ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Комментарий к статье 12

1. В пункте 1 комментируемой статьи определена система нормативных правовых актов, в соответствии с которыми осуществляется управление высшим учебным заведением. В нее входят как федеральное законодательство, так и локальные нормативные акты (прежде всего уставы), конкретизирующие порядок управления применительно к данному высшему учебному заведению. В этой связи следует отметить появление в комментируемой статье нормы, в соответствии с которой в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, порядок формирования органов управления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения (данная норма введена Федеральным законом от 3 ноября 2006 года № 175-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений"[1]).

Законодательные основы управления высшим учебным заведением закреплены в Законе РФ "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а также Федеральном законе от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях"[2].

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 года № 71[3] было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации.

Раздел V упомянутого Типового положения полностью посвящен вопросам управления высшим учебным заведением.

Конкретный порядок управления данным высшим учебным заведением устанавливается в его уставе. Законодательно закрепленный принцип автономии вузов неизбежно ведет к повышению роли устава как источника регулирования отношений, складывающихся в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе отношений по управлению вузом.

Отдельные вопросы управления вузом могут стать предметом договора с его учредителем.

При этом законодатель особо оговаривает, что управление вузом должно осуществляться на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоначалие представляет собой такую форму организации управления, при которой во главе органа управления (его структурного подразделения) стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения. Единоначалие создает возможность более оперативного принятия управленческих решений, повышает персональную ответственность за общее состояние дел в высшем учебном заведении.

Единоначалие в управлении вузом, как уже отмечалось, сочетается с коллегиальностью, выражающейся в том, что орган управления либо сам представляет собой коллегию (группу лиц, совместно обсуждающих или обсуждающих и решающих вопросы), либо имеет коллегию в своем составе[4].

Коллегиальность позволяет при обсуждении вопросов выявлять общественное мнение, аккумулировать знания и коллективный опыт.

Сочетание единоначалия и коллегиальности в управлении высшим учебным заведением проявляется, например, во взаимодействии ректора и ученого совета высшего учебного заведения, декана и ученого совета факультета и т.д.

Как уже отмечалось, механизм управления вузом конкретизируется в его уставе, принимаемом общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения. Устав высшего учебного заведения утверждается его учредителем. В таком же порядке принимаются изменения и дополнения к уставу.

Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2004 г. № 71 "О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений"[5] предусматривается, что устав федерального государственного учреждения утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), по согласованию с Министерством имущественных отношений РФ (ныне - Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом) и Министерством финансов РФ.

Порядок избрания делегатов на общее собрание (конференцию) высшего учебного заведения определяется ученым советом с участием всех категорий работников, обучающихся и членов общественных организаций. При этом члены ученого совета должны составлять не более 50% общего числа делегатов.

В высшем учебном заведении должны быть созданы условия всем работникам и обучающимся для ознакомления с действующим уставом, вносимыми предложениями о его изменении или дополнении и для свободного обсуждения этих предложений.

2. В соответствии с пунктом 2 комментируемой статьи выборным представительным органом, осуществляющим общее руководство федеральным государственным высшим учебным заведением, является ученый совет.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" предусматривает следующий порядок формирования ученого совета:

1) члены ученого совета, входящие в его состав по занимаемой должности (ex officio), - ректор, проректоры и президент (если такая должность предусмотрена уставом вуза);

2) члены ученого совета, избираемые общим собранием (конференцией) тайным голосованием.

Председателем ученого совета по занимаемой должности является ректор высшего учебного заведения.

Состав, полномочия, порядок выборов и деятельности ученого совета определяются уставом высшего учебного заведения на основании Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении).

К компетенции ученого совета обычно относятся:

- рассмотрение проекта устава, изменений и дополнений к нему;

- принятие решений о созыве общего собрания (конференции);

- определение основных перспективных направлений вуза;

- заслушивание ежегодных отчетов ректора;

- рассмотрение вопросов содержания и организации учебного процесса и развития научного потенциала вуза;

- принятие правил внутреннего распорядка;

- создание структурных подразделений вуза, осуществляющих образовательную и научно-исследовательскую деятельность (за исключением создания филиалов);

- рассмотрение и принятие ежегодного финансового плана вуза и отчета о его выполнении;

- установление форм оплаты труда, утверждение положений об оплате труда и о премировании;

- утверждение нормативов учебной и научной нагрузки профессорско-преподавательского состава;

- конкурсный отбор претендентов на должности научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники);

- представление работников вуза к ученым званиям;

- представление работников к правительственным наградам и почетным званиям;

- выдвижение студентов и аспирантов на стипендии Президента РФ и Правительства РФ;

- иные вопросы, отнесенные к компетенции ученого совета уставом вуза и (или) законодательством об образовании.

