Системы тестирования по языку существуют в разных странах мира. В целях настоящего исследования будет представлено три варианта администрирования системы тестирования, являющиеся наиболее распространенными для английского, немецкого и французского языков: IELTS (English Language Testing System), TCF (Test de connaissance du francais), OSD(OsterreichischesSprachdiplomDeutsch). Эти тесты используются как для объективной оценки языковых навыков иностранных абитуриентов, так и для иммиграционных целей:
Следует отметить, что все исследуемые системы тестирования опираются на Общие европейские рамки требований к языкам: изучение, обучение, оценка (CEFR), принятые на уровне Совета Европы и обязательные для всех стран-членов Совета, включая Россию[1].
Этот рамочный документ обеспечивает общую основу для разработки учебных планов, учебных программ, руководящих принципов, экзаменов, учебников и других материалов, способствующих изучению языков на территории всех стран-членов Совета Европы. Он содержит комплексное описание того, какие навыки владения языком необходимы для каждого уровня. Общеевропейская система предназначена для преодоления барьеров в общении между специалистами, работающими в области современных языков, и учитывает различия образовательных систем в Европе.
Российская система тестирования «Тест по русскому языку как иностранному (ТРКИ)»[2] также вписана в систему уровней европейского рамочного документа.
Тестирование по английскому языку IELTS
(English Language Testing System)
По английскому языку существует наибольшее количество тестов, признаваемых на международном уровне. В числе таковых, например, можно назвать: Anglia Examinations, iTEP, TOEIC, Versant, TOEFL, City and Guilds, NQF, Cambridge exam, PTE Academic и General, Trinity College London Integrated Skills in English (ISE)/Graded Examinations in Spoken English (GESE)/Spoken English for Work (SEW), British General Qualifications и др.
Наиболее распространенной в англоязычных странах является система тестирования IELTS, которая одной из первых более 20 лет назад начала использовать принцип оценивания четырех языковых навыков (аудирование, чтение, письмо и интервью), и продолжает устанавливать стандарты для тестирования английского языка в настоящее время.
Сертификат IELTS принимается в качестве доказательства владения английским языком более чем в 8000 организациях по всему миру. Австралия, Новая Зеландия, Канада, Великобритания принимают результаты экзамена IELTS в качестве подтверждения владения английским языком в иммиграционных целях. Согласно данным, размещенным на официальной странице IELTS, в прошлом году во всем мире было проведено более двух миллионов тестов[3]. Успешная сдача IELTS является признанным свидетельством наличия навыков общения на английском языке для целей образования, иммиграции и профессиональной аккредитации.
Администрирование системы тестирования IELTS проводится совместно Британским Советом, Австралийской организацией IDP: IELTS и Кембриджским центром оценки знаний английского языка (Cambridge English Language Assessment). Непосредственно тестирование проводится в более чем 900 центрах тестирования, расположенных в 130 странах мира. Следует отметить, что Кембриджский центр проводит более 20 стандартизированных тестов по английскому языку для разных уровней владения языком и для разных целей последующего применения сертификата[4]. В этой линейке тестов IELTS является единственным универсальным инструментом, признаваемым как для образовательных целей, так и для иммиграционных.
Результат IELTS оценивается по шкале от 0 до 9,0 баллов. Кандидат узнает свой результат онлайн и/или получает в тест-центре на 13-й день после сдачи. Сертификат включает в себя оценку по четырем модулям теста:
Listening (навыки восприятия на слух);
Reading (навыки чтения);
Writing (навыки письменного английского);
Speaking (навыки разговорного английского).
Поскольку для настоящего исследования интерес представляет именно администрирование, а не содержание экзамена, ниже приводится обобщенная информация об организационно-правовой основе IELTS.
Тестовые материалы
Материалы для каждого теста IELTS уникальны. Не существует двух одинаковых версий теста. Предыдущие материалы теста никогда не повторяются в следующих тестах. Процесс производства каждого теста может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Материалы IELTS базируются на этических стандартах, которые описаны в документах Европейской Ассоциации Языковой Аттестации (ALTE — the Association of Language Testersin Europe), и в документе Cambridge ESOL «Принципы Хорошей Практики» (Principles of Good Practice).
Команды специалистов английского языка, которые находятся в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Соединенном Королевстве и США, постоянно работают над процессом создания материалов для тестов IELTS, так называемых «составляющих теста» (testitems). Эти специалисты следуют спецификации и требованиям формата IELTS при выборе тем и типов вопросов.
