Г.Д. Шкарлупина, канд. ист. наук, доцент кафедры истории России АГПУ
Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила правовое положение таких основополагающих институтов, которыми являются государственное управление и государственная служба. Принятые в последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.
В результате кардинальной перестройки государственного аппарата произошли изменения компетенции государственных органов и значительное обновление функций государственного управления, в том числе и в отношении системы образования.
В течение 2004 года в Бюллетене Министерства образования и науки Российской Федерации публиковались документы, изменяющие регламент работы государственных органов в области образования: «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации»[1], «Положение о Федеральном агентстве по образованию»[2], «Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам»[3] и другие.
Прошел незначительный период с момента реформирования государственных структур управления образованием и наукой. Государственные органы управления образованием и наукой находятся в очередной раз в стадии реформирования. Документы, регламентирующие этот процесс, продолжают изменять структуру управления. Это тормозит реформирование органов управления на уровне субъектов РФ. А так как образование и наука не могут прервать образовательно-научный процесс, то в течение 15 лет находятся в стадии слабого государственного управления, особенно на уровне субъектов РФ, а иногда и вне государственного правового регулирования (негосударственная система образования, обновляемый реестр образовательных учреждений, дополнительные образовательные услуги и др.).
Каждый субъект Российской Федерации имеет свою структуру государственной исполнительной власти. Она формируется на основании закона субъекта Федерации об исполнительных органах государственной власти.
Административная реформа в субъектах Российской Федерации проходит период адаптации к условиям региона, определяется специфика государственного управления различными сферами общественной жизнедеятельности, и сфера образования и науки не является исключением.
В условиях развития государственно-общественной системы управления немаловажное значение имеет деятельность управлений образования субъектов РФ. Эта деятельность предполагает:
- обеспечение в пределах своей компетентности проведения единой государственной политики в области образования; создания системы непрерывного образования населения; высокого качества профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих и специалистов в подведомственных учебных заведениях; широкого применения эффективных форм интеграции учебных заведений с науки и производством;
- реализацию программы всеобщего среднего образования молодежи как базового для последующей подготовки квалифицированных рабочих и специалистов, разностороннего развития личности;
- оказание практической помощи нижестоящим органам управления и учреждениям образования в систематическом обновлении содержания образования с учетом современных потребностей;
- финансирование программ и проектов развития образования в соответствии с данными полномочиями, а также лицензирование, аккредитование, аттестацию и экспертизу подведомственных учреждений;
- координацию деятельности отделов (управлений), ведомств, организаций и взаимодействие с муниципальными властными структурами. депутатскими комиссиями по вопросам социальной политики[4].
Существующие структуры управления субъектов РФ и муниципальных образований нацелены на воспроизводство системы, поддержание ее в состоянии относительного постоянства (равновесия). Вместе с тем, постоянные стратегии и тактика в условиях обновления и внедрения нового хозяйственного механизма вносят переориентацию в деятельность. На первый план выносится функция развития системы. Это обстоятельство требует принципиальных изменений в традиционных структурах управления.
В состав управления системы образования и науки субъекта Российской Федерации входят Департамент (Министерство автономной республики), управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет государственное управление субъекта Российской Федерации губернатор, который осуществляет руководство через своего заместителя, курирующего социальные вопросы, в том числе работу Департамента образования и науки субъекта Российской Федерации.
Каждый орган системы управления образования и науки функционирует согласно определенной для него компетенции в пределах, предоставленных ему полномочий, при строгом и неуклонном соблюдении и использовании законов и основанных на них правовых актах.
В настоящий момент одним из краеугольных параметров реформирования является уточнение задач всех структурных элементов управления системы непрерывного профессионального образования, начиная от высших органов и заканчивая конкретными должностными лицами.