Срок полномочий ученого совета не может превышать пять лет. Досрочные перевыборы членов ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего учебного заведения.

Количество членов ученого совета определяется уставом высшего учебного заведения. Нормы представительства в ученом совете от структурных подразделений высшего учебного заведения и обучающихся определяются ученым советом.

Представители структурных подразделений и обучающихся считаются избранными в состав ученого совета или отозванными из него, если за них проголосовало более 50% присутствующих на общем собрании (конференции) при наличии не менее двух третей списочного состава делегатов. Состав ученого совета объявляется приказом ректора высшего учебного заведения.

В случае увольнения (отчисления) из высшего учебного заведения члена ученого совета он автоматически выбывает из состава ученого совета.

В высшем учебном заведении могут создаваться попечительский и другие советы по различным направлениям деятельности. Порядок создания и деятельности, состав и полномочия этих советов определяются уставом высшего учебного заведения или положениями, принятыми ученым советом высшего учебного заведения.

Так, попечительский совет может создаваться для оказания содействия развитию высшего учебного заведения, сбора пожертвований и благотворительных взносов в пользу вуза, а также для общественного контроля над его деятельностью.

Приглашение стать членами попечительского совета могут быть направлены наиболее авторитетным и уважаемым деятелям науки, культуры, образования и деловых кругов. Лицо, принявшее приглашение, становится членом попечительского совета.

Попечительский совет действует на общественных началах.

3. В пункте 3 комментируемой статьи устанавливается, что непосредственное управление высшим учебным заведением осуществляет его ректор.

Порядок выборов ректоров высших учебных заведений был изменен Федеральным законом от 18 июля 2006 г. № 113-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"[6].

Закон от 18 июля 2006 г. № 113-ФЗ направлен на совершенствование системы управления учреждениями высшего профессионального образования, развитие его государственно-общественного характера в части процедуры выдвижения кандидатов на должность ректора высшего учебного заведения, процедуры проведения выборов ректора. И как следствие - на повышение эффективности кадровой политики в сфере высшего профессионального образования. Новый порядок избрания ректоров высших учебных заведений вступил в силу с 31 июля 2006 года.

В соответствии с ныне действующим порядком кандидатуры ректоров вузов, прошедшие выдвижение в соответствии с их уставами, представляются на рассмотрение действующих на общественных началах аттестационных комиссий соответствующих уполномоченных органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных органов городских округов. Ректор избирается из числа рекомендованных соответствующей аттестационной комиссией кандидатур тайным голосованием на общем собрании (конференции) на срок до пяти лет, и после его избрания между ним и органом исполнительной власти, в ведении которого находится вуз, заключается трудовой договор на срок до пяти лет.

Новая процедура избрания ректоров предполагает за счет введения процедуры аттестации кандидатов на должности ректоров создание порядка, сочетающего свободное волеизъявление коллективов государственных и муниципальных высших учебных заведений при избрании на должности ректоров с участием учредителей и представителей общественных организаций в процессе обсуждения деловых и личных качеств возможных кандидатов на эти должности.

Предусмотренное Законом от 18 июля 2006 г. № 113-ФЗ создание соответствующей аттестационной комиссии, положение о которой и ее состав утверждаются соответствующим уполномоченным органом исполнительной (исполнительно-распорядительной) власти, дает возможность широкого привлечения экспертов, объективной оценки делового и творческого потенциала кандидатов.

