ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Ответы на вопросы

  • Могут ли применяться дисциплинарные взыскания к обучающимся, нарушающим «комендатский час» в общежитии?
  • Каким образом регулируется в настоящее время размер платы за общежитие для студентов?
  • Имеет ли право администрация вуза принимать приказы о выселении студентов из общежития на лето?
  • Насколько правомерно установление платы за дополнительные услуги для всех без исключения категорий проживающих в общежитии?
  • В нашем общежитии ремонт не производился с 2009 года. Возможно ли снижение размера платы для проживающих очной бюджетной формы обучения за пользование жилым помещением за счет исключения из оплаты за проживание затрат на ремонт и т.п.?

  • Могут ли применяться дисциплинарные взыскания к обучающимся, нарушающим «комендатский час» в общежитии?

    В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

    С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом, другими федеральными законами.

    Основываясь на указанных правовых нормах Письмом Минобрнауки России от 14 мая 2014 г. № ВК-951/09 «О комендантском часе» в студенческом общежитии» было разъяснено, что существующая практика ограничения прав обучающихся, проживающих в студенческих общежитиях, на вход в общежития и выход из них в ночное время не соответствует действующему законодательству. Вместе с тем, введение круглосуточного доступа в студенческие общежития не должно приводить к нарушению прав обучающихся, в том числе к бесконтрольному доступу посторонних лиц на территорию студенческого общежития и росту числа противоправных действий. Опыт ряда образовательных организаций показывает, что при отмене "комендантского часа" выработана практика урегулирования проблем, связанных с введением круглосуточного доступа обучающихся в студенческие общежития.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 43 ФЗ «Об образовании в РФ» за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Вместе с тем, в соответствии со статьей 30 ФЗ «Об образовании в РФ» при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся (в том числе при внесении изменений в правила контрольно-пропускного режима, проживания в общежитии), обязателен учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при их наличии).

    Ответ дан по состоянию законодательства на 30.09.2014


    Каким образом регулируется в настоящее время размер платы за общежитие для студентов?

    После вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» стало действовать правило, согласно которому размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определялся локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии). Каких-либо ограничений по установлению размера платы не было предусмотрено, что повлекло в отдельных образовательных организациях увеличение стоимости платы за проживание в студенческом общежитии в несколько раз, включение в размер платы обязательных дополнительных услуг и т.п.

    В связи с указанной ситуацией Минобрнауки России было направлено в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования письмо от 9 августа 2013 г. № МК‑992/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» с требованием не допускать резкого повышения указанной платы. В данном письме обращалось внимание на необходимость публикации копий локальных нормативных актов на официальном сайте образовательной организации, а также на персональную ответственность руководителей образовательных организаций по вопросу определения платы за проживание в студенческом общежитии. Позднее руководителям образовательных организаций высшего образования было направлено Письмо № ВК-573/09 от 02 октября 2013 г. «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии», в котором Минобрнауки России дополнительно обращало внимание руководителей образовательных организаций высшего образования на параметры, которыми следует руководствоваться при определении порядка оплаты за жилое помещение в общежитии. Среди прочего, было указано, что категория обучающихся исключается из общих норм жилищного законодательства в отношении взимания платы за содержание и ремонт жилого помещения; обучающиеся, проживающие в общежитии, вправе отказаться от предоставления дополнительных бытовых услуг и т.д.

    Несмотря на данные рекомендации ситуация с платой за общежития продолжала оставаться напряженной, что требовало законодательного закрепления соответствующих гарантий. В связи с этим был принят Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 182-ФЗ "О внесении изменений в статью 100 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с законом плата за общежитие может состоять только из платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии и платы за коммунальные услуги.

    Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) устанавливается организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в зависимости от качества, благоустройства, месторасположения и планировки жилых помещений в общежитии. Размер такой платы, как и прежде, определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии). Во избежание необоснованного повышения платы за общежитие установлено, что размер определенной в локальном нормативном акте платы не может превышать максимальный размер такой платы, установленный учредителями этих организаций.

    В настоящее время приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 августа 2014 г. № 1010 г. установлен максимальный размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) в общежитии для обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения и на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации обучающимся по данным образовательным программам по заочной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

    Данный размер установлен в размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, установленном соответствующими органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом коэффициентов, применяемых в зависимости от планировки жилых помещений в общежитии: для общежитий коридорного типа - 0,5; для общежитий гостиничного и секционного типов - 0,75; для общежитий квартирного типа - 1,0.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 30.09.2014


    Имеет ли право администрация вуза принимать приказы о выселении студентов из общежития на лето?

    В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций.

