ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Ответы на вопросы

  • Возможно ли сокращение перечня затрат, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального
  • Правомерно ли применение фактической численности воспитанников частной дошкольной образовательной организации за отчетный период при предоставлении субсидии на возмещение затрат?
  • Возможно ли ограничение размера компенсации родительской платы за содержание детей в частной дошкольной образовательной организации, подлежащей возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации?
  • Вправе ли субъект Российской Федерации самостоятельно принимать решение по определению категорий административно-управленческого и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организации, оплата труда которых должна возмещаться за счет средств
  • Правомерно ли финансовое обеспечение деятельности структурного подразделения "Детский сад" муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" за счет субвенции на выполнение отдельных государственных
  • Если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры приема и в академический, и в прикладной бакалавриат, может ли вуз организовать отдельные конкурсы?
  • Можно ли отказаться от возмещения затрат в связи с реализацией программ общего образования, в том случае если установленный региональный норматив не покрывает расходов образовательной организации?
  • Какие формы дошкольного образования могут существовать в рамках негосударственного сектора? Предусмотрены ли меры поддержки для предпринимателей, осуществляющих деятельность в этой сфере?

  • Возможно ли сокращение перечня затрат, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального

    государственного образовательного стандарта дошкольного образования", подлежащих возмещению частной дошкольной образовательной организации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации?

    Перечень затрат, подлежащих возмещению частной дошкольной образовательной организации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации прямо не определен ни Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ни приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Вместе с тем, указанные документы являются основой для разработки нормативов финансового обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования, нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования и направлены на достижение следующих целей:

    1) повышение социального статуса дошкольного образования;

    2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

    3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

    4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

    Сокращение указанных гарантий, установленных на федеральном уровне противоречит действующему законодательству.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 20.02.2017


    Правомерно ли применение фактической численности воспитанников частной дошкольной образовательной организации за отчетный период при предоставлении субсидии на возмещение затрат?

    Бюджетные расходы в расчете на одного воспитанника частной дошкольной образовательной организации заведомо не превышают аналогичные расходы на воспитанника в государственных и муниципальных образовательных организациях. Величина соответствующего норматива затрат ниже муниципального норматива затрат, так как не учитывает покрытие расходов на содержание зданий, обустройство прилегающих к ним аудиторий, приобретение коммунальных услуг, а также части прочих расходов, относимых к организации образования и созданию условий по присмотру и уходу за детьми.
    Необходимые состав и структура расходов, которые могут осуществляться частной дошкольной образовательной организацией, выражены через условия федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 (далее - ФГОС). ФГОС заданы минимальные требования к условиям реализации программы, которые должны быть учтены при определении нормативов затрат.

    ФГОС предполагает необходимость обеспечения минимальных кадровых условий и достаточное обеспечение средствами обучения. Объем финансового обеспечения определяется исходя из форм, направленности программы, контингента воспитанников, выбранного режима реализации программы. Финансовое обеспечение реализации программ дошкольного образования в частной дошкольной образовательной организации должно соответствовать потребностям образовательной организации для реализации ФГОС.

    Применение фактической численности воспитанников частной дошкольной образовательной организации за отчетный период рекомендуется использовать только в качестве показателя качества выполнения бюджетного задания, но не как параметр, учитываемый при расчете норматива затрат. Обучение на уровне дошкольного образования является не обязательным, в результате чего дети не посещают образовательную организацию по разным причинам.

    В соответствии с п. 3.1.1 письма Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования") при определении нормативных затрат на приобретение продуктов питания при оказании основной услуги по присмотру и уходу за детьми учитывается планируемое количество дней посещения одним ребенком образовательной организации на плановый финансовый год. Данный показатель определяется с учетом оценки количества дней пропуска детьми по различным причинам.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 20.02.2017


    Возможно ли ограничение размера компенсации родительской платы за содержание детей в частной дошкольной образовательной организации, подлежащей возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации?

    Согласно ч. 2 ст. 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает родительскую плату и её размер. В соответствии с ч. 4 ст. 65 размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях не может быть выше ее максимального размера, устанавливаемого нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации для каждого муниципального образования, находящегося на его территории, в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми. Таким образом, речь идет об установлении максимального размера только в отношении родительской платы в государственных и муниципальных образовательных организациях.

    Частная дошкольная образовательная организация устанавливает родительскую плату, превышающую родительскую плату в государственных и муниципальных образовательных организациях для того, чтобы покрыть объективные расходы на оказание услуг.

    Право на частичную компенсацию родительской платы за счет субъекта Российской Федерации имеют все родители (законные представители) детей, получающих услуги по присмотру и уходу, независимо от формы собственности образовательной организации, которую посещают дети. При этом согласно Методическим рекомендациям по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (Письмо Минобрнауки России от 31.07.2014 № 08-1002 "О направлении методических рекомендаций") в совокупности средства бюджета и родителей (законных представителей), направляемые в организацию с целью финансового обеспечения присмотра и ухода за детьми, должны быть достаточными для покрытия расходов, осуществляемых организацией при оказании соответствующих услуг.

    Таким образом, размер родительской платы за содержание детей в частной дошкольной образовательной организации может быть уменьшен в целях снижения финансового бремени родителей при одновременном использовании механизмов компенсации недополученных доходов частной дошкольной образовательной организации, но никак не в целях ограничения размеров субсидии, подлежащей возмещению.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 20.02.2017


    Вправе ли субъект Российской Федерации самостоятельно принимать решение по определению категорий административно-управленческого и обслуживающего персонала дошкольных образовательных организации, оплата труда которых должна возмещаться за счет средств

    бюджета субъекта Российской Федерации?

