развития личности и          |

|          |управления образовательным процессом; методические подходы к|

|          |проектированию, осуществлению образовательного процесса и   |

|          |оцениванию планируемых результатов на основе                |

|          |системно-деятельностного, компетентностного подходов;       |

|          |уметь: ставить проверяемые цели как планируемые результаты  |

|          |деятельности и адекватно выбирать содержание, формы, методы |

|          |и средства обучения, а также системы, методы и              |

|          |инструментарий оценивания; организовывать профессиональную  |

|          |деятельность с опорой на современные достижения             |

|          |психолого-педагогической науки и практики, технологий в     |

|          |конкретной отрасли знания (науки) и предметной области;     |

|          |обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной  |

|          |мотивации, а также самомотивирования обучающихся;           |

|          |разрабатывать программы учебных предметов, курсов,          |

|          |методические и дидактические материалы, выбирать учебную и  |

|          |учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся   |

|          |дополнительные источники информации, в том числе            |

|          |интернет-ресурсы; управлять учебно-исследовательской и      |

|          |проектной деятельностью обучающихся, выполнением            |

|          |индивидуального проекта при организации образовательного    |

|          |процесса; реализовывать педагогическое оценивание           |

|          |деятельности обучающихся, включая: осуществление комплексной|

|          |оценки способности обучающихся решать учебно-практические и |

|          |учебно-познавательные задачи; использование                 |

|          |стандартизированных и нестандартизированных работ;          |

|          |проведение интерпретации результатов достижений обучающихся.|

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |                  Вариативная составляющая                  |

|------------------------------------------------------------------------+

|                            Профильная часть                            |

|------------------------------------------------------------------------|

|   Р.3    |                   Предметная деятельность                   |

|          |                                                             |

|          |В результате освоения раздела обучающийся должен:            |

|          |знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной |

|          |области: современное состояние, перспективы и направления    |

|          |развития конкретной отрасли знания (науки), производственной |

|          |сферы и предметной области, в рамках которой осуществляется  |

|          |профессиональная деятельность; назначение, сущность и        |

|          |структуру современных технологий в рамках предметной области |

|          |(включая информационные технологии), традиционные и          |

|          |инновационные методы, особенности их применения, основные    |

|          |ожидаемые результаты; особенности применения и ожидаемые     |

|          |результаты при использовании современных технологий в        |

|          |конкретной отрасли знания (науки) и предметной области, в    |

|          |рамках которой осуществляется профессиональная деятельность; |

|          |уметь: включать в реализуемое содержание образования         |

|          |современные достижения науки в конкретной предметной области;|

|          |использовать современные педагогические технологии, в том    |

|          |числе информационные и технологии конкретной предметной      |

|          |области; осуществлять самостоятельный поиск и анализ         |

|          |предметной информации с помощью современных                  |

|          |информационно-поисковых технологий; использовать возможности |

|          |информационно-коммуникативных технологий, работать с         |

|          |содержанием предметной области.                              |

|----------+-------------------------------------------------------------|

|          |                  Вариативная составляющая                   |

|----------+-------------------------------------------------------------|

|          |            Государственная (итоговая) аттестация            |

+------------------------------------------------------------------------+

 

     5. ДПОП повышения  квалификации  педагогических  работников   должна

предусматривать изучение следующих учебных разделов (таблица 2):

     базовая часть:

     учебный раздел Р.1 "Основы законодательства Российской Федерации   в

области образования";

     профильная часть:

     учебный раздел Р.2 "Предметно-методическая деятельность".

 

                                                                Таблица 2

 

     Структура ДПОП повышения квалификации педагогических работников

 

+-----------------------------------------------------------------------+

|№ Учебного|Наименование учебных разделов и требования к результатам их |

| раздела  |                          освоения                          |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |                       Базовая часть                        |

|----------+------------------------------------------------------------|

|   Р.1    |   Основы законодательства Российской Федерации в области   |

|          |                        образования                         |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |В результате освоения раздела обучающийся должен:           |

|          |знать: изменения законодательства Российской Федерации в    |

|          |области образования;                                        |

|          |уметь: актуализировать свою профессиональную деятельность в |

|          |соответствии с изменениями законодательства Российской      |

|          |Федерации в области образования.                            |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |                  Вариативная составляющая                  |

|-----------------------------------------------------------------------|

|                           Профильная часть                            |

|-----------------------------------------------------------------------|

|   Р.2    |            Предметно-методическая деятельность             |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |В результате освоения раздела обучающийся должен:           |

|          |знать: цели, задачи, структуру и основные понятия предметной|

|          |области; современные тенденции развития предметной области; |

|          |современные методики и технологии обучения, обеспечивающие  |

|          |эффективную организацию учебного процесса в рамках          |

|          |конкретной предметной области; особенности применения и     |

|          |ожидаемые результаты при использовании современных          |

|          |технологий в конкретной отрасли знания (науки) и предметной |

|          |области, в рамках которой осуществляется профессиональная   |

|          |деятельность;                                               |

|          |уметь: разрабатывать программы учебных предметов, курсов,   |

|          |методические и дидактические материалы, выбирать учебную и  |

|          |учебно-методическую литературу, рекомендовать обучающимся   |

|          |дополнительные источники информации, в том числе            |

|          |интернет-ресурсы с учетом современных достижений науки в    |

|          |конкретной предметной области; организовывать               |

|          |образовательный процесс, обеспечивающий достижение          |

|          |планируемых результатов конкретной предметной области.      |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |                  Вариативная составляющая                  |

|----------+------------------------------------------------------------|

|          |           Государственная (итоговая) аттестация            |

+-----------------------------------------------------------------------+

 

     6. В целях реализации Требований организация:

     разрабатывает и утверждает ДПОП профессиональной  переподготовки   и

повышения квалификации педагогических работников, которые включают в себя

рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), а также

другие  материалы,  обеспечивающие  качество  подготовки    обучающихся и

реализацию соответствующей образовательной технологии;

     выбирает  образовательную  технологию,  обеспечивающую     требуемое

качество подготовки обучающихся.

     7. Организация определяет трудоемкость учебных  курсов,   предметов,

дисциплин  (модулей),  включая  аудиторную  и  самостоятельную     работу

обучающихся,  текущую,  промежуточную  и   государственную     (итоговую)

аттестацию.

     Каждый  учебный  раздел   базовой   и   профильной       частей ДПОП

профессиональной переподготовки и повышения квалификации   педагогических

работников включает в  себя  обязательную  и  вариативную   составляющие.

Вариативная составляющая учебного раздела устанавливается организацией в

целях  расширения  и  (или)  углубления  знаний,  умений,       навыков и

компетенций,  определяемых  содержанием  обязательной  части     учебного

раздела.

     8.  Освоение  ДПОП  профессиональной  переподготовки  и    повышения

квалификации   педагогических   работников   завершается     обязательной

государственной  (итоговой)  аттестацией,  форма   проведения     которой

определяется организацией самостоятельно.

     По результатам  проведения  государственной  (итоговой)   аттестации

педагогическим  работникам,  успешно  освоившим  ДПОП    профессиональной

переподготовки   и   повышения   квалификации,   выдаются    документы

государственного образца, предусмотренные пунктом 28 Типового положения.

 

_____________________________

     *  Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  1995,   № 27,

ст. 2580; 2000,  № 12,  ст. 1291;  2002,  № 52,  ст. 5225;  2003,  № 14,

ст. 1276.