Все материалы проходят предварительное редактирование, которое позволяет убедиться, что содержание и тип вопросов совпадает с критериями формата IELTS. Затем, в процессе редактирования авторы исправляют материал в соответствии с рекомендациями, полученными в ходе предварительного редактирования. В процессе предварительного тестирования выясняется этичность созданных тестов, их практичность и восприятие теста кандидатами с различным уровнем владения английским языком. Если материалы не прошли тестирование, то они отправляются на доработку и повторное рассмотрение. Если тестирование прошло успешно, то материалы отправляются в «Банк Материалов IELTS» (Banking of Material).
На регулярных встречах специалистов IELTS все материалы собираются в четыре модуля, затем формируется полный тест, в котором учитываются следующие факторы:
- средняя сложность версии теста, а также разнообразие сложных и простых «составляющих теста»;
- разнообразие проверяемых языковых навыков;
- сбалансированность разновидностей заданий;
- сбалансированность тем и дискуссий;
- разнообразие голосов и акцентов, используемых в версиях Listening.
Защита от мошенничества и подделки
IELTS предусматривает многоуровневую систему защиты от мошенничества и коррупции. Во-первых, экзамен можно сдать исключительно в лицензированных тест-центрах, каждый из которых проходит тщательный процесс отбора и соглашается с условиями проведения и организации теста. Компания может стать тест-центром, получив лицензию от совладельцев IELTS.
Во-вторых, одним из условий лицензирования является согласие на аудит. Во время реального экзамена IELTS на тесте может присутствовать специалист по контролю за качеством и соответствием условий проведения экзамена стандартам IELTS.
В-третьих, в процессе сдачи IELTS кандидатам необходимо пройти несколько стадий идентификации личности. Перед началом теста, а также в процессе сдачи кандидат обязан предоставить документ, подтверждающий его личность. Во время регистрации перед экзаменом каждого кандидата фотографируют в тест-центре. Эта фотография используется в течение всего процесса сдачи IELTS в качестве доказательства того, что все части IELTS сдает один и тот же человек. В некоторых тест-центрах дополнительно используется биометрическая система, которая исключает подмену личности путем дактилоскопии.
Наконец, сами экзаменационные материалы подлежат повышенной защите: доступ к материалам IELTS в каждом тест-центре имеет только ограниченный круг квалифицированных специалистов в день сдачи теста. Каждая версия теста — это уникальная комбинация новых вопросов, которая берется из банка материалов IELTS. Предугадать или узнать вопросы теста заранее невозможно.
До начала теста все места в экзаменационной комнате распределяются организаторами тест-центра без ведома и участия кандидатов, соответственно кандидаты могут занять место только согласно распределению. По стандартам IELTS, каждый кандидат должен находиться за отдельной партой на четко установленном расстоянии от других кандидатов. В процессе теста в экзаменационной комнате всегда находится хотя бы один представитель тест-центра, который проводит экзамен и следит за надлежащим поведением кандидатов.
В целях защиты от мошенничества с результатами теста организована автоматическая система поиска несоответствий в результатах кандидатов. Если обнаруживается аномальная тенденция, то уведомляется кандидат, тест-центр и организация, по лицензии которой работает тест-центр. В таких случаях принимается решение, которое влечет за собой аннулирование результатов или более серьезные наказания.
Сертификаты IELTS защищены от подделки посредством максимальной открытости системы. Так, организации, требующие результаты IELTS, имеют доступ в базу результатов IELTS онлайн, в которой они могут найти подтверждение подлинности сертификата, введя индивидуальный код документа, который указан в правом нижнем углу на выданном сертификате.
Даты тестирования
Существует 900 тест-центров в 130 странах, у которых есть лицензия для проведения IELTS. Количество тест-центров с каждым годом растет. Все тесты во всех центрах тестирования проводятся в один день, при этом тест-центры могут выбрать все или только некоторые из предложенных дат сдачи. Выбор обусловлен спросом на IELTS в каждом конкретном регионе и городе.
Подготовка к тесту
На данный момент не существует официальных критериев или лицензий для преподавателей IELTS. Подготовкой кандидатов к IELTS в филиалах Британского Совета и IDP: IELTS Australia занимаются экзаменаторы IELTS или специалисты с квалификацией преподавателя английского международного образца (TEFL/TESOL) и/или сертификат собственной сдачи IELTS на балл 8,0–9,0.
