С целью улучшения демографической ситуации, а также содействия молодым женщинам в возрасте до 23 лет, имеющим одного и более детей, в адаптации их к новым социальным условиям, создания условий для подготовки их к обучению по программам бакалавриата и программам специалитета в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования предполагается провести в 2013 - 2015 годах эксперимент по обучению молодых женщин на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования.
Эксперимент проводится с 1 октября 2013 г. по 30 июня 2015 г.
Перечень организаций участвующих в эксперименте утверждается Минобрнауки России.
Ежегодно, до 15 октября, устанавливается квота приема молодых женщин на подготовительные отделения в рамках эксперимента.
Правом на прием на подготовительное отделение в рамках эксперимента можно воспользоваться однократно.
Для участия в эксперименте необходимо направить заявление в образовательную организацию, находящуюся в перечне, к которому прилагаются паспорт, свидетельство о рождении ребенка и аттестат о среднем общем образовании.
Порядок приема на обучение в рамках эксперимента определяется самостоятельно образовательной организацией.
Утверждены Правила, устанавливающие порядок формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.
Целью формирования федеральной и региональной информационных систем является информационное обеспечение проведения государственной итоговой аттестации обучающихся.
Организация формирования и ведения федеральной информационной системы осуществляется Рособрнадзором.
Вносимы в информационную систему сведения, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью поставщиков информации.
Настоящим приказом утвержден Порядок создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
Структурные подразделения создаются в целях практической подготовки обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Настоящим постановлением учреждены 10 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области образования в размере 2 млн. рублей каждая.
Премии присуждаются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения по следующим направлениям:
внедрение инновационных разработок в сфере образования и осуществление профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне, обеспечивающие:
создание эффективных технологий обучения;
проведение научно-практических исследований, результаты которых нашли отражение в научных изданиях и монографиях и оказывают эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации;
разработку и внедрение авторских программ, методик обучения, форм и методов оценки подготовки обучающихся, воспитанников, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и получивших широкое распространение;
создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации.
Присуждение премий производится Правительством России на основании предложений Межведомственного совета.
Ежегодно, в январе, Совет объявляет через средства массовой информации об очередном конкурсе работ на соискание премий. Премия включает денежное вознаграждение, диплом и почетный знак лауреата премии. Лауреаты премии не могут выдвигаться на присуждение премии повторно.
Настоящим приказом определены виды особо ценного движимого имущества научных и образовательных учреждений, подведомственных Правительству Российской Федерации.
Движимое имущество относится к особо ценному, если его балансовая стоимость превышает 500 тыс. рублей.
Движимое имущество независимо от его балансовой стоимости относится к особо ценному, если оно необходимо для осуществления видов деятельности, и отсутствие которого приведет к прекращению деятельности указанных учреждений, а так оно необходимо для обеспечения безопасности содержания и эксплуатации ядерных, радиационных, химически и (или) биологически опасных объектов, а также содержания, охраны жизни и здоровья обучающихся и работников, воспитанников, в том числе для организации питания, медицинского обслуживания, отсутствие которого приведет к прекращению деятельности учреждений.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу новый Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования, который определяет правила формирования и функционирования инновационной инфраструктуры, в том числе ее состав, основные направления инновационной деятельности, а также порядок признания организации федеральной инновационной площадкой.
Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки.
Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования в рамках инновационных проектов выполняемых по заказу Минобрнауки России органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также по инициативно разработанным инновационным проектам.
Для управления инновационными площадками Минобрнауки России создает координационный орган. Координационный совет отвечает за подготовку предложениий по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок, информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах, представляет Министерству предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой и утверждении перечня федеральных инновационных площадок, рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками, готовит аналитические материалы для руководства Министерства об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры.
Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Министерством на основе предложений координационного органа.
С 1 сентября 2013 года вводятся Правила определяющие порядок формирования и ведения государственной информационной системы государственного надзора в сфере образования.
