ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Анализ проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части урегулирования стоимости платных образовательных услуг»


Представленный проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части регулирования стоимости платных образовательных услуг» предлагает наделить уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, правом определять основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг, сделав обязательным снижение в случае перехода образовательной организации на реализацию образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в том числе при угрозе возникновения и (или) возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации или ее части.

Анализ проекта федерального закона дает основания сделать следующие выводы:

1. Реализация образовательных программ (далее – ОП) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) регламентирована на уровне законодательства и допускается как при реализации части, так и всей ОП (п. 2 ст. 16 федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816) .

При этом обязательным требованием (п. 3 ст. 16 273-ФЗ) является создание образовательной организацией условий для освоения образовательной программы в полном объеме.

Таким образом, законопроект предлагает снижать стоимость платной образовательной услуги без необходимых оснований, поскольку услуга продолжает предоставляться образовательными организациями в полном объеме.

2.   В связи с применением электронного обучения и ДОТ расходы образовательных организаций не снижаются.

Напротив, в связи с вынужденным переходом на электронное обучение и ДОТ расходы могут вырасти в связи с необходимостью создания условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися ОП или их частей в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

3. В соответствии с установленными нормативными затратами в целях расчета субсидии на финансовое обеспечение государственного задания установлены перечень и размеры затрат, покрываемых из бюджета на выполнение государственного задания.

При этом обязательным требованием является установление стоимости платных образовательных услуг не ниже установленных нормативных затрат на оказание аналогичной услуги в рамках государственного задания (абз. 2 п. 4 Порядка, утвержденного Приказом Минобрнауки от 12.02.2019 № 6/н).

Образовательная услуга, оказываемая с применением электронного обучения или ДОТ является аналогичной услуге, оказываемой без их применения, так как образовательная организация обеспечивает освоение ОП в полном объеме (не изменяются характеристики ОП, в том числе форма обучения, срок освоения и т.д.).

Таким образом, стоимость платной образовательной услуги не может быть ниже установленных нормативных затрат, так как это может свидетельствовать об оказании платных услуг за счет средств государственной субсидии на выполнение государственного задания (Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 12-08-06/44036).

4. В пояснительной записке авторы законопроекта обосновывают необходимость снижения платы, так как часть вузов «перевели студентов практически на заочную форму обучения».

П. 2 ст. 17 273-ФЗ установлено, что обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

По ОП высшего образования формы обучения устанавливаются федеральными государственным образовательными стандартами (ФГОС) и стандартами, самостоятельно утвержденными образовательными организациями, имеющими такое право в соответствии с 273-ФЗ.

Применение электронного обучения или ДОТ, является способом организации образовательной деятельности, который согласно п. 3 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 23.08.2017 № 816, может применяться при различных формах обучения.

Кроме того согласно абз. 4 п. 5 указанного Порядка организации, осуществляющие образовательную деятельность самостоятельно определяют соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Согласно абз. 5 п. 5 Порядка допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.

Таким образом, применение электронного обучения или ДОТ не является переводом на заочную форму обучения, характеристики ОП не изменяются.

5. Действующим законодательством предусмотрены механизмы защиты прав обучающихся по договорам об образовании.

Согласно п. 17 Правил оказания платных образовательных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706) при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков, оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Аналогичные права потребителя услуги закреплены в ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Таким образом, при снижении качества образовательной услуги, обучающийся, как потребитель образовательной услуги, вправе воспользоваться существующим правовым механизмом.

С учетом вышеизложенного, принятие рассматриваемого законопроекта, может противоречить принципам автономии образовательных организаций (пп. 9 п. 1 ст. 3 273-ФЗ), недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования (пп. 11 п. 1 ст. 3 273-ФЗ). Кроме того, снижение стоимости платных образовательных услуг в случае вынужденного перехода на применение электронного обучения и ДОТ может привести к дестабилизации финансового положения образовательных организаций.


Автор:  Измухамбетов Бауыржан, заведующий сектором претензионно-исковой работы Коммерческого управления РУДН
Дата:  декабрь 2020

Возврат к списку