    В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" реализация программы обеспечивается, в том числе, руководящими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками. Таким образом, наличие в образовательной организации персонала, обеспечивающего выполнение административно-управленческих и обслуживающих функций, является необходимым условием реализации программы дошкольного образования.

    В соответствии с п. 6 ч. 1. ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях осуществляется посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда. При этом ФЗ «Об образовании в РФ» не сделано оговорки о том, что речь идет об оплате труда педагогических работников. Речь идет об оплате труда всех лиц, состоящих в трудовых отношениях с образовательной организацией.

    Средства на оплату труда соответствующих работников учитываются при расчете регионального норматива затрат.

    Подходы к определению категорий персонала и количества работников каждой категории изложены в письме Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 "О направлении методических рекомендаций".  Таким образом, категории административно-управленческого и обслуживающего персонала, оплата труда которых должна возмещаться за счет средств бюджета субъекта РФ могут определяться на уровне субъектов РФ при строгом учете требований, установленных на федеральном уровне. Определение категорий работников должно осуществляться с учетом того, какая образовательная программа реализуется, в зависимости от специфики организации образовательного процесса, исходя из достаточности кадрового обеспечения реализации программы.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 20.02.2017


    Правомерно ли финансовое обеспечение деятельности структурного подразделения "Детский сад" муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" за счет субвенции на выполнение отдельных государственных

    полномочий на реализацию государственного стандарта дошкольного образования? Или финансовое обеспечение всего учреждения должно производится только за счет субвенции на выполнение отдельных государственных полномочий на реализацию государственного стандарта общего образования?

    Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»  обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

    Указанные нормативы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" будет являться получателем субсидии по нормативам, установленным по каждому уровню общего образования (дошкольное образование, начальное общее, основное общее, среднее общее образование). Соответствующие нормативы устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 20.02.2017


    Если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры приема и в академический, и в прикладной бакалавриат, может ли вуз организовать отдельные конкурсы?

    В своем обращении автор просит разъяснить, может ли образовательная организация высшего образования организовать отдельные конкурсы, если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры приема и в академический, и в прикладной бакалавриат.

    В соответствии с п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 года № 839 прием на обучение осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и на места по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц.

    Законодательство об образовании, включая Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и указанный Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, не содержит препятствий для проведения отдельных конкурсов, если контрольные цифры в рамках одного направления подготовки выделены в академический и прикладной бакалавриат. Выбор — проводить отдельные конкурсы или единый конкурс в академический и прикладной бакалавриат в рамках одного направления подготовки — определяет самостоятельно образовательная организация высшего образования.

    Таким образом, проведение отдельных конкурсов, если в рамках одного направления подготовки выделены контрольные цифры в академический и в прикладной бакалавриат, возможно по усмотрению университета.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 18.02.2015


    Можно ли отказаться от возмещения затрат в связи с реализацией программ общего образования, в том случае если установленный региональный норматив не покрывает расходов образовательной организации?

    В соответствии со статьей 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами. Соответствующие нормативы устанавливаются нормативным правовым актом каждого субъекта.

    Действительно, в определенных случаях (например, при низкой наполняемости классов, при специфическом контингенте обучающихся) региональный норматив может быть значительно ниже реальных затрат на реализацию образовательной программы и невыгоден образовательной организации. В данной ситуации администрация образовательной организации имеет право принять решение об отказе от субсидии, поскольку получение возмещения согласно Федеральному закону составляет право, а не обязанность организации. В случае отказа от возмещения затрат частная образовательная организация переводит обучение целиком на платную основу по договорам, заключаемым с родителями (законными представителями) обучающихся.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 24.06.2014


    Какие формы дошкольного образования могут существовать в рамках негосударственного сектора? Предусмотрены ли меры поддержки для предпринимателей, осуществляющих деятельность в этой сфере?

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и вне таких организаций (в форме индивидуальной деятельности, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах).В целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения доступности дошкольного образования, политика в сфере образования направлена на развитие вариативных, негосударственных форм дошкольного образования, на увеличение места негосударственного сектора в предоставлении услуг дошкольного образования, что в конечном счете должно способствовать обеспечению высокого качества услуг дошкольного образования. Особенно актуально развитие указанной деятельности в отношении детей в возрасте от 0 до 3 лет, когда присмотр и уход за детьми представляет особую трудность для одиноких родителей. Региональными программами развития образования, как правило, предусмотрены меры по поддержке субъектов малого предпринимательства в сфере дошкольного образования; привлечению частных инвесторов в создание дошкольных организаций; созданию системы налоговых льгот для частных предпринимателей в сфере дошкольного образования.

    Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» определены основные формы присмотра и ухода за детьми в рамках негосударственного сектора, являющиеся в настоящее время апробированными на практике и признанные перспективными. Так, среди форм предоставления услуг по присмотру и уходу, получающих все большее распространение в настоящее время, названа деятельность индивидуальных предпринимателей в этой сфере. Перспективным представляется развитие формы, которая предусматривает присмотр и уход за детьми, реализуемый индивидуальным предпринимателем в жилых или приспособленных помещениях, расположенных в непосредственной близости от дошкольных образовательных учреждений (семейные клубы, детские центры, домашние детские сады и т.д.).

    При развитии форм присмотра и ухода за детьми, осуществляемых ИП, должны учитываться существующие механизмы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере дошкольного образования. В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе в сфере дошкольного образования. Данная поддержка включает в себя предоставление субъектами Российской Федерации малому и среднего бизнесу субсидий из федерального и регионального бюджетов в рамках региональных программ развития малого и среднего предпринимательства. Порядок предоставления субсидий субъектам Российской Федерации для реализации мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2009 г. № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». Реализацию мероприятий, а также оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляет уполномоченный орган субъекта Российской Федерации.

    Ответ дан по состоянию законодательства на 24.06.2014


    Возврат к разделу