В настоящем обзоре предпринята попытка проанализировать существующие модели регламентации образовательной деятельности в зарубежных странах, которые соответствуют российской практике лицензирования или заменяют ее. Обзор состоит из двух частей. В Общей части представлен обзор тенденций и обобщение существующих подходов к лицензированию образования в зарубежной части, а в Особенной части приводятся модели лицензирования из ряда зарубежных стран, включая Австрию, Бельгию, Боснию и Герцеговину, Великобританию, Германию, Грецию, Мальту, Словению, Албанию, Канаду, Корею, Израиль, Мексику, Катар, США, Китай, Индонезию, Косово, Португалию, Саудовскую Аравию, Финляндию, Францию, Швецию, Эстонию, Японию.
Общая часть: обзор тенденций
В России образовательная деятельность без лицензирования не допускается. Для получения лицензии соискатель должен доказать, что условия осуществления образовательного процесса соответствуют лицензионным требованиями в отношении нормативов помещения, пожарной и физической безопасности, санитарным нормам, нормам обеспечения учебной литературой и укомплектованности штата.
Понятие «лицензирование» в привычном для России понимании этого слова, как единого обязательного документа характерно только для стран Восточной Европы, сохранивших советские принципы правового регулирования системы образования. Интерес же представляют иные модели лицензирования.
По общему правилу, если в стране лицензирование образовательной деятельности является обязательным, лицензированию подлежат, в основном, только частные образовательные организации, поскольку предполагается, что государственные и муниципальные организации и так в достаточной степени контролируются учредителем, субъектом публичного права. Другой общей тенденцией является обязательность лицензирования для общеобразовательных организаций, в особенности для тех, которые реализуют образовательные программы обязательного уровня школьного образования, в то время как учреждениям высшего образования предоставляется значительно больший объем самостоятельности.
В некоторых странах действует уведомительный порядок образовательной деятельности, то есть, достаточно регистрации юридического лица, в то время как качество образования определяется общественной аккредитацией и рейтингованием. В других странах учредители получают «лицензию на создание» образовательной организации, то есть получение лицензии предшествует государственной регистрации юридического лица. Очень интересный пример совмещения лицензирования и государственной регистрации во Франции – в течение 30 дней с момента подачи заявления на регистрацию образовательной организации различные органы государственной власти проводят свои проверки и по результатам могут заявить свои возражения относительно создания организации в таком виде. Подробнее см. в разделе «Франция» настоящего обзора.
Критерии лицензирования в большинстве стран одинаковы: безопасность образовательного процесса, квалификация учителей, наличие образовательных программ, соответствующих стандарту и т.д. Однако, встречаются и весьма необычные критерии лицензирования. Например, в Швеции для получения разрешения на образовательную деятельность учредители частной школы должны показать, какую из проблем системы образования они планируют решить: например, сокращение очередности в общеобразовательные организации или создание школ в отдаленной местности (см. раздел «Швеция» данного обзора).
В ряде случаев лицензирование организаций заменяется лицензированием учителей. Такой порядок допускает к преподаванию только сертифицированных специалистов, а вопросы обеспечения безопасности образовательного процесса контролируются отдельно.
Получение «лицензии» (именно этот термин используется в законодательстве ряда стран) на преподавательскую деятельность учителями напоминает процедуру аттестации педагогических работников в России. Учителя обязаны проходить периодическое обучение (повышение квалификации), что подтверждается «лицензией» или «сертификатом». Затем, на основании данного сертификата они могут непосредственно подавать заявку в школу, в которой желают работать.
В централизованных образовательных системах лицензирование учителей проводится соответствующим государственным органом власти. Школы – как частные, так и государственные – выбирают кандидатуры на должность учителей из утвержденного перечня кандидатов, прошедших лицензирование (Норвегия, Бразилия, Япония). В случае Японии частным школам предоставлено право самостоятельно лицензировать учителей.
В менее централизованных образовательных системах (Англия и Уэльс, Индия, Канада) существует две системы лицензирования учителей – жестко регламентированная для государственных школ и автономная – для частных школ. Последняя допускает отсутствие лицензии для преподавателей частных школ вообще.
В США отсутствует единая государственная система сертификации и распределения учителей, однако подобные схемы могут вводиться на уровне штатов. Типология частных школ в США насчитывает более 20 различных наименований, отличающихся вероисповеданием, профилем, уровнем образовательной программы, возможностью проживания, различными педагогическими концепциями, военной направленностью и др. Каждая из разновидностей частных школ предъявляет свои требования к квалификации учителей, отсюда различия (узкая специализация) не только между штатами, но и между видами школ. Лицензирование, тем не менее, остается обязательным для государственных школ.
