Сейчас в рамках моды на применение media-технологий [1] в плане повышения наглядности учебного процесса [2] на занятиях часто стали говорить о разработках и применении media-курсов.
Однако, при близком знакомстве со многими из заявленных комплексов выясняется, что автор выдал желанное за действительное – вместо media-курса у него в лучшем случае бессистемный набор media-презентаций, а то и просто отрывочные и случайные media-презентации по одной теме или дисциплине.
XXI в. предполагает не просто переход к media-курсу как к важнейшему элементу обучения, но в первую очередь – создание своего рода теории media-курса.
Одно время само понятие media-презентация связывали с программой Microsoft Power Point. Сейчас появилось немало приложений, способных помочь в создании более качественных media-презентаций.
Среди наиболее эффективных – DemoShield и Macromedia Flash. С точки зрения автора, принципиальное сравнение их внутренних доминант может выглядеть так:
На взгляд автора, однако, сколь-нибудь большой разницы между ними в вопросах качества создания media-курса нет. Более того, представляется целесообразным формирование media-курса с помощью разных презентационных программ.
Так же желательно привлечение для создания media-презентаций программ для изготовления приложений по работе с форматами:
1. Web- (например, FrontPage, Aditor, Macromedia Dreamviewer и других) [3];
2. аудио- (например, Sound Forge);
3. видео- (например, Adobe Premier или хотя бы простенький стандартный Movie Maker).
Для повешения занимательности в работе со студентами актуально использовать развлекательные элементы – «смайлики», картинки юмористического характера, небольшие анимации – «движущиеся картинки» и т.д.
Это средство, активно повышая внимание и помогая переключать внимание в ходе занятия, необходимо в рамках media-курса варьировать – например, «смайлики» из одной media-презентации не использовать в следующей, а подбирать новые.
Есть разные подходы к созданию комплекса презентаций в рамках media-курса. Самый простой путь – сделать весь курс одной презентацией. Но в данном случае самый простой – не самый эффективный:
1. перенос (на каком-либо носителе) такой мега-презентации очень сложен из-за ее большего размера;
2. поиск внутри такой презентации заменяемых элементов (для периодически проводимых автором модернизаций) усложняется;
3. потеря (по техническим причинам или неосторожности) файла с media-курсом приведет к потере всего курса, в то время как потеря одной из презентаций не столь существенна.
С другой стороны, создание огромного количества презентаций также нецелесообразно – в них можно запутаться, о какой-то забыть, какую-то вовремя не исправить и т.д.
Автор считает, что количество media-презентаций [4] в media-курсе должно превышать количество занятий курса, но определить точные количества (допустим, количество презентаций должно соответствовать количеству занятий), на взгляд автора, не представляется целесообразным.
Очевидно, пожалуй, одно – количество презентаций не должно быть меньше количества занятий в курсе. Но и равным этому количеству оно быть не может – нужны вспомогательные презентации.
Под простым курсом автор понимает media-курс, рассчитанный на прохождение одной дисциплине для одной формы обучения в одном ВУЗе.
Для его создания, на взгляд автора, эффективно создание вводной media-презентации с набором кнопок управления с названиями занятий курса, на которые с этих кнопок осуществляется переход – этакое media-оглавление курса. Назовем эту media-презентацию общей (далее – ОМП).
Каждое лекционное занятие в media-курсе целесообразно сопровождать лекционной media-презентацией (далее – ЛМП).
Семинарское занятие в media-курсе могут сопровождать media-материалы к семинару (далее – ММС). Впрочем, в данном случае многое зависит от качества сопровождения семинаров и оснащения аудиторий. Хорошо, когда все занятия группа проводит в подготовленной технически аудитории, тогда использование media-техники на семинарских занятиях пне представляет сложностей. В ВУЗах же с недостатком презентационной техники обеспечить ею семинары почти невозможно.
Сейчас большинство преподавателей убеждены в необходимости тестирования [5]. Каждое занятие media-курса может сопровождать обучающий тест [6] (лучше media-тест [7]) или ОТ для проверки усвоения материала занятия.
В конце media-курса следует контрольный тест (лучше media-тест) или КТ для оценки усвоения материала всего курса.
Выглядеть подобный курс графически может так:
Т.о., на 10 лекций (20 часов) и 10 семинаров (20 часов) с зачетом (4 часа) курса (44 часа) оптимально 42 media-презентации (1 ОМП, 10 ЛМП, 10 ММС, 20 ОТ и 1 КТ).
Впрочем, это лишь минимум – преподаватель может дополнять имеющуюся структуру вспомогательными media-презентациями для самостоятельного или внеучебного изучения. Причем, они могут быть созданы с совершенно иными целями.
Ряд современных исследователей предполагает также возможность введения уровней сложностей в media-материалы для самостоятельного обучения [8].