Становление полноправных субъектов федерации предполагает передачу на их уровень управления многих функций, принадлежавших ранее центру. Согласно российскому Закону «Об образовании», и политика в этой сфере находится исключительно в их компетенции. Статья 30 Закона «Об образовании» специально посвящена порядку разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием:
П.1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов управления образованием и органов государственной власти субъектов Российской Федерации является исчерпывающей и не может быть изменена иначе как законом (Между тем требуется серьезная переработка указанных статей в соответствии с административными преобразованиями уровней исполнительной власти.).
П.2.Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами законодательной и исполнительной власти образования определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации законом, регулирующим деятельность Правительства Российской Федерации (И на наш взгляд должно быть отражено в Законе РФ «Об образовании»).
3. Разграничение компетенции в области образования между федеральными органами исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации.
4. Разграничение компетенции в области образования между органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также между их органами регулируется законодательством субъектов Российской Федерации (Но принципы разделения и объемы полномочий должны найти отражение в образовательном законодательстве.).
5. Федеральные и ведомственные государственные органы управления образованием не вправе самостоятельно принимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные настоящим Законом к компетенции органов управления образованием субъектов Российской Федерации и касающихся обеспечения государственной и общественной безопасности, охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав и свобод граждан.
Тем не менее, мы считаем, что в законе должны быть четко оговорены контрольные функции государства по указанным направлениям, закреплены нормативы санитарно-эпидемиологического благополучия, узаконены меры по защите прав и свобод граждан в случае их нарушения.
6. Федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием.[5] Пока последняя норма работает произвольно, так как нет четкой фиксации разграничения и передачи компетенций в порядке надзора на разных уровнях исполнительной власти.
Пункт 6 статьи 30 полностью построен в соответствии с традиционной структурой вертикали управления системой образования сохраняет еще ряд существенных недостатков прошлого. Она хороша для работы на всех уровнях системы образования, когда они построены по линейно-функциональному принципу, т.е. по своему типу являются жесткими и могут хорошо работать только в стабильной среде. Однако реальная среда, в которой сегодня вынуждена действовать система образования, характеризуется высокой степенью нестабильности.
Каждый субъект Российской Федерации имеет свою структуру государственной исполнительной власти. Она формируется на основании закона субъекта Федерации об исполнительных органах государственной власти.
Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края - администрации Краснодарского края и системы исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» был принят Законодательным Собранием Краснодарского края 29 декабря 2005 года[6].
В приложении №2 к вышеуказанному Закону дана схема структуры высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края – администрации Краснодарского края и система органов государственной власти Краснодарского края.
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Изменения в структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края проводятся довольно часто, о чем свидетельствуют изменения, вносимые в Закон Краснодарского края от 7 июня 2001 года № 365-КЗ (перечислим даты их внесения: 7.08.2001. № 389-КЗ; 11.04.2002.
№ 462-КЗ; 11.06.2002. № 493-КЗ; 26.06.2002. № 495-КЗ; 9.08.2002. № 516-КЗ; 8.10.2002. № 524-КЗ; 5.11.2002. № 545-КЗ; 7.04.2003. № 570-КЗ; 22.08.2003. № 610-КЗ; 26.11.2003. № 619-КЗ; 31.12.2003. № 655-КЗ; 31.03.2004. № 671-КЗ; 5.05.2004. № 695-КЗ; 7.06.2004. № 707-КЗ; 12.10.2004. № 782-КЗ; 2.12.2004. № 793-КЗ; 29.12.2004. № 824-КЗ; 27.01.2005 № 830-КЗ; 22.02.2005. № 833-КЗ; 15.07.2005. № 898-КЗ; 11.08.2005.№ 924-КЗ; 29.11. 2005. № 951-КЗ; 29.12.2005. № 983-КЗ)[7].