Аналогичным образом в Канаде система лицензирования учителей предполагает наличие самостоятельных стандартов и требований в каждой из провинций.
Несмотря на существующие разновидности, та или иная форма санкционирования образовательного процесса в частных школах присутствует практически во всех рассмотренных странах. От наличия лицензии может зависеть финансирование, признание аттестатов, выполнение обязанности по получению образования обязательного уровня и другие последствия, которые в России связаны с наличием государственной аккредитации.
В условиях отсутствия государственной аккредитации в большинстве рассмотренных стран лицензионными требованиями являются не только требования к безопасности и укомплектованности штатов, но и к содержанию образования и его качеству.Последствием лицензирования зачастую становится также включение образовательной организации в реестр организаций, проверяемых на предмет соответствия образовательной деятельности лицензионным нормативам. Свою готовность проходить такие проверки организация подтверждает при подаче заявления на лицензирование.
При подготовке настоящего обзора использовались материалы базы данных европейских систем образования Eurydice – Eurypedia, а также четырехтомник сравнительно-правового исследования мировых образовательных систем ‘Balancing freedom, autonomy and accountability in education’ Glenn and De Groof (eds.) 4-th edition, Wolf Legal Publishers, 2012.
Особенная часть: примеры моделей лицензирования образования в зарубежных странах
Австрия
Конституция Австрии 1867 года гарантирует право каждого гражданина Австрии (а после присоединения к ЕС – каждого гражданина Союза) создавать учреждения для организации обучения и воспитания, при условии соблюдения установленных правовых требований.
Все частные школы должны получить öffentlichkeitsrecht – подтверждение соответствия условий обучения требованиям Закона о частных школах. Таким образом частная школа приобретает статус, приравненный к государственной. Для получения этого признания школа должна показать, что квалификация учителей соответствует требованиям к учителям государственных школ, что в наличии и исправно все необходимое оборудование и что образовательная программа по основным пунктам соответствует государственной образовательной программе того же уровня.
При этом, обязательным критерием является сходство, gleichartig, частной школы с аналогичной государственной в плане реализуемых программ, а не эквивалентность, gleichwertig. Поскольку альтернативные школы в такой ситуации остались бы без признания, для них установлено исключение – министерство образования принимает в каждом случае индивидуальное решение о допуске к образовательной деятельности.
Таким образом, в Австрии существует несколько разновидностей частных школ:
-школы без официального признания, öffentlichkeitsrecht, не получают никакой государственной поддержки, но обязаны соблюдать требования безопасности. Посещение этих школ не засчитывается как получение обязательного уровня образования;
-школы, признаны соответствующими уровню обязательного общего образования, но не имеющие права выдавать сертификаты, приравненные к государственным;
-школы, выдаваемые сертификаты государственного образца, которым возмещаются расходы на оплату труда;
-школы, которые обязаны соблюдать все требования, предъявляемые к государственным школам, за исключением безусловного приема и бесплатности. Расходы таких школ на оплату труда педагогических работников компенсируются государством, если у школы есть статус öffentlichkeitsrecht.
Бельгия
Фламандская община гарантирует финансирование частных школ, «одобренных» государством. Одобрение заменяет здесь лицензирование. Критериями одобрения являются: соответствие деятельности школы языковым требованиями, использование утвержденной системы промежуточных и итоговых оценок, наличие установленного числа обучающихся и необходимого оборудования, формирование учебных программ в соответствии с установленными рекомендациями для школ подобного типа и, наконец, готовность принять государственную инспекцию для проверки соответствия школы данным требованиям.
Независимые школы, которые не могут подтвердить свое соответствие государственной образовательной программе, могут получить в индивидуальном порядке одобрение реализуемых программ и показателей образовательной деятельности.
Законодательство Французской общины Бельгии связывает возможность финансирования школы с получением одобрения правительством общины. Чтобы получать субсидии школа должна:
-соблюдать соответствующие законодательные и нормативные положения по организации образования исследований и применения языковых законов;
-иметь внутреннюю структуру, соответствующую примерной;
-иметь программу обучения, соответствующую законодательству;
-быть готовой принять инспекцию, организованную правительством общины;
-быть созданной юридическим или физическим лицом, которое несет за нее полную ответственность (по модели российского «учреждения»);
-быть способной принять в каждый из классов, секций, циклов или иное подразделение минимальное количество учеников, установленное правительством общины;
-представлять собой единый образовательный комплекс, компактно расположенный в одном здании или в нескольких зданиях, соответствующих установленным санитарным требованиям и требованиям безопасности;
-придерживаться общего расписания школьных каникул;
-принимать на педагогическую работу лиц, не представляющих опасности для детей;
-использовать учебники и учебные пособия, соответствующие образовательным стандартам.
