У нас в университете вместо факультетов созданы институты. Как правильно назначить директора института и заключить с ним трудовой договор? |
---|
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации (далее – Номенклатура). Согласно Номенклатуре (утв. постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций») должность директора института относится к категории I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (подкатегория 1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу). Одновременно должность директора институтов относится к категории II. Должности руководителей образовательных организаций (подкатегория 2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей). В соответствии с Примечанием 1 к Номенклатуре к должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Поскольку Номенклатурой не установлены различия должности директора института в качестве руководителя организации или в качестве руководителя структурного подразделения, вышеназванная должность может относиться к профессорско-преподавательскому составу, в случае, если соответствующий руководитель принимает участие в образовательной деятельности. Одноименная должность также может не относиться к профессорско-преподавательскому составу. В этой связи правовое положение директора института может иметь двоякий характер в зависимости от выполнения им педагогических функций. Вопросы правового положения директора института регулируются на локальном уровне в уставе образовательной организации, положениях о ее структурных подразделениях и в должностных инструкциях работников, составленных с учетом штатного расписания организации. При заключении трудового договора следует иметь в виду, что согласно ст. 332. Трудового кодекса РФ заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в образовательной организации высшего образования, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. Таким образом, при назначении на должность директора института требуется проведение конкурсной процедуры и соблюдение ограничений, установленных для конкурсного механизма замещения должности. Конкурс не проводится, если локальными правовыми актами не предусмотрена педагогическая деятельность директоров институтов и не предполагается ее осуществление после заключения с ними трудового договора. В этих целях применительно к назначению директора института на должность целесообразно предусматривать в трудовом договоре оговорку о том, что занимающее названную должность лицо не осуществляет педагогическую деятельность. В противном случае рекомендуется проведение конкурса при замещении данной должности. Следует учитывать, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, а также соответствующие другим требованиям, предъявляемым к занятию педагогических должностей ст. 331 Трудового кодекса РФ. Особый порядок замещения должности директорами институтов предусматривается ст. 332 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами и локальными актами образовательных организаций высшего образования. В том случае, если должность директора института на основании локальных актов организации определяется в качестве должности, в обязанности которой входит организация работы факультета, что может отражаться в наименовании должности, например, может быть предусмотрена должность «директор института (факультета)», или в положении об институте может быть указано, что институт создан на правах факультета, обязательно проводится процедура избрания на должность директора института, после чего возможно заключение трудового договора на срок избрания лица для исполнения соответствующих должностных обязанностей. В этом случае конкурсная процедура исключается, поскольку следует руководствоваться принципом приоритетности специальной нормы. Ответ дан по состоянию законодательства на 17.02.2015 |
Согласно статье 29 273-ФЗ вуз должен размещать на сайте организации информацию о языках образования. Как это должно выглядеть: нормативный локальный акт (положение) или ненормативный локальный акт? |
---|
В своем обращении автор просит разъяснить, каким образом образовательная организация высшего образования должна размещать информацию о языках образования на официальном сайте образовательной организации высшего образования в сети «Интернет». В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») в Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. По общему правилу образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Однако в государственных и муниципальных образовательных организациях, включая образовательные организации высшего образования, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Кроме этого, в соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Согласно ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Статьей 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлен перечень сведений, подлежащих опубликованию в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Форма опубликования информации о языке преподавания на информационном ресурсе образовательной организации не регламентирована Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Данная информация может быть размещена с указанием правового основания ведения преподавания на государственном языке республики в составе Российской Федерации либо иностранном языке – образовательной программы либо локального нормативного правового акта организации, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, во-первых, положения о языке образования в образовательной организации высшего образования должны содержаться в локальном нормативном акте образовательной организации высшего образования, во-вторых, на сайте образовательной организации высшего образования в сети «Интернет» в разделе, посвященном языку образования, помимо собственно сведений об используемых в образовательном процессе языках, может быть опубликован локальный нормативный акт образовательной организации, в соответствии с которым осуществляется обучение на языке из числа народов Российской Федерации, либо иностранном языке. Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015 |
Возможна ли реализация образовательных программ высшего образования в сетевой форме (на законных основаниях) на основании договора между учреждением высшего профессионального образования и учреждением дополнительного профессионального образования? |
---|
Как следует из запроса учреждение дополнительного профессионального образования имеет лицензию, предоставляющую право на реализацию программ дополнительного профессионального образования, программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. В ресурсной организации посредством ее профессорско-преподавательского состава предполагается изучение части дисциплин учебного плана.
В своем обращении автор просит разъяснить, имеет ли право образовательная организация высшего образования реализовывать образовательную программу на основании договора о сетевой форме реализации образовательной программы с организацией дополнительного профессионального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Поскольку вторая образовательная организация, во-первых, предоставляет необходимые ресурсы (помещения для организации учебного процесса, библиотека, материально-техническая база и т. д.), а во-вторых, участвует в реализации образовательной программы путем участия профессорско-преподавательского состава образовательной организации дополнительного профессионального образования в образовательном процессе, можно судить об использовании сетевой формы реализации образовательных программ. Тем не менее, исходя из положений ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в целях реализации образовательных программ высшего образования образовательная организация дополнительного профессионального образования должна иметь соответствующую лицензию. Таким образом, образовательная организация дополнительного профессионального образования вправе участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ высшего образования при условии наличия лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ высшего образования. |
В обязательном ли порядке в вузе должно быть создано структурное подразделение по выявлению и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности? |
---|
Автор вопроса интересуется наличием законодательно установленной обязанности вуза по созданию структурного подразделения, функции которого состоят в выявлении и поддержке лиц, проявивших выдающиеся способности, добившихся успехов в процессе обучения, в том числе при осуществлении научной (научно-исследовательской), творческой и физкультурно-спортивной деятельности? Согласно статье 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее — Закон об образовании) образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» не предусмотрена общая обязанность образовательного учреждения по созданию вышеуказанного структурного подразделения. Примерный перечень структурных подразделений, право на создание которых предоставлено образовательной организации, является открытым и приводится в части 2 названной статьи Закона об образовании. Условием создания структурных подразделений выступает необходимость обеспечения ими осуществления образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. В соответствии с ч. 5 ст. 77 Закона об образовании в Российской Федерации в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее – нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях. Также следует обратить внимание на дополнение ч. 3 ст. 28 Закона об образовании пунктом 10.1 (ФЗ РФ от 27 мая 2014 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 28 и 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации») согласно которому к компетенции образовательного учреждения относится поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено Законом об образовании. С учетом изложенных законодательных положений можно сделать вывод, что создание структурных подразделений образовательной организации, деятельность которых направлена на выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, возможно при наличии: потребности образовательного учреждения в подобном структурном подразделении, сформировавшейся с учетом уровней, видов и направленности реализуемых образовательных программ, форм обучения и режима пребывания обучающихся; соответствующего локального акта образовательной организации о создании такого структурного подразделения, положения о структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации; утвержденного учредителем порядка комплектования указанных специализированных структурных подразделений обучающимися; основных и дополнительных образовательных программ для граждан, проявивших выдающиеся способности, а также граждан, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, имеющими указанные специализированные структурные подразделения. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрены нормы, устанавливающие прямую обязанность для образовательных организаций по созданию ими структурных подразделений, деятельность которых направлена на выявление и поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности. Ответ дан по состоянию законодательства на 16.02.2015 |