Права органов местного управления, гарантируемые Конституцией и федеральным законом, предполагают их обязанности в правотворческой деятельности – принятие нормативных актов, где четко определены все вопросы правового регулирования деятельности. Прерывность (дисфункция) действий института местного самоуправления связана не столько с парламентаризмом, сколько с нарушениями в распределении компетенций между федеральной властью и властью субъектов Федерации и муниципальными образованиями. Для устранения данного нарушения необходимо определить права каждой из ветвей власти в распределении полномочий и законодательно закрепить их. Если законы субъектов Федерации противоречат федеральным законам, то первые должны быть приведены в соответствие со вторыми.
После принятия Закона «Об образовании» перед региональными органами управления образованием возникли сложные задачи изменения содержания и методов их деятельности и установления новых взаимосвязей с федеральными и муниципальными органами управления. Решение этих задач продолжается и сегодня.
Рассмотрим структуру Департамента образования и науки Краснодарского края.
Структура департамента образования и науки
Краснодарского края
Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации является органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственную политику в области образования, подготовки и аттестации педагогических кадров, координирующим деятельность муниципальных органов управления образованием и учреждений системы образования.
В официальных, финансовых и иных документах может быть использовано сокращенное наименование департамента. Департамент образуется Законом КК субъекта РФ «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ администрации субъекта РФ и системы исполнительных органов государственной власти субъекта РФ»[8].
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и Уставом субъекта РФ, распоряжениями Главы Администрации (Губернатора) субъекта РФ, постановлениями и распоряжениями Администрации субъекта РФ.
Положение о департаменте утверждается постановлением Главы администрации субъекта РФ. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными и органами исполнительной и законодательной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, общественными организациями.
Департамент является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печати с изображением герба субъекта РФ, а также соответствующие бланки и штампы. Департамент является распорядителем средств федерального и краевого бюджетов, выделяемых департаменту на финансирование подведомственных учреждений, централизованных бюджетных и внебюджетных средств.
Имущество департамента является собственностью субъекта РФ и передается департаменту образования и науки на праве оперативного управления.
Структура департамента:
Департамент возглавляет руководитель департамента образования и науки субъекта РФ (далее по тексту - руководитель), назначаемый на должность и освобождаемый от должности постановлением Главы Администрации (Губернатора) субъекта РФ по представлению заместителя Главы Администрации (Губернатора) субъекта РФ, курирующего направление деятельности департамента.
Руководитель департамента имеет двух заместителей, в том числе одного первого. Заместители руководителя назначаются на должность Главой Администрации (Губернатором) субъекта РФ. Штатное расписание и численность работников утверждаются постановлением Администрации субъекта РФ.
Руководитель департамента осуществляет управление департаментом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на департамент задач и функций.
Организация работы персонала и взаимодействие подразделений департамента осуществляются руководителем департамента непосредственно или первым заместителем руководителя в соответствии с должностной инструкцией.
В департаменте образовывается коллегия в составе руководителя департамента (председатель коллегии) и членов коллегии. Положение о коллегии и персональный состав коллегии утверждаются постановлением Администрации края.
Руководитель департамента:
- Распределяет обязанности и устанавливает степень ответственности заместителей руководителя, начальников структурных подразделений аппарата департамента и руководителей отделом и управлений, подведомственных департаменту.
- Руководитель департамента издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, дает инструкции и указания, подлежащие обязательному исполнению работниками аппарата департамента, подведомственными образовательными и иными учреждениями, организациями, и проверяет их исполнение; в необходимых случаях, совместно с руководителями других органов исполнительной власти края, издает приказы, инструкции.
- Назначает на должность и освобождает от должности начальников структурных подразделений департамента после согласования их кандидатур с заместителем Главы Администрации (Губернатора) субъекта РФ по организационной, кадровой работе и вопросам местного самоуправления, а также работников аппарата департамента.
- Назначает и освобождает от должности в установленном порядке руководителей подведомственных государственных учреждений.
- Утверждает сметы расходов образовательных учреждений, подведомственных департаменту.
- Утверждает регламент департамента, положения, подписывает договоры, лицензии, свидетельства об аккредитации, аттестационные листы, выдает доверенности, иные акты и документы, издание которых необходимо для надлежащей организации деятельности департамента.