Ранее действовавший (до 30 июля 2006 года) порядок избрания и утверждения ректоров высших учебных заведений фактически устранял государственные органы исполнительной власти и органы исполнительно-распорядительной власти городских округов, являющиеся учредителями государственных и муниципальных высших учебных заведений, от процесса подбора, выдвижения, обсуждения возможных кандидатур на должности ректоров. При кажущейся демократичности существовавшего ранее порядка на практике он открывал возможность бесконтрольного манипулирования общественным мнением, навязывания коллективу вуза решений, отвечающих требованиям лоббирующих групп, иногда весьма далеких от интересов образования[7]. К тому же при существовавшем порядке практически сводилась на нет плановая работа по подбору и воспитанию соответствующего кадрового резерва.

Положения об аттестационных комиссиях и их состав утверждаются соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти или исполнительно-распорядительными органами городских округов (п. 4 комментируемой статьи). В состав такой аттестационной комиссии включаются:

1) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении Российской Федерации, - представители федеральных органов государственной власти (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования и представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены высшие учебные заведения (50 процентов);

2) при выборах ректоров высших учебных заведений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - представители органов государственной власти субъекта Российской Федерации (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов);

3) при выборах ректоров муниципальных высших учебных заведений - представители органов местного самоуправления городских округов (50 процентов), представители общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования (50 процентов).

Аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации (Положение о ней утверждено Приказом Минобрнауки России от 17 ноября 2006 года № 288[8]) создана в целях повышения эффективности в подборе руководящих кадров в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

Аттестационная комиссия осуществляет следующие функции:

рассматривает кандидатуры на должность ректора вуза, прошедшие выдвижение в соответствии с уставом вуза;

осуществляет анализ представленных материалов по кандидатурам на должность ректора вуза, в том числе проверяет отсутствие ограничений на занятие руководящих должностей, а также препятствующих занятию педагогической деятельностью, уровень квалификации, соответствие подготовки кандидатуры на должность ректора вуза к решению задач, стоящих перед руководителем вуза.

Осуществляя эти функции, Аттестационная комиссия имеет право:

запрашивать у соответствующих организаций необходимые для ее деятельности документы, материалы и информацию;

устанавливать сроки представления запрашиваемых документов, материалов и информации;

проводить необходимые консультации по рассматриваемым кандидатурам на должность ректора вуза;

создавать рабочие группы с привлечением экспертов и специалистов, составы которых утверждаются Аттестационной комиссией.

Кандидатуры на должность ректора вуза представляются в Аттестационную комиссию ученым советом вуза. К предложению по кандидатуре на должность ректора вуза прилагаются:

персональные данные по предлагаемой кандидатуре;

информационные и иные справочные материалы;

заявление гражданина, кандидатура которого представляется на должность ректора вуза, о согласии на рассмотрение его кандидатуры;

основные положения программы кандидатуры на должность ректора вуза;

выписка из решения ученого совета вуза о включении в список кандидатур на должность ректора вуза.

Указанные предложения вносятся не позднее чем за 60 дней до дня истечения срока полномочий действующего ректора вуза, а в случае досрочного прекращения его полномочий - в течение 15 дней.

По результатам рассмотрения кандидатур на должность ректора вуза Аттестационная комиссия принимает решение о согласовании или несогласовании кандидатуры на должность ректора вуза. Такое решение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствовавший на заседании Аттестационной комиссии. По предложению одного из членов Аттестационной комиссии проводится тайное голосование.

Решения Аттестационной комиссии, принятые по кандидатурам на должность ректора вуза, в виде выписки из протокола в течение семи дней со дня заседания направляются в ученый совет соответствующего вуза.

В случае принятия Аттестационной комиссией решения о несогласовании всех кандидатур или о согласовании только одной кандидатуры на должность ректора вуза ученый совет вуза представляет новые кандидатуры в установленные Комиссией сроки, обеспечивающие соблюдение законодательства Российской Федерации.

Ректор государственного или муниципального высшего учебного заведения избирается в порядке, установленном уставом такого вуза. В случае нарушения установленной процедуры выборов ректора либо в случае признания выборов ректора несостоявшимися или недействительными проводятся повторные выборы ректора.

Законом от 18 июля 2006 № 113-ФЗ предусматривается, что, в случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления в сфере образования на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет.

Полномочия ректора определяются уставом высшего учебного заведения.

