Заключение договора на питание детей в рамках конкурсных процедур, определенных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), имеет для образовательных организаций ряд существенных ограничений, которые не позволяют обеспечить здоровое качественное горячее питание для всех обучающихся 1-4 классов: небольшой срок заключения контракта (до 3 лет), низкое качество оказания услуг по организации питания и продуктов в связи с существенным снижением цен на оказание указанных услуг в результате аукционов и невозможностью контроля за качеством организации питания большим количеством мелких организаций-победителей конкурсов.
Справочно.
Сложившаяся практика показывает, что в настоящее время образовательные организации чаще всего объединяются, чтобы проводить конкурсные процедуры совместно, а не по отдельности (путем проведения крупных совместных конкурсов с ограниченным участием). Наиболее эффективно данная задача решается с 2013 г. в г. Москве: образовательные организации объединяются (10-20 заказчиков) в совместные лоты по территориальному принципу (2-3 соседних района города) и проводят совместные конкурсы с ограниченным участием. Всеми заказчиками используется единая типовая документация, утвержденная межведомственной комиссией городского уровня. Определение победителей конкурсов производится централизованно Тендерным комитетом города Москвы. Совместные закупки проводятся на период от 1 до 3 лет. Данный подход обеспечивает участие в конкурсах только крупных, опытных и высокооснащенных комбинатов питания. Крупные комбинаты питания способны инвестировать прибыль в модернизацию своих производств (производственно-логистических комплексов) и пищеблоков образовательных организаций путем их оснащения современным технологическим оборудованием, что позволяет оказывать услуги питания с использованием современных технологий и обеспечивает безопасность и качество детского питания.
Однако в отдельных регионах проведение совместных закупок сопряжено с трудностями координации совместных действий заказчиков и дополнительными усилиями по такой координации, сохранением нагрузки, связанной с подготовкой конкурсной документации и контролем, в том числе за сроками, на всех этапах, разработки отдельной нормативной правовой базы, уведомления ФАС.
Переход на единственного поставщика имеет следующие плюсы и риски.
Плюсы такого подхода: крупная организация обеспечивает единый стандарт оказания услуг во всех образовательных организациях, имеет возможность проводить техническую модернизацию пищеблоков и обеденных залов, формирует сеть организаций питания с учетом разных моделей организации питания и обеспечивает сетевое взаимодействие, обеспечивает поставки качественной и сертифицированной продукции, в том числе местного производства, по схеме от производителя до готовых блюд за счет строительства производственно-логистических комплексов; становится возможным централизованный контроль за качеством поставляемых продуктов и оказанием услуг по организации питания.
При этом, несмотря на то, что законодательство позволяет заключать договоры с единым поставщиком на основании статьи 93 Закона № 44-ФЗ без проведения конкурсных процедур, этот механизм в настоящее время имеет ряд недостатков. Законом установлен годовой лимит на проведение таких закупок в зависимости от общей суммы закупок в течение года. При постоянном заключении в течение года таких договоров этого лимита может быть недостаточно. Кроме того, этот механизм предусмотрен для закупок малого объема, для договоров предусмотрено ограничение по сумме. Заключение в течение года договоров на одно и то же наименование услуг часто рассматривается Федеральной антимонопольной службой в качестве дробления закупки и признается нарушением закона «О защите конкуренции», которое предусматривает штрафы до 50000 рублей для должностных лиц и дисквалификацию при повторном нарушении.
Кроме того, рисками законодательного введения организации питания только единым поставщиком для небольших субъектов Российской Федерации являются:
отсутствие в маленьких регионах крупных местных поставщиков, способных обеспечить соответствующими услугами все образовательные организации субъекта Российской Федерации; для этого должна быть создана возможность объединения местных поставщиков для выполнения крупного заказа;
единые поставщики с учетом их специфики могут определяться по каждому виду пищевой продукции (молоку, мясу и т.п.);
отсутствие местных производителей по ряду наименований пищевой продукции в условиях северных территорий, а также с учетом возможностей производства тех или иных продуктов питания с учетом региональных особенностей;
удорожание стоимости питания при более высокой цене, предлагаемой местными производителями, при определении их единственным исполнителем;
риски злоупотреблений регионального оператора питания, связанные с его «монополистическим» статусом и отсутствием возможности заказчиков расторгнуть контракт в «одностороннем» порядке в случаях некачественного оказания услуг. Кроме того, статус компании-«монополиста» снизит мотивацию единственного поставщика по инвестированию средств в развитие технологии производства и оказания услуг.
Учитывая изложенное, все существующие способы заключения контрактов (конкурентные закупки и закупки у единственного поставщика) являются актуальными.
Для использования механизма оказания услуг по питанию единым поставщиком на уровне субъектов Российской Федерации необходимо внести изменения в Закон № 44-ФЗ, дополнив часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ пунктом 56 следующего содержания:
«56) осуществление закупок товаров, работ, услуг в целях обеспечения питанием обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам дошкольного и общего образования. Перечень товаров, работ, услуг, закупки которых могут осуществляться в соответствии с настоящим пунктом, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного и общего образования.».
В целях внедрения единых принципов обеспечения питанием, соответствующих нормам и правилам, а также в целях эффективного управления организацией, функционированием и развитием системы питания целесообразно создание специальных структур и сети управления: Федерального агентства (центр) по питанию; Региональных агентств (центров) по питанию (наподобие региональных центров ЕГЭ); Региональных операторов питания.
Федеральное агентство по питанию (по типу автономной некоммерческой организации) будет решать задачи межведомственной и межрегиональной координации по вопросам питания, контроля деятельности Региональных агентств по питанию; разработка и участие во внедрении единых стандартов производственной деятельности Региональных операторов питания, контроль за соблюдением установленных требований стандартов и правил; модернизация инновационного развития отрасли социального питания; общий мониторинг организации школьного питания.
Функции Регионального агентства по питанию: определение региональной политики (разработка проектов региональных законов, стандартов, правил, порядков и иных нормативных документов); обеспечение выбора поставщика – оператора питания; организация контроля качества оказания услуг Региональными операторами питания, в том числе лабораторного и общественного, создание и ведение единой информационной системы организации питания в регионе, региональный мониторинг организации школьного питания.
Региональный оператор питания (аналог региональных операторов по уборке мусора): обеспечение школьным питанием, включая приобретение и эксплуатацию необходимого оборудования, подбор и обучение персонала, модернизацию пищеблоков образовательных организаций; создание совместно с Региональным агентством по питанию производственно-логистических центров социального питания.
Создание сети центров потребует дополнительного финансирования на их содержание, разработки необходимых локальных актов, определяющих их функционирование.
Также это потребует внесения изменений в статью 37 Федерального закона № 273-ФЗ в части передачи полномочий по организации питания с уровня образовательной организации на региональный уровень.