    С каждым обучающимся, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в общежитии в порядке, установленном жилищным законодательством. В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период обучения. В соответствии с частью 8 статьи 100 Жилищного кодекса типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с разделом IV Типового договора найма жилого помещения в общежитии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. № 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке. Также договор прекращает свое действие с утратой (разрушением) жилого помещения, со смертью нанимателя или с окончанием срока обучения, то есть с отчислением из образовательной организации.

    В соответствии с частью 2 статьи 39 ФЗ «Об образовании в РФ» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 30 ФЗ «Об образовании в РФ» при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся (в том числе при внесении изменений в правила контрольно-пропускного режима, проживания в общежитии), обязателен учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся (при их наличии).

    Таким образом, по мнению Минобрнауки России, выраженному в Письме от 15 июля 2014 г. № ДЛ-208/09 «О выселении из студенческих общежитий в летний период» решение о предоставлении жилого помещения, в том числе в каникулярное время, определяется договором найма и локальными нормативными актами, при принятии которых необходим учет мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 30.09.2014


    Насколько правомерно установление платы за дополнительные услуги для всех без исключения категорий проживающих в общежитии?

    В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, предоставляют каждому нуждающемуся в жилой площади обучающемуся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения жилое помещение в общежитии при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций. 

    Обучающимся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по заочной форме обучения предоставляются жилые помещения в общежитиях на период прохождения промежуточной и итоговой аттестации при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций. 

    Частью 3 статьи 39 Закона об образовании установлено, что размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность (при их наличии).

    Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

    Размер платы за коммунальные услуги должен рассчитываться, исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (индивидуальных или домовых, установленных непосредственно в общежитии). Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную проживающему в жилом помещении, производится в соответствии с пунктом 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

    В отношении бытовых и дополнительных услуг (например, пользование электробытовыми приборами), если наличие таковых предусмотрено локальными актами образовательной организации, необходимо указать, что плата за услуги осуществляется только в случае пользования ими. Указанное пользование должно осуществляться на добровольной основе и не может быть навязано образовательной организацией, руководством общежития и т.п. В связи с изложенным определение порядка оплаты предоставляемых обучающимся при проживании в общежитии бытовых, дополнительных услуг должно осуществляться отдельно, и плата за них не должна включаться в размер платы за жилое помещение в общежитиях.

    Во избежание злоупотреблений и неправомерного повышения платы за общежитие в  письме Минобрнауки России, направленном в адрес руководителей образовательных организаций высшего образования письмо от 9 августа 2013 г. № МК 992/09 «О порядке оплаты за проживание в студенческом общежитии» обращается внимание на необходимость публикации копий локальных нормативных актов на официальном сайте образовательной организации, а также на персональную ответственность руководителей образовательных организаций по вопросу определения платы за проживание в студенческом общежитии.


    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014


    В нашем общежитии ремонт не производился с 2009 года. Возможно ли снижение размера платы для проживающих очной бюджетной формы обучения за пользование жилым помещением за счет исключения из оплаты за проживание затрат на ремонт и т.п.?

    Нет. По смыслу ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ размер платы за проживание в общежитии складывается из платы за пользование жилым помещением и платы за коммунальные услуги.

    Вопросы платы за жилое помещение и коммунальные услуги также регулируются разделом VII Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ. В соответствии со ст. 154 Кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

    1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);  

    2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;  

    3) плату за коммунальные услуги.  

    Закон об образовании является специальным актом, регулирующим жилищные правоотношения для обучающихся и, в отличие от приведенной нормы Жилищного кодекса Российской Федерации исключает из платы за общежитие - плату за содержание и ремонт жилого помещения.

    В этой связи в размер платы, взимаемой с обучающихся за жилое помещение в общежитии, не должны включаться затраты на содержание и ремонт жилых помещений, к которым, в частности, относятся затраты на:

    1) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения;

    2) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;

    3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования;

    4) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов;

    5) соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;

    6) проведение обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий;

    7) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

    Таким образом, затраты на ремонт изначально не должны включаться в размер платы за общежитие.

    В соответствии с Законом об образовании организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся или не взимать ее с отдельных категорий обучающихся в определяемых ею случаях и порядке.

    Кроме того, жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно и в первоочередном порядке категориям обучающихся, указанным в ч.5 ст. 36 Закона об образовании, а именно:

    1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    2) детям-инвалидам, инвалидам I и II групп, инвалидам с детства;

    3) подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и иных радиационных катастроф, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне;

    4) инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, и ветеранам боевых действий; 

    5) имеющим право на получение государственной социальной помощи;

    6) студентам из числа граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б» – «г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и подпунктами «а» – «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».


    Ответ дан по состоянию законодательства на 16.05.2014


    Возврат к разделу