Таким образом, система получения одобрения образовательной деятельности в Бельгии имеет в себе элементы как лицензирования, так и государственной аккредитации в российском понимании этих терминов.
Босния и Герцеговина
Частные школы создаются гражданами страны или иностранными гражданами или юридическими лицами и должны соответствовать всем условиям, предъявляемым к созданию государственных школ. Вместе с тем, только частные школы должны получить разрешение на образовательную деятельность до начала такой деятельности. Для этого школа должна показать, что обеспечены условия для предоставления соответствующего уровня образования, ухода и безопасности обучающихся.
Великобритания (Англия)
Несмотря на то, что школы в английской системе образования не проходят лицензирование при создании, к образовательным организациям данного уровня предъявляется множество требований. «Независимая школа» может обучать от пяти и более детей, относящихся к возрастной категории, для которой предусмотрено обязательное общее образование, при этом требование о соответствии образовательной программы каким-либо стандартам отсутствует. Тем не менее, деятельность школ регламентирована достаточно подробно: они должны быть зарегистрированы в реестре независимых школ, который ведется госсекретарем, и проходить инспектирование на соответствие требованиям качества образования, духовного, морального, социального и культурного развития обучающихся, их здоровья и безопасности, адекватности педагогических работников, помещений для обучения и проживания, предоставления информации и порядка рассмотрения жалоб. Деятельность незарегистрированных независимых школ является уголовно наказуемой и влечет наложение штрафа или лишение свободы.
Требования к качеству образования достаточно детализированы в законодательстве. Школа обязана предоставить детям, получающим образование обязательного уровня, очное образование с учетом их лингвистических, математических, исследовательских, технических, общеобразовательных, социальных, физических, эстетических и творческих способностей. Образование должно обеспечить получение ими разговорных и аудиторных навыков, письма и счета, обучения их основам охраны здоровья, взаимодействия в обществе с учетом этической составляющей данной школы. Также обучающимся должен быть обеспечен доступ к консультациям по дальнейшему карьерному развитию, и адекватная подготовка к возможностям, ответственностям и ситуациям, возникающим во взрослой жизни.
Перечисленные требования закреплены законодательно. Соответствие им образовательной деятельности проверяется в ходе инспекций. Таким образом, эти требования представляют собой аналог лицензионных требований в российском понимании.
Германия
В Германии право создавать частные школы гарантировано ст. 7 Основного закона. Это право не является абсолютным: для того, чтобы посещение частной школы приравнивалось к получению обязательного общего образования, школа должна получить одобрение государства (независимо от необходимости в государственном финансировании). Одобрение выдается, если частная школа не уступает государственным школам в плане их образовательных целей, условий осуществления образовательного процесса, профессиональной подготовки их преподавательского состава, и только в том случае, если условия обучения в школе не допускают поощрения сегрегации учеников в зависимости от уровня доходов их родителей. Обязательным требованием также является поддержание правового статуса учителей и уровня их заработной платы на том же уровне, или выше, чем аналогичных педагогических работников государственных школ.
Прием в частную школу, не получившую одобрения государстваErsatzschulen, создает частно-правовые отношения, в то время как прием в школу, имеющую такой статус, создает публично-правовые отношения и регулируется нормами публичного права.
Процедура получения одобрения состоит из нескольких этапов. Сначала выдается свидетельство об аккредитации, если уровень квалификации учителей соответствует уровню, установленному для государственных школ и если их правовой статус и экономическое обеспечение соответствует требованиям. После установления эквивалентности условий образовательного процесса частные школы свободны в организации образовательного процесса по своему усмотрению, однако необходимость подготовки учеников к выпускному экзамену в определенной мере диктует содержание образования. В некоторых регионах аттестаты, выдаваемые частными школами, получившими одобрение,Genehmigung, автоматически приравниваются к государственныматтестатам, в то время как в других регионах требуется дополнительное признание,Anerkennung, на уровне местных властей. То есть, иногда аналог российского лицензирования, Genehmigung, включает в себя аналог российской аккредитации, а для этого требуется отдельная процедура.
После выдачи частной школе одобрения образовательной деятельности государственные органы управления образованием ответственны за отслеживание соответствия образовательной деятельности этой школы государственным стандартам. При этом в предмет контроля включается и контроль содержания образования на предмет его соответствия Конституции. Школьные инспекции могут проверять порядок промежуточной и итоговой аттестации учеников с целью установления эквивалентности образовательной деятельности частной школы соответствующим государственным стандартам.
Греция
Лицензии на создание частных школ в Греции выдаются гражданам Греции и юридическим лицам, если они соответствуют установленным требованиям. Бывают лицензии следующих видов:
-лицензия на создание и осуществление образовательной деятельности в начальной и общеобразовательной школе;
-лицензия на создание колледжа;
-лицензия на репетиторство и языковые центры;
-лицензия на частные институты повышения квалификации;
-лицензия на частные мастерские;
-лицензия на домашнее обучение.