Строго говоря, официальными центрами по подготовке к IELTS можно считать только владельцев IELTS — Британский Совет и IDP: IELTS Australia. Других официальных центров по подготовке не существует, так как не существует лицензий, чтобы подтвердить само понятие «официальный центр по подготовке к IELTS». Таким образом, все курсы подготовки к IELTS, которые проводятся любой другой организацией, лицензированным тест-центром или языковой школой, являются неофициальными курсами подготовки к IELTS.
За последние годы появилось много книг по подготовке к IELTS. Наиболее популярные из них — серия книг издательства Cambridge University Press — Cambridge IELTS 1-9, в которых содержатся бывшие тесты IELTS. Кроме Cambridge University Press, материалы по подготовке к IELTS также печатаются в издательствах Longman, Oxford University Press, Macmillan и др. На сайтах владельцев IELTS можно найти бесплатные и платные электронные версии материалов для подготовки. При оплате за экзамен IELTS в Британском Совете каждый кандидат получает доступ к бесплатному онлайн-курсу подготовки к IELTS, который называется Roadto IELTS.
Проверка работ
Экзаменационные листы Listening и Reading сканируются и результаты проверяются оценщиками (clericalmarkers). Для подтверждения своей квалификации они проходят регулярные тренинги каждые два года. В каждом тест центре ведется систематический мониторинг и двойная проверка некоторого процента произвольно выбранных работ. Письменные работы по модулю IELTS Writing оцениваются лицензированным экзаменатором IELTS Writing. Результаты интервью IELTS Speaking оцениваются лицензированным экзаменатором IELTS Speaking. Все проведенные интервью записываются на диктофон и хранятся в архиве.
Экзаменаторы IELTS
Экзаменатор IELTS — это преподаватель английского языка с квалификацией международного уровня (TEF/TESOL), получивший лицензию, дающую право принимать и оценивать IELTS Speaking и/или IELTS Writing. Лицензия выдается после 4-дневного тренинга в любом из тест-центров. Каждые 2 года экзаменатор проходит тестирование для подтверждения своей квалификации. Экзаменаторы также принимают участие в регулярных дополнительных тренингах.
Апелляция
Если кандидат не согласен с полученными результатами IELTS, он может подать заявление на пересмотр своих результатов. Этот процесс называется апелляцией (Enquiryon Results). Подать на апелляцию можно в течение 6 недель с даты сдачи теста. Заявление принимается только по месту проведения тестирования.
Кандидат может сам выбрать, какие части теста нуждаются в повторной проверке. Такая услуга платная, однако стоимость полностью возмещается в случае, когда балл хотя бы по одному модулю теста повышают. Процесс апелляции длится от 6 до 8 недель.
IELTS для людей с ограниченными физическими возможностями
Чтобы обеспечить наибольшую доступность теста и объективность аттестации знаний и навыков, в IELTS предусмотрены следующие варианты для людей с ослабленным зрением, слухом или ограниченными физическими возможностями:
- модифицированные тесты с увеличенным шрифтом;
- тесты, написанные на языке Брайля;
- специализированные версии Listening тестов (чтение по губам) для людей с ослабленным слухом;
- использование вспомогательных технологий;
- для кандидатов с ограниченными физическими возможностями предоставляется дополнительное время для внесения результатов и ассистент для записи ответов теста от имени кандидата.
Тестирование по французскому языку TCF
(Test de connaissance du francais)[5]
Тестирование по системе TCF проводится под эгидой Министерства образования Франции. Тест оценивает уровень владения французским языком для общих целей. Он предназначен для людей, которые, не являясь носителями французского языка, планируют использовать его для профессиональных, личных или образовательных целей.
Все кандидаты, прошедшие тестирование, получают сертификат, подтверждающий владение французским языком на одном из шести уровней (от А1 до С2) в соответствии с градацией уровней, установленной Советом Европы в Общих европейских рамках требований к языкам. Отличительной особенностью теста TCF является возможность его сдачи полностью в электронном виде.
Существует четыре версии теста: для общего пользования, для абитуриентов, для международных организаций и для Квебека. В целях настоящего исследования достаточно обзорно представить первую категорию, как наиболее распространенную. Остальные версии теста составлены по аналогичной схеме.
Тест TCF для общего пользования предназначен для желающих подтвердить навыки владения французским языком для личного пользования или в целях трудоустройства.
