ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Выявление и систематизация наиболее проблематичных сфер регулирования в рамках международных обязательствам РФ в образовании и иных смежных областях


 

Сравнительный анализ рекомендаций и заключительных замечаний международных мониторинговых органов, вынесенных в отношении России на основании предоставленных докладов организаций гражданского общества и органов государственной власти, выявил наиболее проблематичные вопросы регулирования.

Проведем классификацию проблематичных сфер в зависимости от рекомендаций мониторинговых органов, вынесенных в отношении России, о недостатках исполнения тех или иных международных договоров, участником которых является Российская Федерация. На наш взгляд, перечень проблематичных сфер целесообразно дополнить краткой справкой о том, как обстоят дела в указанной области согласно официальной позиции федеральных органов исполнительной власти РФ.

Выполнение международных обязательств в соответствии с Конвенцией о правах ребенка 1989 года.

1). Сложности с функционированием механизмов, предусмотренных в государстве для обеспечения защиты от дискриминации детей, находящихся в уязвимом положении, в частности, детей, принадлежащих к группам меньшинств, детей-рома, детей трудящихся-мигрантов, детей лиц без гражданства, девочек на Северном Кавказе, детей, не имеющих постоянной регистрации по месту жительства и детей.

Краткая справка: Данная зона ответственности вытекает из особенностей многонационального, многоукладного и мультикультурного характера Российской Федерации, которая является государством, где проживают представители более 190 народов, говорящих более чем на 270 языках. Конституцией Российской Федерации запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам половой, социальной, расовой, национальной (этнической), языковой или религиозной принадлежности.

Несмотря на то, что в российском законодательстве не существует единого всеобъемлющего антидискриминационного правового акта, все российское право построено по отраслевому принципу, при котором различные сферы общественных отношений регулирует определенная совокупность правовых норм. При этом нормы общего характера, касающиеся запрещения дискриминации лиц по признаку их национальной принадлежности, в том числе детей, как правило, действуют в сочетании с правами человека в конкретной области – в реализации их трудовых прав, в праве на образование, на пользование родным языком, в праве на пользование достижениями культуры и другими. Таким образом, принцип недискриминации распространен на любые права, признаваемые Конституцией Российской Федерации и законодательством.

Президентом Российской Федерации 19 декабря 2012 г. подписан Указ № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", которая направлена на обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепление государственного единства и целостности России, сохранение этнокультурной самобытности ее народов, сочетание общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечение конституционных прав и свобод граждан. В Российской Федерации действует Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. №4528-1 "О беженцах", содержащий положения, которые определяют на территории Российской Федерации права ищущих убежище граждан, в том числе несовершеннолетних детей, прибывших без сопровождения родителей, опекунов или иных родственников, регламентируют обращение с такой категорией заявителей, защищают их законные интересы.

В настоящее время с целью оказания помощи мигрантам в их адаптации и интеграции на территории принимающего региона при взаимодействии с ВУЗами, религиозными и общественными организациями организованы курсы русского языка как иностранного и адаптационные центры. В указанных центрах мигрантов информируют о нормах законодательства Российской Федерации в сфере миграции, о культурных традициях и правилах поведения в принимающем регионе.

Экономические, социальные и правовые гарантии граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, установлены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 "О вынужденных переселенцах". Статьей 7 указанного Закона предусмотрено предоставление вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальных выплат на их приобретение. Наравне с вынужденными переселенцами право на получение государственной поддержки в жилищном обустройстве предоставлено и их несовершеннолетним детям независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца.

2). Проблема, связанная с проведением "антиювенальной" кампании, участники которой, согласно сообщениям правозащитных организаций, ставят права родителей выше прав детей, а также в отношении сотрудничества участников этой кампании с Русской Православной Церковью.