В настоящее время в Греции организован единый процесс лицензирования частных образовательных организаций, нацеленный на организационную прозрачность, эффективное управление и рациональное расходование бюджетных средств.
Мальта
На Мальте любое юридическое или физическое лицо, желающее создать частную школу, имеет право обратиться за получением лицензии в Министерство образования. Министерство обязано в соответствии с законом выдать лицензию, если в качестве заявителя за лицензией обращается католическая церковь (государственная религия в стране) или добровольческая, некоммерческая или благотворительная организация. В обоих случаях заявитель обязан подтвердить соответствие обязательным минимальным требованиям к образовательному процессу.
Органы управления образованием вправе инспектировать школы на предмет соответствия образовательной деятельности Государственным минимальным условиям осуществления образовательной деятельности. В настоящее время эта работа проводится Департаментом обеспечения качества образования.
Родители считаются выполнившими обязанность по обеспечению получения детьми обязательного общего образования только в том случае, если ребенок обучается в лицензированной школе.
Словения
Получение лицензии в Словении означает включение школы в реестр образовательных организаций, предоставляющих свободный доступ к образованию, а также – применение к таким школам всех требований и условий реализации образовательного процесса, которые предъявляются к государственным школам.
Частные школы создаются без ограничений, обязательным требованием по закону о регистрации является включение такой школы в судебный реестр или в любой иной реестр организаций. Частные школы вправе самостоятельно определять содержание образовательных программ, но если они заинтересованы в том, чтобы их аттестаты приравнивались к государственным, они должны получить дополнительное подтверждение о соответствии их программ государственным стандартам. Содержание образовательных программы таких организаций подлежит контролю со стороны органов управления.
Наличие лицензии влияет на финансирование: лицензированные школы полностью включены в систему государственного финансирования образования, в то время как начальные и общеобразовательные школы, не имеющие лицензии, получают право на государственное финансирование в размере 85 процентов от соответствующего норматива для государственных школ на оплату труда и стоимости материалов из расчета на одного обучающегося, если они соблюдают условия, определенные образовательным законодательством.
Албания
Каждый может открыть частную школу в Албании при наличии педагогических работников соответствующего уровня квалификации и необходимой инфраструктуры и учебных материалов для реализации выбранной образовательной программы.
Обязательным является лицензирование только таких образовательных программ, которые направлены на выполнение требований соответствующего уровня государственного образования, как установлено Министерством образования и науки.
В случае отзыва лицензии, выданной частной школе, осуществляющей образовательные программы общего образования обязательного уровня, Министерство образования и науки предпринимает меры для устройства детей в близлежащие школы аналогичного уровня.
Лицензия в Албании должна быть получена до государственной регистрации школы. Сначала заявка подается в Национальный лицензионный центр, который запрашивает разрешение в Министерстве образования и науки. Министерство производит оценку заявления на основании утвержденных критериев.Если школа желает использовать в образовательном процессе альтернативные государственным образовательные программы, обучать детей на иностранном языке или ввести религиозную составляющую, необходимо получить отдельное разрешение.
Канада
В Канаде правовое регулирование лицензирования отличается в зависимости от провинции. В Ньюфаундленде и Лабрадоре законодательно закреплено право каждого создавать частную школу при условии получения письменного разрешения Министра и соответствия следующим требованиям:
-использование помещения,адекватного целям образовательного процесса,
-использование образовательной программы, предписанной или одобренной министром,
-прием на работу учителей, обладающих действующими квалификациями.
Обучающиеся частных школ должны проходить тестирование в соответствии с законодательством и стандартами соответствующей провинции.
Число частных школ в Канаде невелико. Как и в других провинциях, на Острове Принца Эдварда число детей, обучающихся в частных школах, не превышает одного процента от общего числа детей, зачисленных в начальные и средние школы. Все школы должны получить лицензию в соответствии с требованиями Закона о школах. Основным лицензионным требованием является предоставление «эффективного образования», которое первоначально определяется исходя из экспертизы министерством школьного портфолио. Школа предоставляет описание целей образовательного процесса, предполагаемой образовательной программы, системы оценки знаний, штатное расписание. Все учителя должны иметь право работать в соответствующей должности согласно нормам, установленным в данной провинции, что подтверждается сертификатом. Министр образования провинции вправе инспектировать ежегодно, если более частая экспертиза не продиктована соображениями необходимости, любую частную школу. Экспертиза включает исследование физического состояния объектов недвижимости и оборудования, а также учебных материалов, используемых в образовательном процессе. Министр вправе присутствовать непосредственно на уроках и на промежуточной и итоговой аттестации школьников.