Тестирование состоит из трех обязательных модулей и дополнительных модулей. Обязательная часть включает в себя аудирование, использование языковых структур (грамматика и лексика), понимание прочитанного. Дополнительные модули представляют собой устное интервью один на один с экзаменатором и письменное задание (написание простого сообщения, личного письма о повседневных ситуациях, изложение мнения, пояснение по определенному вопросу, сравнительное эссе, перефразирование основных идей в документе).
TCF разработан государственным учреждением CIEP по заказу Министерства образования Франции. CIEP является признанным центром преподавания французского языка на международном уровне; организация также признается Французским департаментом высшего образования, университетами и языковыми центрами во Франции и за рубежом, административными органами и различными учреждениями, ответственными за преподавание французского языка за рубежом.
TCF не следует путать с дипломами DELF и DALF (Diplome d'Etudesen Langue Francaise, or diplomain French language studies и Diplome Approfondide Langue Francaise, or advanced diploma in French language, соответственно), которые являются государственными сертифицированными дипломами. TCF отличается тем, что не является государственным дипломом о достижении определенной квалификации, а представляет собой свидетельство о признании уровня владения языком, отражающее текущее состояние лингвистических способностей человека в настоящий момент их жизни. Поэтому результаты теста действительны в течение 2 лет, в то время как дипломы DELF и DALF действительны в течение жизни.
Сертифицированные центры сдачи теста
Только тест-центры, утвержденные администрирующим органом, CIEP, имеют право проводить экзамен, как во Франции, так и за рубежом[6]. Заявки на аккредитацию тест-центра принимаются CIEP от всех организаций, желающих проводить тестирование.
Подготовка к тестированию
Целью теста является оценка текущего состояния лингвистических способностей кандидата, поэтому никакой конкретной подготовки не требуется. Тем не менее есть несколько рекомендованных ресурсов, которые предоставляют возможность ознакомиться с форматом теста: руководство для кандидатов, компакт-диск с упражнениями для теста, опубликованного национальным центром дистанционного образования (Centre National d'Enseignement a Distance, CNED), официальное руководство к тесту ФТС с примерами упражнений, опубликованных компанией Editions Didier[7]и другие ресурсы[8].
Результаты тестирования
Результаты теста доступны по месту сдачи экзамена в течение 2 недель для тест-центров во Франции и в течение 3 недель — в других странах. В случае сдачи теста на компьютере кандидаты получают предварительные результаты уже в день сдачи, а официальный сертификат с подтверждением результатов — в обычные сроки.
Каждый кандидат получает сертификат, срок действия которого 2 года. Обязательные модули экзамена оцениваются автоматически путем сканирования и распознания. Дополнительные модули оцениваются командой сертифицированных экспертов, прошедших обучение в CIEP. Все письменные работы и записи интервью имеют двойную маркировку. Интервью записываются на аудионосителе, который отправляется для оценки в CIEP.
Защита от мошенничества и подделки
Обман на экзаменах является дисциплинарным проступком и регулируется постановлением Правительства Французской Республики №92-657 от 13 июля 1992 г. «О дисциплинарном производстве в государственных высших учебных заведениях под руководством Министра высшего образования» (с изм. от 13.07.1995 г.). Наблюдатели на экзамене сообщают о фактах мошенничества, что приводит к отмене результатов теста. Поддельные сертификаты с результатами теста подлежат аннулированию. В визовом отделе каждого французского посольства или консульства имеется доступ к базе данных сертификатов теста. Представленные свидетельства подлежат обязательной проверке в базе данных.
Тестирование по немецкому языку OSD
(OsterreichischesSprachdiplomDeutsch)
Экзамен OSD является одобренной государством системой экспертизы и оценки степени владения немецким языком как иностранным/немецким как вторым языком. Тест OSD представляет собой централизованный инструмент оценки с едиными стандартами, которые не связаны с какой-либо конкретной программой подготовки или обучения немецкому языку. Результаты тестирования полностью сопоставимы с упомянутым выше рамочным документом по обучению языкам в европейском регионе.
Поскольку тестирование по системе OSD обеспечивает стандартизированные доказательства языковой компетенции, обладатели дипломов имеют право подтвердить с помощью диплома соответствующего вида и направления свой уровень владения немецким языком в немецкоязычных странах в целях поступления в образовательные учреждения, трудоустройства, получения разрешения на постоянное место жительства, воссоединение с семьей, прочие иммиграционные цели[9].