Краткая справка: Как следует из заявлений сторонников антиювенальной кампании, основным опасением, связанным с введением системы ювенальной юстиции в Российской Федерации, является неоправданно жестокое поведение социальных работников, государственных служащих и представителей правоохранительных органов в части изъятия детей из семей по формальным признакам. Принимая во внимание, что основой ювенальной юстиции как системы защиты прав детей, является принцип сохранения семьи, необходимо отметить, что семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав. Кроме того, согласно Семейному кодексу Российской Федерации, регулирование семейных отношений осуществляется исходя из приоритета семейного воспитания детей. При этом, не представляется возможным полностью исключить из практики работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, случаи, когда единственный способ оградить ребенка от неправомерных действий является лишение его родителей или одного из них родительских прав. В то же время лишение родительских прав и ограничение в родительских правах производится только в судебном порядке при участии прокурора и органов опеки и попечительства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является светским государством, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Вопросы внесения изменений в действующее законодательство Российской Федерации являются прерогативой органов государственной власти Российской Федерации. Согласно официальному докладу российской делегации церковь заботится об укреплении уклада семейной жизни. Православие свидетельствует об ответственности родителей за воспитание детей, о необходимости заботы об их здоровье, благополучии, безопасности и, вместе с тем, осуждает пренебрежение родительскими обязанностями, грубость и жестокость по отношению к детям. Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, и признает, что в случае угрозы жизни, здоровью и нравственному состоянию ребенка государство имеет право на вмешательство в семейную жизнь, если родители сами не могут или не стремятся защитить детей, и лишь в том случае, когда все возможности для сотрудничества с родителями исчерпаны. При этом, по мнению Русской Православной Церкви, действия государственных органов должны быть основаны на четких и однозначных правовых критериях, а посягательство на жизнь, здоровье и нравственное состояние детей – доказанным. Кроме того, РПЦ полагает, что любые законопроекты и административные меры в сфере ювенальной юстиции должны быть вынесены на широкое и открытое обсуждение педагогов, родителей, ученых, духовенства, представителей правоохранительных органов, что в настоящее время широко практикуется при рассмотрении проектов нормативных правовых актов, готовящихся к принятию.

3). Проблема жестокого обращения с детьми в детских учреждениях и приемных семьях, характер помощи, предоставляемой жертвам такого обращения.

Краткая справка: В законодательство Российской Федерации внесен ряд изменений, направленных на приведение российского законодательства в соответствие с международными стандартами в сфере обеспечения защиты несовершеннолетних от преступных посягательств, в том числе совершаемых в образовательных и иных детских учреждениях.

В соответствии с новеллами, внесенными Федеральными законами от 23 декабря 2010 г. № 387-Ф3 и от 1 апреля 2012 г. № 27-ФЗ в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации, введены запреты на занятие трудовой деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних для лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, в том числе против семьи и несовершеннолетних.

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №351-Ф3 "О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено введение обязательной подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Обязательный порядок предварительного прохождения потенциальными приемными родителями специальных подготовительных программ введен в Российской Федерации с 1 сентября 2012 года. Главной целью такой подготовки является оказание замещающим родителям психолого-педагогической и правовой помощи, которая позволит обеспечить их готовность к приему в семью ребенка, существенно сократить число повторных отказов от сирот, а, следовательно, уменьшить число детских трагедий.

В целях обеспечения безопасности детей, передаваемых в семьи на воспитание, существенные ограничения введены для усыновителей или воспитателей, к числу которых не могут относиться лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Важную роль в защите детей от насилия и жестокого обращения играет институт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Одним из направлений деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка является проведение инспекционных поездок в субъектах Российской Федерации по вопросу положения детей, соблюдения их прав и интересов в деятельности органов исполнительной власти, детских учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должностных лиц. В регионах рекомендовано с учетом международного опыта установить процедуры регистрации и эффективного расследования полученных от детей жалоб о случаях физического и психического насилия; обеспечить всем жертвам насилия доступ к услугам и оказанию помощи.

4). Сегрегация детей-рома в "классах рома" и качество преподавания в таких классах. Меры, принятые для обеспечения детям-рома доступа в обычные школы и классы. Меры, принятые в целях устранения административных барьеров, с которыми сталкиваются дети трудящихся и дети-просители убежища при зачислении в обычные школы.

Краткая справка: В соответствии с Федеральным законом 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на образование гарантируется всем без исключения, включая цыган, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Любые ограничения прав детей цыган в предоставлении им образования являются незаконными.

В ряде регионов России имеется положительный опыт работы с детьми цыган. Так, в Ленинградской области в одной из общеобразовательных школ в составе обучающихся есть дети этнических цыган, в ней преподается цыганская культура и цыганский язык. В Пензенской и Тульской областях имеется опыт взаимодействия органов управления образованием, образовательных заведений с цыганской общиной. В процессе повышения квалификации преподавателей в тех субъектах Российской Федерации, где есть необходимость (Владимирская, Ленинградская, Калининградская, Пермская области и др.), рассматриваются вопросы, связанные с историей и культурой цыган, проживающих на территории Российской Федерации. Подготовка педагогических кадров для преподавания этно-культурных дисциплин осуществляется образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования в рамках соответствующих образовательных программ. При этом они имеют право формировать профессиональные образовательные программы в соответствии с потребностями конкретных регионов и образовательных учреждений. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют барьеры при зачислении детей трудящихся-мигрантов и детей-просителей убежища в обычные школы.