В провинции Альберта частные школы приравниваются к государственным в том смысле, что они проходят лицензирование в министерстве, имеют право на государственное финансирование тех же расходов, что и государственные школы, обязаны создавать образовательные программы на основании образовательных стандартов провинции, обязаны принимать на обучение всех желающих, имеющих право на получение образования соответствующего уровня, даже если они не проживают на территории, привязанной к данной школе, принимать на работу учителей, прошедших сертификацию на работу в данной провинции, и принимать участие во всех тестированиях и системах отчетности, принятых в данной провинции. Лицензированные частные школы должны иметь светский характер, то есть не быть аффилированными с какой-либо религиозной организацией, вместе с тем, они вправе проводить уроки религиозной направленности, в том же объеме, что и любая государственная школа.
Зарегистрированные школы должны получить разрешение на образовательную деятельность и быть готовыми к регулярным проверкам. Разрешение выдается при условии, что все помещения школы соответствуют всем необходимым требованиям охраны здоровья и безопасности, строительным нормам и требованиям к содержанию и качеству образования. Школы должны быть некоммерческими организациями, управляемыми коллективным органом. Минимальное число обучающихся – семь человек как минимум из двух семей. Школы, удовлетворяющие данным требованиям, получают право на государственное финансирование в размере 60 процентов от подушевого норматива для соответствующих государственных школ.
В провинции Саскачеван частная (независимая) школа должна быть зарегистрирована и может быть аккредитована. Процесс лицензирования совпадает с процессом регистрации. Для получения свидетельства о регистрации заявитель должен доказать, что условия образовательного процесса соответствуют установленным нормативам, что коллективные органы управления школы сформированы и состоят из как минимум трех человек из трех разных семей и что школа примет на обучение детей из как минимум двух разных семей. Также для регистрации учредители должны предоставить описание школьной идеологии и целей деятельности, которые подлежат одобрению органами управления образованием. Цели деятельности не должны противоречить официальным целям образовательной политики провинции, при этом бремя доказывания лежит на органе, принимающем решение о разрешении деятельности школы. Для получения аккредитации школа должна полностью взять на себя реализацию целей образовательной политики провинции, а не просто не противоречить им.
Корея
Любая организация или группа граждан вправе создать частную школу при условии получения разрешения региональных властей. Для регистрации школы учредители должны подать документы в соответствующие органы провинции, содержащие описание миссии школы, предполагаемого плана ее реализации, источников финансирования, перечня необходимого оборудования и каким образом оно будет обеспечено.
После успешного одобрения пакета документов школа может быть зарегистрирована, однако для начала образовательной деятельности потребуется еще ряд проверок, например чтобы определить адекватность материальной базы образовательному процессу.
Порядок получения разрешения на образовательную деятельность отличается в зависимости от типа частной школы. Так называемые «независимые частные школы» создаются некоммерческими фондами и могут самостоятельно определять цели и содержание образовательного процесса, размер платы, контингент обучающихся. Они полностью финансово независимы от государственного финансирования. Частные школы, не относящиеся к данной категории, хоть и создаются негосударственными образованиями, требуют одобрения местных властей при создании. Они могут назначать плату за обучение, но такая плата не может превышать аналогичную плату в обычной государственной школе. Государство финансирует частично оплату труда педагогических работников в таких школах.
Израиль
В Израиле лицензионные требования установлены в законе о контроле и надзоре в сфере образования 1969 года. Открытию частной школы предшествует получение разрешения генерального директора министерства образования. Для получения лицензии учредители должны убедить генерального директора, что в школе будет предоставляться образование адекватного уровня и качества, в соответствии с установленными образовательными стандартами. Для определения адекватности стандартам инспектор министерства должен проверить расписание занятий и режим работы, квалификацию преподавателей, структуру управления школой и финансовую жизнеспособность.
Мексика
Право физических и юридических лиц предоставлять частным образом образовательные услуги гарантировано конституцией и законодательством Мексики. К образовательным услугам, предоставляемые частным сектором, применяются те же требования, что и к соответствующим государственным организациям. При этом каждая частная школа в Мексике должна получить надлежащую лицензию, выдаваемую Секретариатом народного образования. Как следствие получения лицензии аттестаты, выдаваемые лицензированными частными школами, признаются на территории всей страны.
Катар
В Катаре проживает много иностранных специалистов, для детей которых открываются международные школы, то есть такие школы, которые предоставляют образование, признаваемое в стране гражданства той или иной группы зарубежных граждан (английские школы, немецкие, французские и другие, аккредитованные в соответствующих странах и выдающие сертификаты, признаваемые на родине экспатов). Помимо этих специфичных школ, в Катаре создаются и арабские частные школы, которые реализуют образовательные программы на арабском языке.
