ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Комментарий к статье 13

Комментируемая статья посвящена уставу образовательного учреждения. Устав является учредительным документом большинства юридических лиц. По своему содержанию устав представляет собой основной локальный нормативный акт, закрепляющий основные положения о юридическом лице, правила его деятельности, структуру, устройство, виды деятельности, порядок взаимодействия с другими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, права и обязанности данного юридического лица. Согласно п. 4 комментируемой статьи иные локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу.

Устав образовательного учреждения принимается общим собранием (конференцией) данного учреждения и утверждается его учредителем (учредителями), после чего представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пункты 1 и 2 комментируемой статьи посвящены содержанию устава образовательного учреждения.

Все положения устава образовательного учреждения делятся на две группы: существенные и факультативные. Существенными признаются те положения устава, которые должны быть обязательно указаны в нем. Перечень существенных положений устава образовательного учреждения приводиться в п. 1 комментируемой статьи. Факультативными называются положения устава, которые в соответствии с п. 2 комментируемой статьи включаются в него самим образовательным учреждением и утверждаются учредителем данной организации.

Существенные положения устава образовательного учреждения, указанные в п. 1 комментируемой статьи, подразделяются на следующие группы:

  • средства индивидуализации образовательного учреждения (наименование, место нахождения);

  • положения, определяющие правовое положение образовательного учреждения (статус, учредитель, организационно-правовая форма, права и обязанности участников образовательного процесса);

  • положения, определяющие предмет деятельности образовательного учреждения (цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ);

  • основные характеристики организации образовательного процесса (язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание, порядок приема обучающихся, воспитанников, продолжительность обучения на каждом этапе обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников, система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения, режим занятий обучающихся, воспитанников, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе), порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей));

  • структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения (порядок использования объектов собственности, закрепленных учредителем за образовательным учреждением, финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения, осуществления предпринимательской деятельности, источники и порядок формирования собственности образовательного учреждения);

  • положения, определяющие порядок управления образовательным учреждением (компетенция учредителя, структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности, порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда, порядок изменения устава образовательного учреждения, порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения);

  • перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

При разработке уставов государственных и муниципальных образовательных учреждений должны учитываться типовые положения об образовательных учреждениях. В настоящее время Правительством РФ разработаны и утверждены следующие типовые положения:

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 (в ред. постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470);

  • Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. постановления Правительства РФ от 23 декабря 2002 г. № 919);

  • Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 650 (в ред. постановлений Правительства РФ от 24.09.2002 № 697, от 23.12.2002 № 919, от 21.10.2004 № 568);

  • Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264 (в ред. постановлений Правительства РФ от 17.09.2001 № 676, от 03.10.2002 № 731, от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175);

  • Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 марта 2001 г. № 160 (в ред. постановлений Правительства РФ от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175);

  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 (в ред. постановлений Правительства РФ от 10.03.2000 № 213, от 23.12.2002 № 919, от 31.03.2003 № 175);

  • Типовое положение об учреждении начального профессионального образования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. № 650 (в ред. постановлений Правительства РФ от 03.10.2002 № 731, от 23.12.2002 № 919);

  • и другие.

Пункт 3 комментируемой статьи предполагает, что при необходимости регламентации указанных в п. 1 комментируемой статьи сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние рассматриваются в качестве дополнений (приложений) к уставу и подлежат утверждению учредителем и регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве изменений в устав образовательного учреждения.