- Представляет интересы департамента и сферы образования и науки субъекта РФ в государственных, общественных и других организациях, в том числе международных.
- Вносит в установленном порядке на рассмотрение проекты нормативных и правовых актов по вопросам образования в Администрацию субъекта РФ и Законодательное Собрание края.
- Подписывает договоры, соглашения о сотрудничестве, совместной деятельности с заинтересованными ведомствами;
- Имеет право первой подписи на банковских и финансовых документах.
Деятельность руководителя в системе управления особая. Он реализует интересы и установки государства и общества, являясь полномочным представителем целостной системы управления. С другой стороны, подлинный руководитель – лидер коллектива, способный выявлять, выражать и защищать интересы своей организации. В его деятельности смыкаются централизованные и демократические начала управления. Руководитель, опираясь на аппарат управления, на общественные организации, с их помощью направляет деятельность аппарата управления на выполнение задач, поставленных обществом. Он координирует и направляет работу всех функциональных служб управления, охватывает проблемы в целом, во всех их аспектах.
Анализ изменений, происходящих в организационных структурах управления на уровне субъектов Федерации, позволяет выделить ряд тенденций в их модернизации:
- создаются новые подразделения, нацеливаемые на выполнение вновь возникших функций управления – подразделения по реабилитации учащихся, экономике образования, защиты детства, развития образования и инноватики, альтернативному и негосударственному образованию, связям с общественностью, международным связям;
- в структуре органов управления или при этих органах создаются различные функциональные службы (аттестационные, инспекторские, диагностические), причем их руководители часто имеют высокий статус в общей управленческой иерархии;
- создаются службы, специально занимающиеся координацией работы подразделений органа управления, связей с другими структурами;
- создаются подразделения, концентрирующие в своем составе специалистов, курирующих все аспекты управления отдельными сферами образования (т.е. все функциональные специалисты группируются вокруг общего объекта управления);
- создаются различные коллегиальные органы, чаще с координационными функциями (региональные советы по развитию образования, советы руководителей муниципальных органов управления образованием), экспертные советы.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной службы, являющиеся соответствующими разделами Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы утверждается Указом Президента Российской Федерации.
Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Муниципальные образования также принимают «Реестры выборных муниципальных должностей» и «Реестр муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления» с учетом нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
Рассмотрим специфику государственного управления в муниципальном образовании на примере Думы г. Армавира, входящей состав Краснодарского края (субъекта Федерации). Изменения в нормативных документах, регламентирующих государственное управление на трех уровнях, происходят по нисходящей траектории. В соответствии с Законом Краснодарского края «О муниципальной службе Краснодарского края» и «О реестре выборных муниципальных должностей и реестре муниципальных должностей муниципальной службы органов местного самоуправления в Краснодарском крае» внесены изменения в структуре Армавирской городской Думы[9].
Реестр муниципальных должностей Армавирской городской Думы
Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного органов местного самоуправления на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 11 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[10], в том числе полномочиями органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Рассмотрим в качестве примера структуру администрации г. Армавира.
ГЛАВА ГОРОДА АРМАВИРА
Анализ состояния сложившейся образовательной практики и теоретических разработок с позиции системного подхода показывает, что система образования в регионах и муниципальных образованиях представляет собой динамичную, но слабо интегрированную систему, в которой инновационные процессы объединяют часть образовательных учреждений в учебно-научно-педагогические комплексы.
Следует отметить, что проникновение рыночных отношений в образовательную сферу выявило необходимость смены традиционных иерархических управленческих отношений в руководстве образовательными учреждениями. Инновационные образовательные процессы стали опережать нормативно-правовое регулирование в управлении новыми видами и формами образовательных отношений.