В соответствии с требованиями Министерства образования все частные школы должны получить лицензию и проходить выездные проверки соблюдения минимальных нормативов безопасности. Прежде Министерство образования не проверяло ничего кроме безопасности, но в последнее время появилась бóльшая озабоченность качеством предоставляемого образования. Реформа образования, нацеленная на повышение качества образования началась 10 лет назад. Она проводится Высшим советом по делам образования и нацелена не только на повышение качества частного образования, но и на расширение возможностей получения образования в частном секторе.
В настоящее время функции по выдаче лицензий частным школам, ранее принадлежащие Министерству образования, выполняет Управление частных школ в Институте образования. Для получения лицензии частная школа должна соответствовать ряду требований: реализовывать катарские образовательные стандарты или аккредитованные международные (зарубежные) образовательные стандарты, а также иметь утвержденную систему оценки знаний обучающихся.
Частные школы, как правило, имеют значительную свободу по набору персонала постольку, поскольку кандидаты соответствуют минимальным требованиям для выполнения своих должностных обязанностей. Институт образования также проверяет частные школы на предмет согласования графика работы с официальными катарскими праздниками и установленной продолжительностью учебного года. Частные школы также должны получить разрешение на взимание платы за обучение от Управления частных школ.
Все частные школы должны получить одобрение учебного плана до начала образовательной деятельности.Учебный план определяет ключевые элементы образовательного процесса (расписание, педагогические технологии, профессиональный план развития, плана промежуточной оценки знаний и т.д.). Институт образования предоставляет подробный шаблон плана, который школы должны заполнить и утвердить до начала первого учебного года.
США
В США практика лицензирования отличается в разных штатах. Как такового централизованного федерального лицензирования или требования о том, что образовательная деятельность подлежит лицензированию, на федеральном уровне нет. В связи с тем, что большую озабоченность сейчас в США вызывает семейное образование, Национальная образовательная ассоциация (The National Education Association (NEA)) требует, чтобы обучение детей на дому производилось лицами, имеющими лицензию лицензионного агентства соответствующего штата, по программам, соответствующим образовательным стандартам штата. Другими словами, родители могут обучать своих детей дома только в том случае, если они получат лицензию или являются сертифицированными учителями.
Что касается лицензирования школ, рассмотрим пример штата Алабама. Лицензирование является добровольным для школ, созданных религиозными организациями не некоммерческой основе, а также для школ, созданных сообществом, образовательной организацией или группой родителей с некоммерческими целями и с намерением создать более благоприятные условия обучения для детей, по сравнению с общественными школами.
Для остальных частных школ сертификат, выданный управлением образования штата, является обязательным. Сертификат выдается в подтверждение того, что школа соответствует следующим требованиям: 1) обучение осуществляют лица, имеющие сертификаты о соответствующей педагогической квалификации, выданные управлением образования штата, 2) детям предоставляется образование по тем же направлениям, какие являются обязательными в государственной школе; 3) языком обучения является английский; 4) в школе ведется реестр посещаемости, где фиксируется отсутствие каждого ребенка более половины школьного дня.
Некоторые из этих требований не распространяются на частные школы при церквях. Так, например, в соответствии с правилом обязательной посещаемости, дети, обучающиеся в частных школах должны присутствовать в школе на протяжении всего учебного года, а дети, обучающиеся в школах при церкви от этого требования освобождены. Также требование о наличии преподавательских сертификатов для обучения детей в частных школах не распространяется на церковные школы.
Китай
Закон об обязательном образовании в Китае подразумевает под выполнением обязанности по получению образования обязательного уровня посещение школы, у которой есть лицензия на образовательную деятельность, выданная государством. Семейное образование в Китае запрещено. Закон об обязательном образовании не распространяется на детей иностранцев, проживающих в Китае, если у этих детей есть паспорт иностранного государства.
Индонезия
В Индонезии гарантируется право создания частных школ. Каждая образовательная организация, как предоставляющая формальное образование, так и обучение, не завершающееся получением документа об образовании, обязано иметь лицензию на образовательную деятельность, выданную центральным или региональным правительством. В лицензионные требования включены: содержание образования, число и квалификация педагогических работников, материально-технические условия осуществления образовательного процесса, оборудование, финансирование, система оценки и сертификации, управление образовательным процессом и управление организацией.
Косово*
В Косово все частные образовательные организации должны получить лицензию на образовательную деятельность в Министерстве образования. Законодательство об образовании в Косово весьма подробно регулирует лицензионные требования, которые должны принимать во внимание все разнообразие методов обучения и педагогических концепцией, применяемых в частных школах и должны быть направлены на обеспечение безопасности обучающихся и работников образовательных организаций. Лицензионные требования включают:
-Адекватность зданий и оборудования, которые должны соответствовать международным (!) стандартам здравоохранения и безопасности и иметь дизайн, обеспечивающий удобство их использования людьми с ограниченными возможностями, включая классы, рабочие кабинеты, лаборатории, спортивные объекты и прочие помещения.