Так, автор сделал вспомогательными для media-курсов «История правоохранительных органов», «История уголовно-исполнительной системы» и «История Самарского края» media-презентации «Самарский полицейский музей» и «Реформы в ОВД и УИС Отечества», созданные им для сопровождения докладов на конференциях, но используемые на занятиях.
Также media-курс может дополнять media-УДЕ.
Некоторые media-презентации можно применять в разных курсах (и даже по разным дисциплинам). Такие темы (УДЕ – укрупненные дидактические единицы [9, 10]) целесообразно держать отдельно, не «вкладывая» в конкретные media-курсы. Достаточно из ОМП, ЛМП или ММС каждого media-курса сделать гиперссылки на media-УДЕ.
Так, media-УДЕ автора «Теория революции» является УДЕ по отношению к media-курсам «История цивилизаций», «История правоохранительных органов», «История уголовно-исполнительной системы», «История Самарского края», «История государства и права зарубежных стран», «История Отечества», «История отечественного государства и права» и «История правовых учений».
Media-УДЕ «Принципы создания и развития древних храмов» автор использует в media-курсах «История цивилизаций» и «Основы религиозной культуры».
Целую систему media-УДЕ автор сейчас разрабатывает для связи media-курсов «История Отечества» и «История самарского края».
Продолжая разговор о структуре media-курса, можно выделить в отдельную проблему его приспособленность к рабочей программе преподавателя по одной дисциплине, но с учетом всех форм и вдов обучения по ней (а то и в ряде разных учебных заведений).
Так появляется сложный media-курс, составленный из вариантов, но предполагающий связки и предполагающий довольно много media-УДЕ внутреннего характера.
Один из частных случаев у автора – media-курс к дисциплине «История правоохранительных органов» - включает в себя 4 варианта:
1. для курсантов 1-го курса (дневная бюджетная форма обучения), на 50 часов аудиторного изучения;
2. для студентов 2-го курса (дневная внебюджетная форма обучения), рассчитанная на 30 часов аудиторного изучения;
3. для слушателей 1-го курса (заочная бюджетная и внебюджетная формы обучения), рассчитанный на 10 часов аудиторного изучения;
4. для слушателей 4-го курса (вторая заочная бюджетная и внебюджетная формы обучения), рассчитанный на 8 часов аудиторного изучения..
Такой сложный media-курс является своего рода переходом к комплексу media-курсов.
Media-курс – не конечный объем объединения презентаций. Наоборот, несколько media-курсов целесообразно объединять в комплекс – тогда появляется возможность для позиционирования в нем media-УДЕ и создания целой системы ресурсов (так, ряд видеороликов можно использовать в разных презентациях – например, парад 7 ноября 1941 г. в Куйбышеве – как в презентации из курса по «История Самарского края», так и в курсах «История города Самара» и «История Отечества»). Использование видеоролика в одном месте со ссылками на него из разных курсов позволит рационализировать дисковое пространство на компьютере.
В качестве примера возможного комплекса media-курсов автор статьи привел собственный media-комплекс (из 11-ти media-курсов):
1. История правоохранительных органов (2003-2006 гг.) *;
2. История уголовно-исполнительной системы (2003-2005 гг.) *;
3. История цивилизаций (2003-2005 гг.) **;
4. Академическое письмо (2004-2006 гг.) **;
5. Основы религиозной культуры (2004-2006 гг.) **;
6. История Самарского края (2005-2007 гг.) *** /модернизация/;
7. История государства и права зарубежных стран (2006 г.) *;
8. История Отечества (2004-2007 гг.) **** /в разработке/;
9. История отечественного государства и права (2006 г.) *;
10. История правовых учений (2006 г.) *;
11. История города Самара (2007 г.) ***** /в разработке/.
__________________________________________________________________
* созданы для Самарского юридического института ФСИН РФ;
** созданы для Поволжского филиала Международного университета в Москве;
*** созданы для самарской школы экскурсоводов;
**** созданы для школ г. Самара;
***** созданы для Самарского муниципального института управления.
Этот комплекс постоянно пополняется, развивается и стремится к трансформации в полноценный media-комплекс автора, создание которых может стать новым качественным рывком в развитии данной технологии образования в XXI в.
В идеале media-курс должен быть установлен на сервере, к которому будут подключены проектор и класс терминалов для работы с тестами. В других случаях нужно заранее учитывать массу факторов, способных либо сократить возможности демонстрации media-курса, либо вообще сделать ее невозможной.
Возможным вариантом является notebook с подключением к проектору как демонстрационный компьютер.
Если вообще нет условия для стационарной демонстрации media-курса, прежде всего, целесообразно выделение под размещение media-курса собственного постоянного носителя информации (flash-карты, CD- или DVD- дисков в зависимости от имеющихся объемов и возможностей обновления), с которого его и рекомендуется использовать на занятиях. Вызвано это тем, что в этом случае не будет нарушаться структура папок, в которых будет храниться media-курс. В противном случае перенос файлов с компьютера автора media-курса на демонстрационный может нарушить созданную в курсе систему гиперссылок, и на «чужом» компьютере media-презентация будет безрезультатно обращаться к «источникам» (видео и аудио файлы). То же самое может произойти и с гиперссылками между разными media-презентациями в рамках media-курса.
