ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Ответы на вопросы

  • Можно ли на уровне основного и среднего общего образования сочетание очной и семейной форм обучения. Кроме этого, если да, то можно ли часть предметов по желанию родителей (законных представителей) изучать в форме семейного образования,
  • Мне 21 год, я имею 8 полных классов в московской школе. Могу ли я получить полное среднее образование?
  • Я хочу перевести своего ребенка, для продолжения обучения, в вечернюю школу, в 9 класс. Он окончил 8 класс, ему 15 лет. Директор документы не отдает. Правомерны его действия?

  • Можно ли на уровне основного и среднего общего образования сочетание очной и семейной форм обучения. Кроме этого, если да, то можно ли часть предметов по желанию родителей (законных представителей) изучать в форме семейного образования,

    а остальные - по очной форме?

    В соответствии со статьей 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании) образование может быть получено в двух формах: в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования.

     При этом форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона об образовании).

    Выбирая получение образования в семейной форме, родители (законные представители) отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций). Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона об образовании ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

    При этом лица, осваивающие основную образовательную программу в форме семейного образования вправе пройти экстерном бесплатно промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования, ни формой обучения. Экстернат - форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе.

    Порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами, определяется локальным актом образовательной организации.

    Лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, являются экстернами. Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона об образовании экстерны являются обучающимися и обладают всеми академическими правами, предоставленными обучающимся в соответствии со статьей 34 указанного Федерального закона.

    При этом обучающимся предоставляется академическое право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. Индивидуальный учебный план, обеспечивает освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (пункт 23 статьи 2 и пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона об образовании).

    Таким образом, формы обучения зависят от формы получения образования. Если образование получается в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение в них осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Если же образование получается вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, то обучение осуществляется в форме семейного образования и самообразования. Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом об образовании, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения. 

    Ответ дан по состоянию законодательства на 19.01.2018


    Мне 21 год, я имею 8 полных классов в московской школе. Могу ли я получить полное среднее образование?

    Поскольку программы общего образования преемственны (ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») и освоение последующей невозможно без предыдущей, сначала вам необходимо пройти государственную итоговую аттестацию по программам основного общего образования (9 классов).
    В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в России гарантируется бесплатность общего образования (1-11 класс) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. До 18 лет получение общего образования является обязательным, после достижения совершеннолетия – остается на усмотрение гражданина (ч. 5 ст. 66).
    После 18 лет обучающийся вправе самостоятельно выбирать образовательную организацию, форму получения образования и форму обучения (ч. 1 ст. 34 Закона).
    Как правило, граждане, достигшие совершеннолетия, выбирают в качестве формы обучения самообразование (ст. 17 Закона) с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в общеобразовательной организации или профессиональной организации, имеющей государственную аккредитацию по программам полного среднего общего образования. Государственная итоговая аттестация и выдача документов государственного образца об общем образовании для таких граждан в любом случае производится бесплатно. Эта гарантия закреплена в ч. 3 ст. 34 Закона.
    Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014


    Я хочу перевести своего ребенка, для продолжения обучения, в вечернюю школу, в 9 класс. Он окончил 8 класс, ему 15 лет. Директор документы не отдает. Правомерны его действия?

    Как такового вида общеобразовательной организации как «вечерняя школа» новое законодательство об образовании не предусматривает. В ряде региональных законов такой вид сохранился, см., например, п. 41 ч. 2 ст. 5 Закона г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве» (в ред. Закона № 37 от 25 июня 2014 г.)
    Более того, из законодательства исключено вечернее образование как форма обучения. В соответствии со ст. 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование может быть получено в образовательной организации или вне такой организации, а в первом случае – в очной, очно-заочной и заочной форме. При этом, форма обучения не определяет режим работы образовательной организации, так, заочная форма не означает, что занятия проходят только по вечерам или по выходным дням, равно как и очная форма не означает проведение занятий только с утра. Новое законодательство предоставляет образовательным организациям самостоятельно определять режим работы в зависимости от возможностей и потребностей обучающихся. Режим работы закрепляется в локальных нормативных актах (ч. 2 ст. 30 Закона) и объявляется на сайте организации в сети «Интернет» (ч. 2 ст. 29).
    Очень важно отметить, что принцип свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах, предоставленных системой образования, является одним из приоритетов, на которых строится государственная образовательная политика (ч. 1 ст. 3).
    Такая свобода предоставлена родителям несовершеннолетних обучающихся в соответствии с ч. 4 ст. 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
    Таким образом, если родители, с учетом мнения ребенка и исключительно в целях максимального соблюдения наилучших интересов ребенка, решили, что на данном этапе ему будет лучше осваивать программы общего образования в вечернем режиме, если такой режим не влияет негативно на его здоровье, если освоение программ в такой форме возможно в данной системе образования, если право на получение ребенком обязательного уровня общего образования (11 классов) при этом не ограничивается и не нарушается, администрация школы не может препятствовать реализации родителями такого решения.
    Ответ дан по состоянию законодательства на 15.07.2014


    Возврат к разделу