-Наличие библиотеки и компьютерных комнат.
-Наличие установленного числа педагогических работников.
-Следование национальному образовательному стандарту или зарубежному образовательному стандарту, одобренному министерством.
Лицензия выдается министерством образования на основании проведенной лицензионной экспертизы на период от одного до пяти лет. Частные образовательные организации могут применять собственные правила приема, включая самостоятельное определение критериев приема и процедуры приема, в то время как соответствие этих правил законодательству определяется в ходе лицензирования.
С 2008 года учителя и директора школ проходят отдельную процедуру лицензирования в министерстве образования, которое отвечает за ведение единой базы лицензированных учителей, в то время как ответственность за их трудоустройство лежит на муниципальных властях. Учителя могут преподавать только тот предмет, по которому они прошли лицензирование и имеют признаваемую квалификацию (диплом), в том числе полученный за границей.
Педагогические работники получают лицензии разного вида в зависимости от их уровня образования и повышения квалификации. От типа лицензии зависит и уровень заработной платы. Различают лицензии для выпускников школ, лиц, окончивших двухлетние высшие педагогические курсы, лиц,имеющих диплом бакалавра (3 или 4 года) или диплом магистра. Переход между тремя уровнями лицензируемых педагогических должностей происходит посредством прохождения единовременного курса повышения квалификации или путем аккумулирования часов, прослушанных на курсах без отрыва от производства.
Португалия
Для целей признания школьных сертификатов образовательная организация в Португалии должна пройти процедуру одобрения и работать как минимум пять лет. Чтобы получить одобрение школа должна продемонстрировать уровень квалификации педагогических работников и наличие необходимого оборудования, а также объяснить ценностную составляющую или миссию школы. Школа может реализовывать государственный стандарт или альтернативную программу, которая нуждается в утверждении. Одобрение может быть выдано на определенный срок или бессрочно.
После выдачи одобрения государство контролирует осуществление образовательной деятельности в частной школе посредством проверок, проводимых Государственной службой школьных инспекций. Проверке подлежит содержание образовательной программы и квалификация учителей. Задача государства в лице уполномоченных органов – обеспечить соответствие условий реализации образовательного процесса установленным требованиям к уровню квалификации и к качеству образования.
Саудовская Аравия
Частное образование существует на всех уровнях образования в Саудовской Аравии, частные школы получают финансирование и административную поддержку. Лицензии на открытие частных образовательных организаций выдаются только гражданам страны, при этом частные организации не имеют права выдавать какие-то ни было документы об образовании, несмотря на то, что государственный надзор в сфере образования обеспечивает предоставление в частных школах образования эквивалентного по качеству государственному образованию.
Главное управления частного образования в Министерстве образования осуществляет надзор за частными школами для мальчиков и для девочек. Государство предоставляет таким школам бесплатные учебники и ежегодную финансовую поддержку. Государство также назначает квалифицированного директора в каждую частную школу и выплачивает ему заработную плату. Очевидно, такие методы контроля не позволяют говорить об автономии частных школ в Саудовской Аравии.
Финляндия
В Финляндии право открывать частные школы не закреплено в Конституции и не имеет ключевого значения в системе образования. Действующее законодательство, с одной стороны, позволяет в административном порядке запрещать создание школ определенного типа, а с другой стороны - допускает создание частных школ без получения разрешения от Министерства образования и культуры. В последнем случае школа освобождается от необходимости проходить государственные контрольно-надзорные мероприятия, но в тоже время лишается финансовых привилегий, которые за ними следуют.
По общему правилу предоставление образования школьного уровня организуется муниципалитетами. Помимо органов местного самоуправления зарегистрированные ассоциации или фонды могут создавать образовательные учреждения, реализующие программу обязательного школьного образования.
Для включения частной школы в систему государственного образования и получения финансирования такая школа должна получить одобрение государства. Такое одобрение выдается только в том случае, если существует определенная потребность в услугах частной школы именно с такой специфичной педагогической или культурной составляющей. То есть, порог одобрения гораздо выше, чем в большинстве стран, где в основном проверяется, не противоречит ли школьная идеология государственной образовательной политике. В Финляндии учредители должны доказать, что уникальность школы востребована определенным числом родителей именно в этой местности и в данной момент.
Дополнительным критерием одобрения является способность учредителей полностью обеспечить функционирование организации как в части педагогических кадров, так и в финансовом плане, поскольку осуществление образовательной деятельности с целью извлечения прибыли прямо запрещено законом.