Во-вторых, целесообразно на этом же диске разместить программные средства, необходимые для успешной работы media-курса:
· аудио- и видео- программы и кодеки для них на «чужом» компьютере (если их там не окажется, воспроизведение аудио и видео файлов также будет невозможным);
· проигрывающие модули презентационных программ (при отсутствии которых на демонстрационном компьютере media-презентация вообще может не пойти).
В-третьих, нужно заранее убедиться в том, что ваш носитель информации подойдет к «чужому» компьютеру и установленному на нем программному обеспечению: так, многое из инструментария Power Point 2003 или 2007 будет потеряно, если на демонстрационном компьютере будут более ранние версии этой программы. Более того, на компьютере может не быть дисководов или USB-разъемов.
В-четвертых, количество компьютеров для тестирования должно соответствовать количеству обучаемых, иначе качество тестирования будет ниже предполагаемого.
В настоящее время уже невозможно ограничиваться изданными «бумажным» способом учебными и учебно-методическими пособиями.
Будущее – за электронными учебными изданиями (ЭУИ) [11], которые уже сейчас вошли в нашу жизнь, но часто не связаны тесно с самим процессом обучения.
В плане media-курса видится необходимость его плотной связи с ЭУИ, эта интеграция увеличит эффективность обеих составляющих, что в итоге приведет к синергетизации учебного процесса по данной дисциплине.
***
Применение авторской методики создания media-курсов может дать весомый результат в развитии образования, т.к. позволит повысить качество media-курсов, за которым будущее в методике преподавания.
Программное обеспечение технологии создания media-курсов не требует особо сложных поисков – фактически все необходимое есть на «рядовом» современном компьютере.
Структура media-курса, разработанная автором, позволяет повысить эффективность media-курса как современной технологии преподавания.
Автор создал и развивает комплекс из 11-ти media-курсов, на основе анализа которых и подготовил данный материал.
Их применение требует тщательной технической подготовки, отсутствие которой сократит или сведет на «нет» эффективность применения media-курсов.
Таким образом, в XXI веке media-технологии в образовании будут углубляться и одно из эффективных направлений их развития – создание (в теории и на практике) и развитие media-курсов.
1. Бедняк С.Г., Захаров С.В. Тенденции развития перспективных информационных технологий // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе. Материалы IV Самарской региональной научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков 29-30 марта 2006 г. Т.1. Самара, 2006. С.110-114.
2. Дьяченко Л.Г. Повышение наглядности учебного процесса с помощью информационных технологий // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. 19-23 сентября 2007 года. Краснодар. 2007. С.188, 189.
3. Алексушин Г.В. /Интерактивные Web-технологии для ученого и учителя // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. 19-23 сентября 2007 года. Краснодар. 2007. С.186, 187.
4. Алексушин Г.В. Использование media-презентаций в инноватике учебного процесса // Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе. Материалы Второй всероссийской научно-практической конференции 4-5 февраля 2004 г. Книга 2. Самара, 2004. С.47-52.
5. Трубинский В.В., Данилин Д.В., Данилин Е.В. Интенсификация обучения специальным дисциплинам с использованием тестовых программ // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. 19-23 сентября 2007 года. Краснодар.. 2007. С.70.
6. Алексушин Г.В. Расширение возможностей тестирования с помощью компьютерных технологий // Пути дальнейшего повышения эффективности и качества образовательного процесса в высшей школе. Материалы Третьей всероссийской научно-практической конференции 2-3 февраля 2005 г. Книга 2. Самара, 2005. С.7-10.
7. Алексушин Г.В. Media-тесты как одна из основ контроля в образовании // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции. 22-25 сентября 2005 года. Краснодар. 2005.
8. Драйко Л.И. Использование ЭВМ в организации самостоятельной работы студентов младших курсов технического вуза // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. 19-23 сентября 2007 года. Краснодар. 2007. С.62.
9. Алексушин Г.В. Создание УДЕ с помощью media-презентаций // Актуальные проблемы развития высшего и среднего образования на современном этапе. Материалы III Самарской региональной научно-практической конференции ученых и педагогов-практиков.. 23-24 сентября 2004 г. Самара, 2005. С.219-220.
10. Алексушин Г.В. Media-технологии как одна из основ стандартизации Укрупненных дидактических единиц (УДЕ) // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы X Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции. 23-26 сентября 2004 года. Краснодар.. 2004. С.19-20.
11. Вахитов Т.Р., Ладенко А.А., Шарнов А.И. // Инновационные процессы в высшей школе. Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции. 19-23 сентября 2007 года. Краснодар. 2007. С.181, 182.