В систему государственного и муниципального управления образованием все больше внедряется маркетинговый подход, понимаемый в широком смысле, как способ изучения личных запросов населения в получении тех или иных запросов населения в получении тех или иных знаний и ориентации учебных заведений на удовлетворение выявленных потребностей путем:
- предоставление учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений;
- формирование рынка образовательных услуг;
- расширения разнообразной сети образовательных услуг;
- формирование как государственной, так и негосударственной сети дошкольных, школьных общеобразовательных учреждений, учреждений средне - специального профессионального и высшего профессионального образования и учреждений дополнительного образования и их многоканального и многоуровневого финансирования и т.д.
Структура Управления образования администрации
г. Армавира
Полномочия специалистов определяются должностными инструкциями, утверждаемыми заместителем главы города по социальным вопросам.
Инструкция содержит общие положения, цели данной штатной единицы, определяет функции и обязанности, закрепляет права, определяет степень ответственности.
Эффективное выполнение всех функций, возложенных на специалистов «Положением об управлении образования администрации города» и должностной инструкцией.
ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ
Главный специалист |
Ведущий специалист |
Специалист 1 категории |
Обеспечивает реализацию Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», краевых и муниципальных нормативно-правовых актов в муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях |
Обеспечивает реализацию Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», краевых и муниципальных нормативно-правовых актов в муниципальных учреждениях дополнительного образования |
Знает действующее законодательство, судебную практику и умело применяет их в работе |
Вносит предложения по улучшению деятельности указанных учреждений |
Вносит предложения по улучшению деятельности указанных учреждений |
Проводит правовую экспертизу проектов правовых актов перед согласованием проекта с руководителем управления и в случае несоответствия их действующему законодательству, дает соответствующие заключения с предложением и законном порядке разрешения рассматриваемых вопросов |
Осуществляет контроль за нормативно-правовой обеспеченностью деятельности общеобразовательных учреждений |
Осуществляет контроль за нормативно-правовой обеспеченностью деятельности учреждений дополнительного образования, кроме спортивных школ |
Подготавливает разъяснения специалистам управления и консультирует их по правовым вопросам |
Курирует ведение документации в общеобразовательных учреждениях |
Курирует ведение документации в указанных общеобразовательных учреждениях |
Осуществляет правовую помощь руководителям ОУ города в подготовке нормативно-правовых документов |
Вносит предложения по обоснованности штатных расписаний, структурно-организационным вопросам, выделению дополнительных бюджетных средств указанным учреждениям |
Вносит предложения по обоснованности штатных расписаний, структурно-организационным вопросам, выделению дополнительных бюджетных средств указанным учреждениям |
Лично ответственен за работу по выполнению ОУ города Закона РФ «Об образовании» в части ст.19 ФЗ РФ «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» |
Вносит предложения по согласованию учебных планов, распределения учебной нагрузки педагогов муниципальных и негосударственных образовательных учреждений |
Вносит предложения по согласованию учебных планов, распределения учебной нагрузки педагогов муниципальных учреждений дополнительного образования |
Осуществляет работу по выдаче целевых направлений выпускникам ОУ г. Армавира в ВУЗы Краснодарского края |
Лично отвечает за выполнение в курируемых учреждениях государственных образовательных программ по всем предметам учебного плана, соответствие расписания учебных занятий требованиям санитарных правил и норм |
Курирует вопросы планирования, организации и проведения образовательными учреждениями основных направлений воспитательной работы |
Рассматривает по поручению руководителя управления обращения граждан и подготавливает ответы на них в установленные сроки |
Организует и проводит совещания с заместителями директоров по учебно-воспитательной работе |
Отвечает за выполнение городской программы «Комплексные меры противодействия незаконного потребления и оборота наркотических средств |
Осуществляет прием граждан в установленное время |
Курирует работу методических объединений учителей-предметников (кроме физической культуры, ОБЖ, трудового обучения) |
Контролирует работу образовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья учащихся, профилактике наркомании |
Соблюдает трудовую дисциплину и правила внутреннего трудового распорядка администрации города |
Лично отвечает за проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 и 11 (12) классов муниципальных и негосударственных образовательных учреждений |
Отвечает за организацию летнего отдыха обучающихся образовательных учреждений. Контролирует работу летних оздоровительных лагерей и площадок |
Является секретарем коллегии управления |
Возглавляет работу консультационной, медальной и конфликтной комиссий |
Несет персональную ответственность за выполнение в курируемых учреждениях государственных образовательных программ по всем предметам учебного плана, соответствие расписания учебных занятий требованиям санитарных правил и норм. |