Франция
Во Франции процесс получения разрешения на создание частной школы отделен от процесса получения права на бюджетное финансирование. Последнее возможно только после пяти лет с момента создания.
Для получения разрешения на открытие школы существует два набора требований: личного характера и материального. Эти требования существуют неизменно уже более века. Учредитель должен быть гражданином Франции или другой страны Евросоюза или Еврозоны старше 21 года (для начальной школы) и старше 25 лет (для средней школы), не имеющим запрета на преподавательскую деятельность или судимости за преступление против нравственности. Учредитель должен иметь диплом преподавателя и опыт работы в качестве преподавателя. Соответствие этим требованиям подтверждается при регистрации организации, а к заявлению прикладываются копии подтверждающих документов, равно как и подтверждение наличия необходимого помещения, отвечающего санитарным требованиям и требованиям безопасности. Таким образом, элемент лицензирования присутствует уже на этапе регистрации образовательной организации.
В течение 30 дней с момента подачи учредителем заявления о намерении создать образовательную организацию различные органы государственной власти вправе заявить свои возражения. Любое возражение может быть заявлено только относительно несоответствия условий реализации образовательных программ установленным требованиям и нормативам и не может касаться педагогической методологии или ценностной составляющей создаваемой образовательной организации. Не может быть основанием для возражения соображения относительно потенциального перехода в новую школу учеников из уже функционирующих школ.
После пяти лет успешной самостоятельной работы школа может получить разрешение на получение бюджетного финансирования через заключение контракта с местными органами власти. Критериями получения данного разрешения являются: пять лет работы, квалификация учителей, установленное число обучающихся и адекватность материально-технических условий. Если школа соответствует этим критериям, финансирование должно быть предоставлено без возможности рассмотрения вопроса о целесообразности существования данной школы в данном муниципалитете.
Швеция
После реформы системы образования 2010 года в Швеции ужесточились требования к созданию частных школ и к получению ими разрешения на образовательную деятельность. Интерес представляет уникальный критерий лицензирования образовательной деятельности. На уровне обязательного образования закон предполагает три условия первоочередного приема ребенка в конкретную общеобразовательную школу: наличие в данной школе братьев или сестер, место в очереди и близость проживания. При создании частной школы учредители указывают, какому из данных критериев они отдают приоритет при зачислении детей в школу, тем самым фокусируясь на решении одной из проблем системы образования.
Частные школы предоставляют образование обязательного уровня в соответствии с установленными образовательными стандартами на основании официального разрешения, выданного Службой школьного надзора Швеции. Целью деятельности Службы является обеспечение права всех детей на качественное образование в безопасной среде. Служба проводит регулярные проверки и реагирует на жалобы обучающихся, а также выдает лицензии частным школам и контролирует выполнение лицензионных требований.
Эстония
Первичная оценка деятельности образовательной организации производится наэтапе выдачи образовательной лицензии. Все образовательные организации любого уровня (за исключением государственных школ) должны обратиться в Министерство образования и науки за получением лицензии на образовательную деятельность до начала реализации образовательных программ. Критериями выдачи лицензии являются: соответствие образовательных программ установленным стандартам, надлежащая квалификация учителей.
В дальнейшем соответствие лицензионным нормативам определяется на основании проведения образовательной организацией самостоятельной оценки выполнения лицензионных требований и, затем, на основании проведения контрольно-надзорных мероприятий Министерством образования и науки и внешнего аудита.
Япония
В Японии процесс создания частной школы и получения разрешения на осуществление ей образовательной деятельности является многоступенчатым. Сначала учредители должны создать так называемую «школьную корпорацию». Именно «корпорация» будет отвечать по обязательствам созданной частной школы. Корпорация должна получить одобрение губернатора префектуры, в которой планируется открыть школу.
После получения одобрения своей деятельности, корпорация обращается к губернатору с просьбой разрешить открытие частной школы, для чего необходимо предоставить доказательства наличия достаточных финансовых средств, оборудования, помещений для нормального функционирования школы.
Школьная корпорация должна управляться коллективным органом, в состав которого входят, как минимум, пять директоров и два аудитора, ответственных за контроль расходования средств и формирования имущества корпорации. Аудиторы подотчетны совету директоров и попечительскому совету.
Частные школы в Японии считаются важным компонентом системы образования. Поэтому частные школы обязаны следовать тем же правилам и требованиям, что и государственные школы в отношении образовательной программы, внутренней организации, квалификации учителей и материально-технического обеспечения. В обмен на соблюдение данных требований частные школы имеют право претендовать на финансовую поддержку из бюджета.
*В соответствии с Резолюцией Совета безопасности ООН № 1244.