5). Меры, предпринятые для распространения программы ювенальной юстиции на все регионы Российской Федерации.

Краткая справка: Внедрение ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции осуществляется в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством и общепризнанными нормами международного права. Используют ювенальные технологии в своей работе суды общей юрисдикции 52 субъекта Российской Федерации. При этом судами учитываются рекомендации, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних". Судами, применяющими ювенальные технологии, обеспечивается эффективность и качество правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних, развиваются механизмы взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, снижения рецидива, обеспечения безопасности общества.

Практически во всех судах введена специализация судей по рассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Исключение составляют лишь те субъекты Российской Федерации, в которых на рассмотрение в суды поступает незначительное количество подобных дел, в этом случае их рассматривают председатели или заместители председателей судов. В тех регионах, которые используют ювенальные технологии, констатируется необходимость создания системы пробации соответствующей международным стандартам в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних. В настоящее время эффективная социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних достигается в субъектах Российской Федерации через взаимодействие суда с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Разнообразие организационных моделей внедрения ювенальных технологий обусловлено различием в ресурсных возможностях регионов, многообразием инициативных групп, наличием и степенью готовности к их использованию учреждений и государственных органов субъектов Российской Федерации, организаций, специализирующихся на работе с несовершеннолетними правонарушителями. Использование совокупности элементов восстановительного правосудия и реабилитационных программ в отношении несовершеннолетних правонарушителей и жертв правонарушений, направленных на исправление несовершеннолетних и становление их в качестве полноценных членов общества, способствует снижению рецидивной преступности среди подростков.

 

Выполнение международных обязательств в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов 2006 года.

1). Проблема деинституционализации детей-инвалидов.

Краткая справка: В 2016/17 учебном году численность детей-инвалидов, обучающихся в условиях инклюзивного образования, по сравнению с 2015 г. возросла на 15,1% и составила 71210 детей-инвалидов.

По итогам 2016 г. в Российской Федерации функционирует 9 339 инклюзивных школ (21,43% от общей численности общеобразовательных школ, в 2011 г. их было 2,5%), имеющих в своем составе классы (группы), осуществляющие деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).

Включение детей с ОВЗ и инвалидностью в систему инклюзивного образования начинается с дошкольного возраста на базе детских садов, специальных школ, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Кроме специализированных детских садов для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях дошкольного образования организуются группы компенсирующей направленности, также функционируют инклюзивные детские сады с группами комбинированной или общеразвивающей направленности.

В целях формирования системы инклюзивного образования в регионах на школьном уровне:

• значительно увеличено количество штатных единиц логопедов, психологов, дефектологов, тьюторов для детей с ОВЗ, которые должны быть в школах и оказывать детям коррекционную помощь;

• в профессиональный стандарт педагога включено требование о наличии у педагогических работников профессиональных компетенций, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся, в том числе с аутистами, детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и другими детьми с ОВЗ;

• разработаны и вступили в силу 1 сентября 2016 г. специальные федеральные государственные стандарты образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

• утвержден порядок обеспечения доступности инвалидам объектов и услуг в сфере образования (приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309).

За период с 2014 г. на 12% (с 1 494 колледжей до 1 675) увеличено число организаций среднего профессионального профиля, осуществляющих инклюзивное образование. Возросла численность обучающихся с ОВЗ в режиме инклюзивного образования в системе высших учебных заведений. По сравнению с 2014 г. количество студентов в них возросло на 30% (сейчас студентов с ОВЗ и инвалидностью около 24 тыс. чел.). Количество организаций высшего образования, оказывающих образовательные услуги дистанционно, с 2014 г. увеличилось на 36,8%.

2). Обеспечение и укрепление перехода к инклюзивному образованию и доступность системы образования в регионах в соответствии с рекомендациями, содержащимися в Замечании общего порядка № 4 о праве на инклюзивное образование[1].

Краткая справка: Требования к профессиональному образованию в части формирования у будущих специалистов навыков работы с учетом особых потребностей инвалидов в свете положений Конвенции в настоящее время поэтапно включаются во все федеральные государственные образовательные стандарты (по мере их обновления).