Ректор:

- руководит образовательной, научной, воспитательной работой и административно-хозяйственной деятельностью вуза;

- издает приказы, распоряжения, утверждает инструкции по всем вопросам деятельности вуза, обязательные для исполнения работниками и обучающимися вуза;

- действует от имени вуза без доверенности, представляет его в отношениях с органами государственной власти и управления, с юридическими и физическими лицами;

- ежегодно отчитывается перед ученым советом и представляет на рассмотрение план работы на очередной год;

- утверждает структуру и штатное расписание вуза;

- определяет функциональные обязанности и ответственность проректоров и других должностных лиц вуза;

- в соответствии с трудовым законодательством принимает на работу, увольняет работников вуза, заключает с ними трудовые договоры;

- принимает решения о поощрении работников вуза и о наложении на них дисциплинарных взысканий;

- организует работу структурных подразделений;

- распоряжается имуществом и средствами вуза в порядке, установленном законодательством;

- осуществляет иную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом вуза.

Любой вопрос, относящийся к компетенции ректора, может быть вынесен на обсуждение ученого совета вуза.

Ректор не может исполнять свои обязанности по совместительству. Не разрешается совмещение должности ректора с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне высшего учебного заведения.

Отдельные свои полномочия ректор имеет право делегировать проректорам и другим должностным лицам вуза. Распределение обязанностей между проректорами и другими руководящими работниками устанавливается приказом ректора высшего учебного заведения, который доводится до сведения всего коллектива высшего учебного заведения.

При ректоре может быть создан совещательный орган - ректорат, решения которого носят рекомендательный характер. На заседаниях ректората рассматриваются, как правило, основные вопросы текущей деятельности вуза.

4. Законом от 18 июля 2006 № 113-ФЗ допускается введение должности президента вуза.

Норма, допускающая возможность введения должности президента вуза (по предложению коллектива вуза), направлена, с одной стороны, на дальнейшее развитие государственно-общественного характера управления высшими учебными заведениями, а с другой стороны, отвечает на запрос жизни, требующей законодательного закрепления распространившейся практики учреждения должности президента высшего учебного заведения, на которую, как правило, избираются бывшие ректоры высших учебных заведений, обладающие опытом руководящей и научной работы, пользующиеся заслуженным авторитетом в коллективе[9].

В целях оказания практической помощи подведомственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования Рособразование подготовило рекомендации по процедуре избрания президента высшего учебного заведения, которые предлагается использовать при разработке и утверждении ученым советом вуза положения о президенте высшего учебного заведения (письмо Рособразования от 21 сентября 2006 года № 18-02-10/09 "О процедуре избрания президента вуза"[10]).

В Рекомендациях Рособразования отмечается, в частности, что президент государственного высшего учебного заведения избирается простым большинством голосов тайным голосованием на ученом совете вуза на срок до 5 лет. Введение должности президента вуза согласовывается с Федеральным агентством по образованию. При этом в устав вуза в установленном порядке вносят изменения.

После утверждения изменений в уставе вуза, связанных с введением должности президента вуза, ученый совет на своем заседании открытым голосованием простым большинством голосов принимает положение о президенте вуза, которое вступает в силу после утверждения ректором вуза.

Кандидатура для избрания на должность президента выдвигается ученым советом из числа лиц, внесших существенный вклад в развитие вуза, имеющих ученую степень и ученое звание, опыт, как правило, работы в должности ректора вуза государственного высшего учебного заведения.

Определив кандидатуру на должность президента, ученый совет вуза согласовывает ее с Федеральным агентством по образованию. При принятии положительного решения Рособразование вносит данную кандидатуру в ученый совет вуза для проведения процедуры по выборам президента.

Президент вуза избирается на ученом совете вуза на безальтернативной основе при кворуме не менее двух третей от списочного состава ученого совета. В случае, если предложенная кандидатура на должность президента не наберет необходимого для избрания числа голосов, ученый совет на своем очередном заседании может принять решение о необходимости проведения новых выборов президента.

5. Управление структурными подразделениями высшего учебного заведения подробно не регламентируется комментируемым Законом. Соответствующие нормы можно найти в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) и в уставе конкретного вуза.

В структурных подразделениях высшего учебного заведения по решению ученого совета могут создаваться выборные представительные органы - ученые советы (советы). Порядок создания и деятельности, состав и полномочия ученого совета (совета) структурного подразделения определяются ученым советом высшего учебного заведения.