Для подготовки к экзамену рекомендуется использовать курс «Profile Deutsch»[10], разработанный по инициативе Совета Европы совместно специалистами из Австрии, Германии и Швейцарии. Сам экзамен также учитывает особенности немецкого языка во всех трех перечисленных странах и позволяет кандидатам подтвердить языковые квалификации с учетом соответствующих различий.
Лицензирование тест-центров
OSD экзамены можно сдавать в любом из лицензированных тест-центров в Австрии, а также в более чем 300 экзаменационных центрах, расположенных в более чем 40 странах мира. Аккредитация выдается специализированной общественной ассоциацией, администрирующей экзамен. Ассоциация была основана 1992 году по инициативе рабочей группы при университете Клагенфурт (University of Klagenfurt) при поддержке Федерального министерства Австрии по европейским и международным делам, Австрийского федерального министерства образования, искусства и культуры, и Австрийского федерального министерства по науке и исследованиям. В дальнейшем ассоциация получила дополнительный статус как центра по инновационным проектам в преподавании и изучении языков, присужденный Европейской комиссией. Сама Ассоциация не проводит экзамены, а только разрабатывает методические материалы и стандарты тестирования, а также аккредитует экзаменационные центры.
Лицензирование центров проводится в три этапа по семи экзаменационным модулям (различного уровня и направления). Лицензионное соглашение дает право лицензиату проводить OSD экзамены.
Для получения лицензии кандидат подает заявление в Ассоциацию вместе с резюме каждого из предполагаемых экзаменаторов. Лицензионными требованиями являются:
- прохождение преподавателями, привлекаемыми для подготовки к тестированию, базового курса подготовки и участие в регулярных сессиях дополнительного обучения. По крайней мере два учителя в экзаменационном центре должны принять участие в программе обучения на получение статуса OSD-экзаменатора в течение нескольких дней, для того чтобы стать уполномоченным экзаменатором;
- наличие помещения и технического оборудования, которые позволят провести экзамен в соответствии с руководящими принципами;
- возможность проведения такого количества часов языковых курсов, которое обеспечит, по крайней мере, проведение одного полностью укомплектованного экзамена в год;
- возможность включения в список кандидатов на сдачу экзамена лиц, не прошедших обучение в центре. Несмотря на то, что по правилам проведения экзамена нет строгого требования о прохождении обязательного курса подготовки перед зачислением в качестве кандидата, каждый центр должен обеспечить проведение хотя бы одного экзамена в год;
- назначение ведущего эксперта и его заместителя;
- подача заявки на получение лицензии со всеми необходимыми данными;
- оплата лицензионных сборов, в том числе ежегодного фиксированного лицензионного сбора, экзаменационного сбора (по количеству кандидатов) и платы за обучение для экзаменаторов.
После одобрения заявки на получение лицензии экзаменационный центр заключает с Ассоциацией лицензионный договор.
Проведение экзамена
Регистрация на экзамен в Австрии возможна за 4 недели до предполагаемой даты сдачи, другие страны требуют регистрации не менее чем за 6 недель. Как для регистрации, так и для экзамена требуется предоставить удостоверение личности с фотографией. Во время проведения экзамена по уровням B2,C1 и C2 допускается использование толкового словаря для подготовки к письменной части экзамена, а также при подготовке к устному экзамену. Электронные словари и любые портативные устройства запрещены.
Свидетельства о результатах тестирования выдаются в тест-центрах. Срок действия свидетельства не ограничен.
Экзамены обычно проводятся децентрализовано в самостоятельных тест-центрах и только уполномоченными экспертами. Материалы, напротив, разрабатываются централизовано и подлежат многократной проверке перед использованием, а также статистическому анализу и соответствующей доработке. Запрошенное количество экзаменационных комплектов в запечатанном виде отправляется по защищенным каналам связи непосредственно в экзаменационные центры незадолго до даты экзамена. Все экзаменационные центры берут на себя обязательство соблюдать правила проведения экзамена и условия лицензионного соглашения, заключенного с Ассоциацией.
За проведение экзамена взимается плата, размер которой устанавливается для каждой страны и каждого центра и прописывается в лицензионном соглашении. Экзаменационные центры несут ответственность за сбор платы с учетом любых изменений, изложенных в лицензионном соглашении.
Как правило, экзаменационный центр может проводить до 6 экзаменов в год. Сроки проведения письменных экзаменов фиксируются по соглашению с Ассоциацией, в то время как устные экзамены проходят в течение 2 недель после письменного экзамена
Точное число кандидатов в австрийских экзаменационных центрах должно быть объявлено, по крайней мере, за 4 недели до экзамена, а в зарубежных центрах — не менее чем за 6 недель до начала экзамена. Каждый экзаменационный центр использует индивидуализированный пароль при регистрации кандидатов.