На сайте Минтруда России размещено объемное учебное пособие для проведения такого обучения специалистов во всех сферах жизнедеятельности инвалидов. В соответствии с решением Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов федеральными министерствами на базе ведущих образовательных организаций созданы отраслевые ресурсные (обучающие) центры для подготовки персонала отрасли к работе с инвалидами в соответствии с положениями Конвенции. Для специализированного обучения сотрудников отраслей по вопросам, связанным с исполнением Конвенции, федеральными министерствами образованы специальные образовательные организации и факультативы.

Предоставление услуг ассистентов и тьюторов в процессе обучения инвалидов установлено изменениями, внесенными в 2017 г. в законодательство об образовании.

Несовершеннолетним осужденным, в том числе женщинам-инвалидам, разрешается обучаться по заочной форме в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях. Осужденные женщины, в том числе несовершеннолетние, являющиеся инвалидами, наравне со здоровыми воспитанниками получают образование в вечерних (сменных) образовательных школах при воспитательных колониях. При отсутствии медицинских противопоказаний имеют возможность обучаться в профессиональных училищах, проходить производственное обучение.

3). Обеспечение доступности в соответствии со ст. 9 Конвенции о правах инвалидов.

Краткая справка: В Российской Федерации была принята государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы, о чем были уведомлены международные органы. Программа предполагает совершенствование системы экспертизы и реабилитации инвалидов, оказание помощи в получении образования и трудоустройстве. Объем и перечень этих условий доступности (безбарьерности) не являются пока исчерпывающими, они ограничены необходимостью согласования требований по их обеспечению с экономическими возможностями общества в соответствии с принципом разумного приспособления. По мере дальнейшего продвижения к более полному воплощению социальной модели инвалидности государством планируется повышение уровня требований к максимально возможному исключению барьеров и оказанию содействия инвалидам в их преодолении. Данная работа будет проводиться на законодательном и правоприменительном уровнях.

4). Переход к правозащитной модели инвалидности, обеспечению учета прав инвалидов и их доступа к услугам в рамках существующих систем в целях обеспечения их вовлечения в местное сообщество во всех регионах страны.

Краткая справка: Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» внес изменения в 25 законов, регулирующих оказание услуг инвалидам. Была создана правовая основа для пресечения дискриминации по признаку инвалидности. Впервые в законодательстве прописаны нормы доступности жизненно важных для инвалидов объектов и услуг применительно к каждой отрасли и в зависимости от нарушенных у инвалида функций организма. Установлены полномочия федеральных и региональных органов власти по определению порядков поэтапного создания условий доступности для инвалидов жизненно важных для них объектов и услуг, в том числе в сфере образования.

 

Выполнение международных обязательств в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года.

1). Искоренение негативных стереотипов, в том числе с использованием учебников.

Краткая справка: В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» единство образовательного пространства обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами. В настоящее время Минобрнауки России утверждены государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования, прошедшие процедуру профессиональной и общественной экспертизы. Государственный стандарт - «рамочный» документ, содержащий ключевые ориентиры образования: требования к результатам освоения основной образовательной программы, требования к структуре и к условиям её реализации. Ориентируясь на эти требования, а также на примерную основную образовательную программу, каждая школа самостоятельно, при участии органов государственно-общественного управления (управляющий совет, совет родителей, представительных органов обучающихся и др.) разрабатывает собственную образовательную программу с учетом специфики, а также кадровых, материально-технических и иных возможностей.

Государственные стандарты общего образования ориентированы на становление различных личностных характеристик выпускника, в том числе на осознание и принятие им традиционных ценностей семьи, осознание ответственности перед семьёй, обществом, государством, уважение мнений других людей, умение достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; содержат требования к результатам освоения основной образовательной программы, которые должны в том числе отражать ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Учебник является одним из инструментов, позволяющих реализовать образовательную программу. В образовательной деятельности могут использоваться учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании положительных экспертных заключений по результатам научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.

2). Развитие конституционной, законодательной и институциональной базы, в частности, принятие законопроекта о равных правах мужчин и женщин.