Факультет возглавляет декан, избираемый в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения, ученым советом высшего учебного заведения или ученым советом (советом) структурного подразделения путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных работников высшего учебного заведения, имеющих ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора.

Кафедру возглавляет заведующий, избираемый в порядке, определяемом уставом высшего учебного заведения, ученым советом высшего учебного заведения или ученым советом (советом) структурного подразделения путем тайного голосования из числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля, имеющих, как правило, ученую степень или звание, и утверждаемый в должности приказом ректора.

6. Комментируемая статья устанавливает особый порядок управления государственным и муниципальным высшим учебным заведением в следующих случаях:

1) когда высшее учебное заведение лишается государственной аккредитации;

2) когда высшее учебное заведение вновь создается или реорганизуется.

В случае если государственное или муниципальное высшее учебное заведение в целом лишается государственной аккредитации, ректор высшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемых должностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебное заведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае не допускаются, и он принимается соответствующим органом управления в сфере образования на работу по трудовому договору на срок не более чем пять лет. Учредителем высшего учебного заведения или уполномоченным этим учредителем органом управления в сфере образования по представлению ректора высшего учебного заведения утверждается новый состав ученого совета. После возобновления государственной аккредитации высшего учебного заведения (но не ранее чем через один год со дня лишения его государственной аккредитации) в таком высшем учебном заведении избирается ученый совет в установленном порядке.

В создаваемом или реорганизуемом государственном или муниципальном высшем учебном заведении до избрания ученого совета устав такого высшего учебного заведения утверждается соответствующим органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом городского округа на срок не более чем один год. С ректором такого высшего учебного заведения заключается трудовой договор на указанный срок.

7. В пункте 1 комментируемой статьи законодатель предусматривает, что "военно-учебные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации". Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования было утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 года № 650[11].

Военным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти (иначе - высшее военно-учебное заведение), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, является государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.

Высшее военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, Федеральной пограничной службы РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Главными задачами высшего военно-учебного заведения являются:

подготовка и переподготовка офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов;

профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров;

военная (специальная) подготовка должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации;

организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности и безопасности страны и совершенствование профессионального образования военнослужащих;

удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

6) организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно-учебные заведения.

Установлены следующие виды высших военно-учебных заведений: военная академия, военный университет и военный институт.

Управление высшим военно-учебным заведением осуществляется в соответствии с общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, Типовым положением о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом высшего военно-учебного заведения на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Непосредственное управление деятельностью высшего военно-учебного заведения осуществляет начальник высшего военно-учебного заведения.

Начальник высшего военно-учебного заведения назначается на должность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа, и является прямым начальником для военнослужащих и лиц гражданского персонала высшего военно-учебного заведения.

Права и обязанности начальника высшего военно-учебного заведения определяются общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Начальник высшего военно-учебного заведения отвечает за состояние и деятельность высшего военно-учебного заведения и всех его структурных подразделений.

Для рассмотрения основных вопросов деятельности высшего военно-учебного заведения создается выборный представительный орган - ученый совет под председательством начальника высшего военно-учебного заведения. Срок полномочий ученого совета не может превышать пяти лет. Досрочные перевыборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом высшего военно-учебного заведения.

В филиалах и на факультетах высших военно-учебных заведений, имеющих в своем составе кафедры, создаются ученые советы филиалов (факультетов) под председательством начальников филиалов (факультетов).

Состав, полномочия, порядок создания и работы ученого совета высшего военно-учебного заведения (филиала, факультета) определяются уставом высшего военно-учебного заведения.


[1] СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4627.

[2] СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4626.

[3] СЗ РФ. 2008. № 8. Ст. 731.

[4] Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 176.

[5] СЗ РФ. 2004. № 7. Ст. 537.

[6] СЗ РФ. 2006. № 30. Ст. 3289.

[7] Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

[8] Российская газета. 21.12.2006.

[9] Пояснительная записка "К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

[10] Бюллетень Минобрнауки РФ. 2006. № 12.

[11] СЗ РФ. 1999. № 27. Ст. 3361.