Формирование и ведение информационной системы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Внесение информации в информационную систему осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Срок хранения информации составляет 10 лет, после чего, информация исключается из системы.
В систему вносятся следующие данные:
- информация об органах государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования;
- информацию об образовательных организациях осуществляющих обучение, включая их филиалы;
- информацию в отношении планирования и согласования проверок органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и организаций.
Настоящим приказом утверждена новая форма диплома о среднем профессиональном образовании, приложения к диплому и описание диплома.
Отмечается, что 1 января 2014 года дубликаты соответствующих дипломов и приложений к ним оформляются в соответствии с формами документов, утвержденными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 августа 2009 г. № 314 "Об утверждении форм документов государственного образца о начальном профессиональном образовании, уровне квалификации и технических требований к ним" и от 25 августа 2009 г. № 315 "Об утверждении форм документов государственного образца о среднем профессиональном образовании и технических требований к ним", после указанной даты, документы считаются утратившими силу.
С 1 сентября 2013 года вступает в силу Порядок, устанавливающий правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Обучение по дополнительной профессиональной программе осуществляется на основании договора. Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и договором об образовании.
Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки, по модульному принципу, самостоятельно организацией и посредством сетевых форм реализации.
Образовательный процесс в организации и его продолжительность определяется организацией.
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно. По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
Настоящим приказом утвержден Порядок, определяющий правила и сроки проведения конкурса на распределение организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения в государственных бюджетных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего образования.
Конкурс проводит Минобрнауки России путем распределения и установления контрольных цифр приема по каждой профессии, специальности и направлению подготовки с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
Объем контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки высшего образования, распределяемых в рамках конкурса на уровне субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне, определяется с учетом региональной и отраслевой потребности экономики в квалифицированных кадрах.
Минобрнауки России публикует за 30 дней до дня вскрытия заявок информацию о проведении конкурса на своем официальном сайте в сети Интернет.
Организации, участвующие в конкурсе должны подать заявку, содержащую сведения об организации, предложения организации, сведения лицензии и аккредитации, значения показателей деятельности организаций.
Контрольные цифры приема, установленные в результате проведения конкурса, утверждаются приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ежегодно в срок до 31 декабря.
Утверждена форма свидетельства об освоении дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств, выдается лицам, поступившим в образовательные организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств, начиная с 2012 года.
С 1 сентября 2013 года установлены стипендии слушателям подготовительных отделений федеральных бюджетных государственных образовательных организаций высшего образования в размере 2000 рублей.
С 1 сентября 2013 года вводятся в действия новые Правила определяющие порядок оказания платных образовательных услуг.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, если деятельность организации осуществляется за бюджетный счет.
Организация платных образовательных услуг осуществляется на основании договора.
При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами, заказчик вправе требовать безвозмездного оказания образовательных услуг, соразмерного уменьшения стоимости оказания услуг, а также возмещения убытков.
Договор может быть расторгнут исполнителем в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, недобросовестного освоения образовательной программы и выполнению учебного плана, нарушений при приеме, повлекших незаконное зачисление обучающегося, неоплаты образовательных услуг, а также при невозможности надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий или бездействия обучающегося.
С 1 сентября 2013 года утверждается перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры.
Признаны утратившими силу приказы об утверждении Административных регламентов Роспатента, Рособрнадзора и Минобрнауки России.
Утверждено Положение об аттестационной комиссии Минэкономразвития России по аттестации кандидатов на должность ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации".
Аттестационная комиссия является постоянно действующим органом, созданным в целях повышения эффективности в подборе руководящих кадров для Академии.
Комиссия рассматривает кандидатуры на должность ректора, а также осуществляет анализ представленных материалов о кандидатурах.
Минобрнауки России сообщает, что Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность. В целях недопущения ухудшения положения обучающихся, проживающих в общежитиях, при переходе на новый механизм определения размера платы за жилое помещение в общежитии не должно быть допущено резкого повышения указанной платы.
