Учитывая, что право ребенка на обучение в образовательной организации вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с правом ребенка жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, поправками закрепляется право преимущественного приема при прочих равных условиях на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, где уже обучаются братья, сестры ребенка. Данное право связано с фактом проживания детей в одной семье.
Изменения направлены на развитие системы государственной поддержки семей с детьми, будут способствовать укреплению семьи, развитию института многодетности и обеспечивать реализацию прав детей на достойные условия содержания, воспитания и всестороннего развития.
Целью изменений федерального закона является комплексное расширение и усиление правового обеспечения организации практической подготовки обучающихся, включая раскрытие самого понятия "практическая подготовка обучающихся". Под практической подготовкой при освоении образовательной программы предлагается понимать форму организации учебной деятельности в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы.
Для повышения качества образования и усиления практической подготовки обучающихся часть 6 статьи 13 Закона об образовании дополнена нормой, в соответствии с которой основные профессиональные образовательные программы обеспечивают проведение практической подготовки обучающихся при реализации отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов, предусмотренных соответствующими образовательными программами. Иные образовательные программы могут обеспечивать проведение практической подготовки обучающихся при реализации образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов.
Для расширения возможностей получения обучающимися практической подготовки законопроектом предусмотрена возможность реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов посредством использования сетевой формы реализации образовательной программы. Для этого:
в части 1 статьи 13 Закона об образовании для обеспечения правового регулирования учета результатов освоения образовательной программы, реализуемой посредством сетевой формы, законодательно закрепляется возможность зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
статья 13 Закона об образовании дополнена новой частью 7.1, в которой раскрываются формы организации такой практической подготовки. В соответствии с нормами статьи 7.1 практическая подготовка может быть организована:
1) непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки;
2) в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе структурном подразделении указанной организации, предназначенном для обеспечения практической подготовки.
Также статья 13 Закона об образовании дополнена частью 8, наделяющей:
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, полномочием по утверждению Положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих основные и дополнительные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, основные программы профессионального обучения;
федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, полномочием по утверждению положения о практической подготовке обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
Помимо этого в статье 15 Закона об образовании предусматривается, что:
порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования, а также примерные формы договоров о сетевой форме реализации образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;
использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.
Для урегулирования вопросов указания адресов мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест осуществления практики, практической подготовки вносятся изменения в статью 29 Закона об образовании, предусматривающие предоставление такой информации на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет", и корреспондирующие этому изменения в статью 92 указанного Закона. При этом часть 15 статьи 92 также дополняется новым пунктом 5, в соответствии с которым лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при осуществлении практической подготовки обучающихся.
В связи с вводимым новым понятием "практическая подготовка" и расширением его использования на правоотношения, возникающие при реализации всех профессиональных образовательных программ, необходимые корреспондирующие изменения вносятся в статью 82 Закона об образовании "Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования".
Закон вступает в силу с 1 июля 2020 года, кроме отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Департамент государственной политики в сфере оценки качества общего образования Минобрнауки России направляет Временные регламенты проведения регионального этапа всероссийской олимпиады школьников (далее соответственно - регламенты, олимпиада) в субъектах Российской Федерации в 2019/20 учебном году.
Отмечается, что субъекты Российской Федерации, находящиеся в часовых поясах MSK+7, MSK+8, MSK+9, могут начать соревновательные туры раньше при условии строгого соблюдения "информационного карантина" для участников олимпиады - невозможности использования ими каких-либо электронных устройств и средств связи до 9 часов по московскому времени.
В соответствии с утвержденным Порядком, определены правила формирования сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
Для координации работы по формированию сборных команд Российской Федерации и определению перспективных направлений их подготовки к участию в международных олимпиадах создается совет по подготовке сборных команд Российской Федерации к участию в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.
В целях формирования сборных команд проводятся учебно-тренировочные сборы по общеобразовательным предметам, соответствующим профилю международных олимпиад.
Список тренеров для работы на учебно-тренировочных сборах по соответствующим общеобразовательным предметам определяет Министерство на основании предложений Совета не позднее 10 октября года, предшествующего году проведения соответствующих международных олимпиад.
Утвержденная Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей является обязательной для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих дополнительные общеобразовательные программы, а также индивидуальных предпринимателей.
Целью внедрения Целевой модели является создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся путем увеличения охвата дополнительным образованием до уровня не менее 80% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории субъекта Российской Федерации.
Внесенные изменения касаются аттестации обучающихся. Так, определяется, что порядок и методика проведения первой повторной промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине (модулю), практике, имеющих академическую задолженность, не отличается от установленного кафедрой порядка приема экзаменов, зачетов (зачетов с оценкой). Если обучающийся не ликвидировал академическую задолженность при прохождении повторной промежуточной аттестации в первый раз ему предоставляется возможность пройти повторную промежуточную аттестацию во второй раз, для проведения которой приказом начальника военно-учебного заведения создается специальная комиссия.
