Мой внук учится в 1 классе. В начале апреля его рекомендовали направить на МППК, так как он не усваивает программу. Мы не пошли. Теперь он будет оставлен на второй год. Правомерны ли действия директора? |
---|
Порядок действий при наличии академической задолженности, под которой понимается неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, определен в ст. 58 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с ч. 5 ст. 58 обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. Часть 9 ст. 58 предоставляет на выбор три варианта решения вопроса в случае наличия по итогам учебного года академической задолженности в школе. Такие обучающиеся 1) оставляются на повторное обучение, 2) переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо 3) переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015. Таким образом, действия директора соответствуют закону. В то же время, следует отметить, что для детей, которые систематически не осваивают учебную программу, предусмотрены специальные условия ее освоения. Это не наказание, а право обучающихся, которым родители обязаны воспользоваться, поскольку они отвечают за получение детьми общего образования (ч. 4 ст. 44). В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции. Если обучающийся имеет недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией, которые препятствуют получению образования без создания специальных условий, такой обучающийся признается обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (п. 16 ч. 1 ст. 2 Закона). Особые условия реализации такими детьми общего образования установлен в ст. 79 Закона. Разумеется, все действия администрации школы должны быть направлены на максимальную реализацию наилучших интересов ребенка. При этом участие родителей в судьбе детей также имеет первостепенное значение. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 42 любая психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55). Родители вправе не только получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, но и давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, а также отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся (п 6 ч 3 ст 44). Родители также вправе присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждено Приказом Минобрнауки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082. Таким образом, действующее законодательство гарантирует объективность решения комиссии и прозрачность процедуры его принятия. Сотрудничество родителей с администрацией школы по вопросу прохождения ребенком психолого-медико-педагогической комиссии позволит в максимальной степени воспользоваться возможностями системы образования для выполнения основной конституционной обязанности родителей – обеспечение получение их детьми обязательного уровня общего образования. |
При каких обстоятельствах возможно обучение ребенка по индивидуальному учебному плану? |
---|
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Пункт 23 статьи 2 Федерального закона определяет индивидуальный учебный план как учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. В этом случае изменяется график посещения занятий в школе и самостоятельной работы дома. В качестве локального нормативного акта в образовательной организации разрабатывается Положение об условиях обучения по индивидуальным учебным планам. Для того, чтобы ребенок имел возможность обучаться по ИУП необходимо заявление родителей и положительное решение администрации по этому вопросу. Образовательная организация осуществляет контроль за освоением общеобразовательных программ обучающимися, перешедшими на обучение по индивидуальному учебному плану. Вместе с тем, на родителей обучающегося возлагается ответственность за качество освоения образовательных программ в рамках ИУП на дому. Если обучающийся по ИУП на ступенях основного общего, среднего общего образования не выполнит ИУП в полном объеме, он не будет допущен к государственной итоговой аттестации в образовательной организации. Как правило, обучение по ИУП организуется для обучающихся с высокой степенью успешности в освоении образовательных программ; по причине высокой занятости в связи с участием в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах и т.п.; в силу неспособности освоения образовательных программ в условиях большого детского коллектива, семейным положением. Кроме того, нововведением Федерального закона по сравнению с прежним порядком является предоставление возможности обучаться по ИУП обучающимся, не ликвидировавшим в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования (ч. 9 ст. 58).
|