Осуществляет кураторство учреждений высшего, среднего профессионального образования |
Лично ответственен за получение, учет, хранение и выдачу документов строгой отчетности об образовании |
Организует и проводит совещания с заместителями директоров по воспитательной работе |
|
Готовит, оформляет и своевременно представляет наградные материалы на работников образовательных учреждений |
Курирует работу методических объединений педагогов дополнительного образования, психологической службы |
|
Является администратором муниципального уровня по проведению единого государственного экзамена |
Несет персональную ответственность за организацию питания и медицинского обслуживания учащихся в общеобразовательных учреждениях, за обучение учащихся на дому. |
|
Имеет право замещать начальника управления в его отсутствие. |
Координирует работу с учреждениями культуры по проведению совместной работы, общегородских мероприятий. |
|
Ведет прием граждан, отвечает на запросы государственных и общественных организаций, организует служебные расследования по обращениям и заявлениям граждан. |
Ведет прием граждан, отвечает на запросы государственных и общественных организаций, организует служебные расследования по обращениям и заявлениям граждан |
|
Организует комплексные, тематические и оперативные проверки общеобразовательных учреждений с целью анализа их деятельности, готовит проекты распорядительных документов начальника управления образования по их результатам. |
Организует комплексные, тематические и оперативные проверки общеобразовательных учреждений по курируемым вопросам с целью анализа их деятельности, готовит проекты распорядительных документов начальника управления образования по их результатам. |
|
Оформляет материалы аналитической деятельности в виде справок, заключений, представлений. |
Оформляет материалы аналитической деятельности в виде справок, заключений, представлений |
|
Осуществляет контроль за выполнением в образовательных учреждениях города постановлений, распоряжений, приказов начальника управления образования |
Осуществляет контроль за выполнением в учреждениях дополнительного образования постановлений, распоряжений, приказов начальника управления образования |
|
Освещает в средствах массовой информации деятельность образовательных учреждений по курируемым вопросам |
Освещает в средствах массовой информации деятельность образовательных учреждений по курируемым вопросам |
|
Ведет в установленном порядке документацию, хранит все материалы. Соблюдает сроки хранения документации, несет персональную ответственность за исполнение и сохранность документов. |
Ведет в установленном порядке документацию, хранит все материалы. Соблюдает сроки хранения документации, несет персональную ответственность за исполнение и сохранность документов |
|
Является секретарем коллегии управления образования, выносит вопросы, касающиеся курируемых направлений, на рассмотрение коллегии управления, готовит материалы и проекты решений. |
Я является секретарем совещаний, проводимых управлением с руководителями образовательных учреждений образования, выносит вопросы, касающиеся курируемых направлений, на рассмотрение совещания, готовит материалы и проекты решений. |
|
Планирует свою работу на год, квартал. Подает информацию о мероприятиях начальнику управления образования, составляющему месячный план работы управления образования не позднее 20 числа каждого месяца |
Планирует свою работу на год, квартал. Подает информацию о мероприятиях главному специалисту управления образования, составляющему месячный план работы управления образования не позднее 20 числа каждого месяца |
|
Представляет отчет о состоянии работы и мерах по ее улучшению за каждый квартал и календарный год к пятому числу последующего месяца. |
Представляет отчет о состоянии работы и мерах по ее улучшению за каждый квартал и календарный год к пятому числу последующего месяца. |
|
Выполняет разовые поручения |
Выполняет разовые поручения Осуществляет взаимодействие с органами системы профилактики. Отвечает за выполнение ФЗ от 20.04. 1999г. № 120 «Об основах профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних. |
|
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей главный специалист несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. |
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей ведущий специалист несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. |
|
Практика показывает, что необходимо установление устойчивых межбюджетных отношений между региональной властью и муниципальной, это будет способствовать развитию бюджетов муниципалитетов в решении вопросов образования:
- разработку и осуществление программ, определяющих структуру сегодняшних потребностей населения в образовательных услугах;
- выполнения сложного комплекса мер, включающих, прежде всего, разработку целей и содержания новых типов общего образования, состава или форм организации образовательного процесса, методов диагностики результатов обучения, механизмов перехода между различными ступенями и типами образования, создания диверсификационной системы непрерывного профессионального образования;
- сохранение и развитие региональной (муниципальной) образовательной и управленческой инфраструктур;
- создание условий для адаптации системы образования к новым социально-экономическим реалиям и дальнейшего преодоления отраслевой замкнутости системы;
- стимулирование развития сферы дополнительного образования как средства расширения рынка дополнительных образовательных услуг в целях самореализации личности.