Государственный экзамен по физической культуре может быть совмещен с завершающим этапом обучения в последнем семестре.
Изменения в Особенности организации и осуществления образовательной, методической и научной (научно-исследовательской) деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны государства, а также деятельности федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Минобороны России касаются порядка осуществления военно-политической работы в рамках образовательной деятельности в ВУЗе.
В соответствии с утвержденным расписанием, ГВЭ в 2020 году пройдет с 22 мая по 18 сентября 2020 года.
ГВЭ по всем учебным предметам начинаются в 10.00 по местному времени;
Продолжительность ГВЭ-9 и ГВЭ-11 по математике и русскому языку составляет 3 часа 55 минут.
Продолжительность ГВЭ-9 по обществознанию составляет 3 часа 30 минут, по биологии и литературе - 3 часа, по истории, химии, физике, географии, иностранным языкам и информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - 2 часа 30 минут.
Продолжительность ГВЭ-11 по обществознанию составляет 3 часа 55 минут, по физике и иностранным языкам 3 часа 30 минут, по биологии, истории и литературе - 3 часа, по географии - 2 часа 30 минут, по химии и информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) - 2 часа.
В соответствии с утвержденным расписанием, ОГЭ в 2020 году пройдет с 22 мая по 17 сентября 2020 года.
Устанавливается, что ОГЭ по всем учебным предметам начинается в 10.00 по местному времени, продолжительность ОГЭ по математике, русскому языку, литературе составляет 3 часа 55 минут, по физике, обществознанию, истории, биологии, химии - 3 часа, по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), географии - 2 часа 30 минут, иностранным языкам, 2 часа.
Утвержденная методика разработана для оценки показателя "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет", включенного в перечень показателей федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".
Показатель характеризует доступность дошкольного образования для детей в возрасте от полутора до трех лет и рассчитывается Министерством просвещения Российской Федерации на федеральном уровне в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации ежемесячно на 1 число месяца, следующего за отчетным.
Внесенные изменения разработаны в целях единого организационного и технического подхода к формированию и ведению указанных информационных систем.
Дополнена статья 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", посвященная общим вопросам организации приема на обучение по основным общеобразовательным программам, положением о том, что прием на обучение в дошкольные образовательные организации осуществляется посредством распределения детей органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с использованием региональных информационных систем, которые обеспечивают в том числе прозрачность очередности выделения мест для детей, нуждающихся в их получении, а также доступность механизма информирования родителей (законных представителей) детей о последовательности выделения таких мест и об основаниях изменений очередности.
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению порядка формирования и ведения федеральной информационной системы и методических рекомендаций к порядку формирования и ведения региональных информационных систем доступности дошкольного образования и иных информационных систем, используемых для тех же целей, в том числе для предоставления родителям (законным представителям) детей сведений из них.
Методические рекомендации будут включать информацию о составе и источниках получения сведений, содержащихся в региональных информационных системах, порядке их представления, обработки, хранения и использования; порядке доступа к информации, содержащейся в указанных информационных системах; также о порядке предоставления родителям (законным представителям) детей сведений о результатах рассмотрения их заявлений на обеспечение дошкольным образованием и (или) на получение присмотра и ухода за детьми, последовательности выделения мест их детям и основаниях изменения данной последовательности для каждого ребенка; порядке взаимодействия указанных информационных систем с единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций), региональными порталами государственных и муниципальных услуг (функций) и иными информационными системами.
Предусматривается обработка персональных данных детей и их родителей (законных представителей) в региональных информационных системах.
В случае несогласия родителя (законного представителя) ребенка представлять такие данные в информационной системе производится их обезличивание путем присваивания индивидуальных номеров, которые не являются персональными данными. В этом случае обработка персональных данных осуществляется на бумажных носителях.
При ведении персонифицированного учета в региональных информационных системах устанавливается персональная ответственность лиц, виновных в нарушении требований в области обработки и защиты персональных данных.
Определено кто является заказчиками, операторами, поставщиками и пользователями федеральной и региональных информационных систем.
Внесенные изменения позволят урегулировать проблему информированности родителей (законных представителей) о результатах рассмотрения заявлений на обеспечение дошкольным образованием и (или) на получение присмотра и ухода за детьми, последовательности выделения мест детям и основаниях изменения данной последовательности для каждого ребенка, в том числе результатах распределения и приема детей на обучение в организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования и (или) осуществляющие присмотр и уход за детьми. Это позволит повысить ответственность органов и организаций, уполномоченных вносить сведения в указанные информационные системы, обеспечит единообразие механизмов учета данных о детях, нуждающихся в получении места в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющих присмотр и уход за детьми.