Заключение
Настоящий обзор включает в себя краткий анализ трех наиболее распространенных систем тестирования степени владения иностранным языком для образовательных и иммиграционных целей. Приведено описание основных систем тестирования по английскому, французскому и немецкому языкам соответственно: IELTS (English Language Testing System), TCF (Test deconnaissancedu francais), OSD (Osterreichisches Sprachdiplom Deutsch).
Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что все рассмотренные системы основаны на Общих европейских рамках требований к языкам: изучение, обучение, оценка (утв. Советом Европы).
Ниже приведена таблица существующих международных систем тестирования степени владения иностранным языком, не исследованных в настоящем обзоре. Дополнительная информация по ним может быть предоставлена по запросу. Язык в соотв. С ISO 639-3 |
Наименование сертификата |
Каталонский |
|
Chinese Hanyu Shuiping Kaoshi (HSK) |
|
Test of Chinese As A Foreign Language (TOCFL) (Taiwan) |
|
Немецкий |
|
Немецкий |
|
Немецкий |
|
??????????? ????????????? (Certificate of Attainment in Modern Greek) |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
TOEFL (IBT) |
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
|
Английский |
PTE General (formerly LTE) |
Английский |
Trinity College London Integrated Skills in English (ISE) / Graded Examinations in Spoken English (GESE) / Spoken English for Work (SEW) |
Английский |
British General Qualifications |
Финский |
|
Французский |
CIEP / Alliance francaise diplomas |
Итальянский |
|
Итальянский |
|
Итальянский |
PLIDA (Dante Alighieri Society diplomas) |
Test of Proficiency in Korean (TOPIK) |
|
Голландский |
Inburgerings examen (Integration examination for immigrants from outside the EU) |
Голландский |
Staatsexamen Nederlandsal stweedetaal NT2 (State Examination Dutch as second language NT2) |
Норвежский |
Norskprover |
ТРКИ — Тест по русскому языку как иностранному (TORFL — Test of Russian as a Foreign Language) |
|
Испанский |
|
Шведский |
Учитывая положительный опыт зарубежных систем тестирования по языку, представляется целесообразным закрепить в российском законодательстве систему тестирования по русскому языку как иностранному. В связи с чем предлагается ст. 5 Федерального закона от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:
«3. В целях подтверждения владения государственным языком Российской Федерации желающие лица могут сдать экзамен по русскому языку как иностранному языку, по результатам которого выдается сертификат о владении русским языком. Сертификат о владении русским языком выдается организациями на территории Российской Федерации или за рубежом, включенными в перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному языку.
4. Порядок и критерии включения организаций в перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному языку, их перечень, формы и порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному языку, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, а также порядок выдачи и форма сертификата о владении русским языком, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.».
[1] См. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framework_en.pdf (дата обращения: 18.10.2013).
[2] См.: Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.07.1998 г. № 1887 «О введении государственного тестирования по русскому языку граждан зарубежных стран, поступающих на обучение в высшие учебные заведения Российской Федерации на коммерческой основе» // Бюллетень Минобразования РФ. 1998. № 9.
[3] URL: www.ielts.org/about_us.aspx (дата обращения: 18.10.2013).
[4] См. полный перечень экзаменов на сайте Кембриджского центра. URL: www.cambridgeenglish.org/exams-and-qualifications (дата обращения: 18.10.2013).
[5] См. Инструкцию для кандидатов [Электронный ресурс]. URL: http://www.ciep.fr/tcf/document/manuel_candidat.PDF (дата обращения: 18.10.2013).
[6] См. перечень всех утвержденных тест-центров. UR: www2.ciep.fr/tcf/Centres/Liste.aspx (дата обращения: 18.10.2013).
[7] URL: www.edmbooks.com (дата обращения: 18.10.2013).
[8] Подробнее о ресурсах для подготовки к тестированию см. URL: www.ciep.fr/en/tcf/tcf.php (дата обращения: 18.10.2013).
[9] Полный список учреждений, признающих результаты теста для различных целей приведен на сайте системы тестирования. URL: www.osd.at/default.aspx?SIid=12&LAid=2 (дата обращения: 18.10.2013).
[10] URL: www.osd.at/default.aspx?SIid=14&LAid=2 (дата обращения: 18.10.2013).