Выявление специфики развития муниципальных органов управления позволяет сделать вывод о том, что структура и функции муниципальных образований имеет свою специфику организационного устройства.
Это требует от государственных служащих субъектов РФ дополнительных усилий по выполнению должностных инструкций, т.к. они должны охватывать все необходимые функции государственного управления, предписанные нормативно-правовыми актами, количество функций, выполняемое государственным служащим, увеличивается в несколько раз. Государственные служащие муниципальных образований в большей степени подвержены подобным перегрузкам. Должностные инструкции муниципальных госслужащих максимально охватывают те виды деятельности, по которым ведется отчетность перед вышестоящими органами исполнительной власти: департаментами, управлениями, отделами субъектов Федерации, предоставляя информацию для отчетности служащим этого уровня перед федеральными службами, агентствами и министерством. При этом редко учитывается тот факт, что в штате муниципального образования насчитывается не более двух десятков специалистов разных категорий. Растет бюрократизация государственного управления, она внедряется не только в системы государственного управления, но и в управление образовательных учреждений, руководство которых также вынуждено постоянно готовить информацию для управления системы образования при администрации муниципальных образований. Необходима унификация основных управленческих структур различных уровней исполнительной власти в области образования.
Таким образом, регионам России предстоит создать нормативно-правовую базу осуществления местного самоуправления, в пределах переданных ему полномочий научиться решать вопросы обеспечения жизнедеятельности местного сообщества, выстраивать систему местного самоуправления, позволяющую избежать противостояния органов власти муниципального и государственного уровня. Реализация этих мер позволит осуществлять власть муниципального уровня в интересах граждан, в том числе и в области непрерывного образования.
[1] Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 280 «Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации».
[2] Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 288 «Положение о Федеральном агентстве по образованию».
[3] Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 г. № 299 «Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам».
[4] Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2002. – 320 с. – С. 12.
[5] Закон РФ «Об Образовании» // Федеральный закон «Об образовании» . - 2004. - №41(224). - ст.28.
[6] Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края администрации Краснодарского края и системы исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» № 982-КЗ от 11 января 2006 г. // Кубанские новости. - 24.01.2006. - №10 (3737).
[7] Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края администрации Краснодарского края и системы исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» № 982-КЗ от 11 января 2006 г. // Кубанские новости. - 24 .01.2006. - №10 (3737).
[8] Закон Краснодарского края «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О структуре высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края администрации Краснодарского края и системы исполнительных органов государственной власти Краснодарского края» № 982-КЗ от 11 января 2006 г. // Кубанские новости. - 24 .01.2006. - №10 (3737).
[9] Приложение к решению Армавирской городской Думы принято от 27.12.2005. № 135.
[10] ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131.
[11] Приложение к решению Армавирской городской Думы от 30 марта 2006 г. № 160.