Краткая справка: Законопроект «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в первом чтении 16 апреля 2003 года. Текст законопроекта размещен на официальном сайте Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей[2]. В период работы Государственной Думы пятого созыва законопроект дорабатывался созданным при Комитете вопросам семьи, женщин и детей Экспертным советом, неоднократно выносился на обсуждение специалистов и широкой общественности, обсуждался на круглых столах в Государственной Думе и Общественной палате Российской Федерации. Участвовавшим в обсуждении специалистам и представителям общественности не удалось выработать согласованную позицию по основным положениям законопроекта и по вопросу его дальнейшего продвижения. Обновленная версия законопроекта, разработанная Экспертным советом Комитета Государственной Думы по делам семьи, женщин и детей не была поддержана Правительством Российской Федерации, поскольку дублировала действующие нормы права. Кроме того, не было определено место закона в системе российского законодательства. Также были зафиксированы обращения граждан, общественных организаций в Государственную Думу и в Правительство Российской Федерации, которые выступали «против» принятия законопроекта, усматривая в нем угрозу традиционным семейным ценностям. Серьезное возражение у общественности вызывали используемые в законопроекте понятия «гендер» и «гендерный», не имеющие, по мнению заявителей, аналогов в русском языке. Со времени внесения периодического доклада Российской Федерации в Комитет ООН статус законопроекта не изменился.

3). Усовершенствование правовых механизмов подачи и рассмотрения жалоб

Краткая справка: В настоящее время действует механизм Уполномоченного по правам человека и омбудсменов в субъектах Российской Федерации. Порядок обращения к Уполномоченному регламентирован Федеральным конституционным законом 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Значительное место в деятельности Уполномоченного занимает работа по правовому просвещению в сфере прав человека, форм и методов их защиты. Гражданам даются разъяснения о формах защиты, которые они могут использовать, о том, в какие административные, судебные и другие органы они вправе обратиться, оказываются иные юридические консультации. Предоставляется помощь гражданам, в том числе женщинам, желающим реализовать свое конституционное право обратиться в международные органы по правам человека (Европейский Суд, Комитет Организации Объединенных Наций по правам человека и другие). Уполномоченным проводилась работа по защите социально-экономических прав женщин, работающих в бюджетной сфере; по защите прав беременных женщин и лиц с семейными обязанностями.

4). Защита и поддержка прав женщин сельских поселений, женщин из числа малочисленных коренных народов

Краткая справка: В 32-х субъектах Российской Федерации проживает 48 народов, отнесенных к коренным и малочисленным.

Федеральным законом от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» установлены правовые основы гарантий самобытного социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации независимо от половой принадлежности их представителей, защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Так, в статье 8 указанного Федерального закона определяются права малочисленных народов, объединений малочисленных народов и лиц, относящихся к малочисленным народам, на защиту их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Что касается вопроса о правах женщин из числа малочисленных народов, то следует отметить, что пунктом 1 части первой статьи 8 Федерального закона установлено право всех представителей малочисленных народов в целях защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов безвозмездно пользоваться в местах их: традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности землями различных категорий, необходимыми для осуществления их традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами, и общераспространенными полезными ископаемыми в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Указом Президента РФ от 31 марта 2015 г. № 168 образовано Федеральное агентство по делам национальностей, которое осуществляет функции по выработке и реализации государственной национальной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере государственной национальной политики; обеспечению межнационального согласия, этнокультурного развития народов Российской Федерации, защите прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации; взаимодействию с национально-культурными автономиями и иными институтами гражданского общества; профилактике любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.д.

Дифференцированные данные о сельских женщинах и мерах с борьбой по дискриминации в их отношении отсутствуют.

5). Формирование национального механизма по улучшению положения женщин и деятельности специальных органов, занимающихся вопросами гендерного равенства

Краткая справка: На межведомственном уровне образован Координационный совет по гендерным проблемам, который является совещательным органом, созданным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, в целях осуществления анализа направлений развития в области обеспечения гендерного равенства в Российской Федерации, разработки предложений, связанных с комплексными мерами по обеспечению гендерного равенства и реализацией международных обязательств в этой сфере; привлечения общественных организаций к выработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации. В состав Совета, наряду с представителями федеральных органов исполнительной власти, входят представители общественных и научных организаций.

Деятельность совета направлена на формирование согласованных подходов к решению проблем гендерного равенства, выполнение международных обязательств по Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в том числе по выработке предложений по формированию законодательных инициатив в сфере обеспечения равенства мужчин и женщин, поддержки инициатив общественных организаций. В числе основных задач Совета-подготовка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в сфере обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

   


[1] [Электронный ресурс]: https://tbinternet.ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CRPD/C/GC/4&... (дата обращения: 04.10.2018)


[2] [Электронный ресурс]: http://asozd2.duma.gov.ru/work/dz.nsf/ByID/F3D6BDD031BFF0D7432571BB0056AD60?OpenDocument (дата обращения: 18.09.2018)


Автор:  Смирнова Мария Владимировна, кандидат юридических наук
Дата:  декабрь, 2018 г.

Возврат к списку