ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Законодательство об образовании

Проект

 

Вносится депутатами Государственной Думы

С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.А. Ниловым, О.В. Шеиным,

Ф.С. Тумусовым, А.А. Ремезковым, Д.А. Иониным

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования стоимости платных образовательных услуг


Статья 1 Часть 5 статьи 54 Федерального закона от 12 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.12.2012, № 53(ч.1), ст.7598) изложить в следующей редакции:

«5. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг также могут быть установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Стоимость образовательных услуг снижается по решению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, в случае перехода организации, осуществляющей образовательную деятельность, на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.»

Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

 

 

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования стоимости платных образовательных услуг»

 

В соответствии с действующей редакцией части 5 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» исключительным правом снижения стоимости платных образовательных услуг по договору об образовании имеет организация, осуществляющая образовательную деятельность. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации) не участвует в указанных договорах в качестве стороны и все документы Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, касающиеся регулирования правоотношений, вытекающих из договоров, носят рекомендательных характер и не обязательны для исполнения. Что часто не позволяет оперативно решать ситуации, возникающие в период введения режима повышенной готовности, связанного с эпидемией коронавируса. Так, в период действия мер по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции многие студенты были вынуждены временно выехать из общежитий по различным причинам: каникулы, возвращение домой для дистанционного обучения и др. В этой связи уполномоченным органом было подготовлено письмо ( от 7 апреля 2020 г. № МН-13/ВФ-948), в котором рекомендует вузам рассмотреть возможность о снижении или приостановлении взимания с обучающихся платы за пользование помещением в общежитии и платы за коммунальные услуги. А период, оплаченный авансом, - зачесть на последующий период проживания в общежитии. Несмотря на рекомендации Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, поступало много жалоб от студентов, которым отказывали в снижении (приостановлении), пересчете платы за общежития. Еще одной проблемой стал переход вузов на дистанционное обучение. Так как не разработаны четкие стандарты такого обучения, то по факту часть вузов перевели студентов практически на заочную форму обучения, отправляя задания студентам и собирая их ответы, по минимуму привлекая преподавателей. При этом сохранив оплату, как за очное обучение. Если сравнить цены в вузах на очное обучение и очно-заочное, которое может рассматриваться, как наиболее близкий аналог дистанционного обучения, то стоимость очно-заочного обучения значительно ниже. Так, в 2018 году стоимость очной формы обучения (бакалавриат) в Московском финансовоюридическом университета составляла 202 тысячи рублей в год, заочной- 69 тысяч рублей в год; в Московском институте государственного управления и права очная форма - 112,5 тысяч рублей в год, заочная -80 тысяч рублей в год. В случае если вуз переводит обучение полностью на дистанционное, стоимость обучения должна снижаться. Данный законопроект предлагает для оперативного решения вопрос, связанных со стоимостью платных образовательных услуг, наделить Министерство науки и высшего образования Российской Федерации правом определять основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг, сделав обязательным снижение стоимости платных образовательных услуг в случае перехода организации, осуществляющей образовательную деятельность, на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.

 

Версия текста по состоянию на 16 ноября 2020 года

Возврат к списку