В соответствии с внесенными изменениями, к полномочиям Минобрнауки России дополнилась разработка и реализация мер по развитию конкуренции на товарных рынках, включая выполнение соответствующих ведомственных целевых программ, в установленной сфере деятельности.
С 1 сентября 2013 года вводится номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.
Номенклатурой устанавливается деление на должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, должности иных педагогических работников, а также на должности руководителей и заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей.
С 1 сентября 2013 года вводится новый Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение.
Действовавший ранее приказ, регулировавший данную сферу, признан утратившим силу.
В соответствии с утвержденным регламентом, установлены сроки и последовательность административных процедур Росавиации при осуществлении полномочий по обязательной сертификации образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала.
Регламентом прописан стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку, их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме, формы контроля за исполнением Административного регламента, досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий Росавиации, предоставляющей государственную услугу, а также ее специалистов.
С 1 сентября 2013 года вступили в силу Правила осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу.
Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Мониторинг включает в себя сбор, обработку и анализ информации.
Организация мониторинга осуществляется Минобрнауки России, Рособрнадзором, органами управления в сфере образования.
Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Минобрнауки России.
К обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу входят; сведения о развитии дошкольного образования, сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, сведения о развитии среднего профессионального образования, сведения о развитии высшего образования, сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых, сведения о развитии дополнительного профессионального образования, сведения о развитии профессионального обучения, сведения об интеграции образования и науки, а также образования и сферы труда, сведения об интеграции российского образования с мировым образовательным пространством, сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи.
С 1 сентября 2013 года вступили в силу новые Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений.
Министерство образования и науки Российской Федерации организует разработку проектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
За 2 месяца до даты заседания совета, на котором планируется рассмотреть проекты, Минобрнауки России размещает их на сайте regulation.gov.ru в сети "Интернет".
В целях проведения независимой экспертизы Министерство образования и науки Российской Федерации в течение 7 дней со дня размещения проектов на сайте направляет проекты независимым экспертам. Ответ от эксперта, по установленной Министерством форме, должен быть направлен в течение 15 дней.
Проекты рассматриваются Советом от 14 до 30 дней.
По результатам рассмотрения проект утверждается, отклоняется, направляется на доработку с последующим утверждением либо отправляется на доработку с последующим рассмотрением.
Стандарт и изменения в стандарт утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.
С 1 сентября 2013 года вступают в силу утвержденные настоящим постановлением критерии включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации, а также Правила включения иностранных образовательных организаций в указанный перечень.
Отмечены следующие критерии:
- иностранная образовательная организация входила и (или) входит в одну из первых 300 позиций академического рейтинга университетов мира, всемирного рейтинга университетов и рейтинга университетов мира Таймс одновременно.
иностранная образовательная организация не располагается на территориях государств, с которыми заключены международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы признания и установления эквивалентности образования и (или) квалификации.
Утвержденные Правила определяют следующий порядок включения иностранных образовательных организаций в перечень.
Минобонауки России осуществляет сбор информации о вхождении иностранных образовательных организаций в рейтинги. Минобонауки России готовит проект перечня организаций, который формируется с указанием соответствия получаемых в иностранных образовательных организациях, входящих в него, образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, получаемым в России.
Минобрнауки России по согласованию с МИД России представляет в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня.
После утверждения указанного перечня, он размещается в сети Интернет Национальным информационным центром.
С 1 сентября 2013 года вводится в действие новый Порядок аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников.
Порядком определены правила аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей.
Утвержденный Порядок не распространяется на проведение государственной итоговой аттестации в специальных учебно-воспитательных образовательных организациях для обучающихся с девиантным поведением и учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Общественными наблюдателями могут быть граждане России, получившие аккредитацию.
Общественными наблюдателями не могут быть работники Минобрнауки России, Рособрнадзора, органов управления образованием, образовательных организаций.
Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе.
Статус общественных наблюдателей подтверждается удостоверением общественного наблюдателя, выдаваемым аккредитующим органом.