ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 


Завершилась 32-я сессия Совета по правам человека. 

Новый Специальный докладчик по вопросу права на образование, интерактивные диалоги и резолюции.


Источник: edlaw

Источник фото: OHCHR.ORG


1 июля 2016 года завершилась 32-я сессия Совета ООН по правам человека. В связи с истечением полномочий Кишора Сингха назначен новый Специальный докладчик по вопросу права на образование. Им стала представительница Буркина Фасо, Кумбу Боли (Koumbou Boly). С ее резюме и опытом работы можно ознакомиться на сайте номинаций.


В ходе сессии были проведены мероприятия, посвященные праву на образование. Так, 16 июня СПЧ провел панельную дискуссию о реализации равного права на образование каждой девочки. Дискуссия была сосредоточена на широком спектре ситуаций и препятствий, с которыми сталкиваются девочки при доступе к образованию, а также на действиях и мероприятиях, принимаемых на государственном уровне. В своем вступительном слове, Joachim Rücker, Председатель Совета по правам человека, выразил сожаление по поводу того, что почти 62 миллионов девочек в мире не имеют доступа к школе, и что многие девочки пострадали от социальной изоляции. Новая программа развития предоставит возможность для международного сообщества удвоить свои усилия по обеспечению всеобщего доступа девочек к образованию.


Зейд Раад аль-Хуссейн, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека, сказал в своем вступительном слове, что в деле расширения прав и возможностей женщин в последнее столетие была проделана огромная работа, а достигнутые результаты были бы невозможны без достижений в области образования. Образование для девочек стало огромным стимулом для социальных изменений, экономического роста и социальной стабильности. Кроме того, благополучие и образование женщин и девочек наилучшим способом устанавливает стабильность и мир в стране. Конечно, остается много проблем с точки зрения доступа к образованию: ранняя беременность, насилие и дискриминация в отношении девочек, в то время как экстремистские движения по-прежнему нацелены на девушек, стремящихся получить доступ к образованию. Образование для девочек имеет потенциал изменить общественное мнение и в конечном итоге улучшить жизнь миллионов людей. Если эта проблема найдет адекватное разрешение, будущие поколения будут оснащены средствами для создания и поддержания общества, основанного на принципах равенства и справедливости для всех.


В ходе последовавшей интерактивной дискуссии, ораторы подчеркнули необходимость борьбы с препятствиями для доступа к образованию для девочек, в том числе гендерных стереотипов и традиционных практик, таких как ранние детские браки. Насилие в отношении девочек в области образования является одним из главных препятствий, сказал председатель, отметив, что насилие влияет на образование 246 миллионов детей каждый год. Государствам следует запретить все формы насилия в школах и вокруг них, а Совет должен поставить насилие по признаку пола в школе, в качестве приоритетного пункта своей повестки дня. Доступ к образованию часто изменяется в районах конфликтов, в том числе из-за присутствия вооруженных сил на территории школы, что приводит к снижению охвата, поэтому был поднят вопрос о наиболее эффективных мерах по защите девочек в сфере образования в конфликтных ситуациях. Подробно с выступлениями участников доклада можно ознакомиться в пресс-релизе СПЧ. 


По результатам дискуссии была принята Резолюция № A/HRC/32/20 по реализации равного осуществления права на образование каждой девушки. В данной резолюции Совет настоятельно призывает все государства укреплять и активизировать свои усилия по реализации постепенно равного осуществления права на образование каждой девочки и призывает государства увеличить инвестиции и международное сотрудничество, чтобы предоставить всем девочкам доступ к бесплатному,  справедливому, всеобъемлющему и качественному образованию от детского сада до среднего образования.


17 июня СПЧ провел кластерный интерактивный диалог с участием Специального докладчика по вопросу права на образование, Кишора Сингха и Специального докладчика по вопросу права о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций, Майна Киай. Кишор Сингх в презентации своего доклада рассказал о внедрении цифровых технологий, которые должны быть направлены на повышение качества образования. Государствам следует поддерживать открытые рамки лицензирования и открытые образовательные ресурсы для расширения доступа к оцифрованной информации и документации без каких-бы то ни было препятствий. Он также рассказал о своем официальном визите в Фиджи.


В ходе последующего обсуждения было сказано о том, что страны должны активно сотрудничать для преодоления цифрового разрыва, в том числе в образовании, и что они должны использовать информационно-коммуникационные технологии в целях обеспечения образования для всех. Выступающие отметили, что ряд развивающихся стран по-прежнему не имеют широкого доступа к цифровым технологиям. Такой доступ может выступать инструментом достижения баланса и равенства образования в будущем.


В ходе диалога ряд стран и территорий высказали свое мнение о развитии цифровых технологий в образовании. В основном прозвучали голоса поддержки, однако были и критические замечания и предложения. Позиция ряда государств, высказавшихся по данному вопросу, приведена в конце настоящего сообщения.*** 


18 июня СПЧ провел интерактивный диалог по вопросу права на образование и международной солидарности. Г-н Сингх, представляя свой доклад, сосредоточил внимание на защите образования от коммерциализации и подчеркнул необходимость обеспечения образования как общественного блага. Последствием приватизации является исключение уязвимых категорий из системы образования и снижение значимости права на образование как права человека. Государство, как и прежде, в первую очередь несет ответственность за осуществление права на образование.


В ходе последующего диалога, выступавшие подчеркнули, что ответственность за осуществление права на образование лежит на государствах, а не целиком на частных учебных заведениях. Выступающие отметили положительное влияние регулируемого частного образования, но настаивали на сохранении образования как общественного блага. Они подчеркнули важность свободного качественного образования для всех. Подробно с высказываниями участников диалога можно ознакомиться в пресс-релизе СПЧ. 



Также СПЧ принял традиционную для летних сессий резолюцию по вопросу права на образование. 


В частности, Резолюция № A/HRC/32/22 о праве на образование призвала государства принять все необходимые меры, в том числе финансовые для обеспечения всеобъемлющего, справедливого и недискриминационного качественного образования. Совет также принял решение о созыве на своей тридцать третьей сессии панельной дискуссии на тему «Молодежь и права человека». Также в резолюции затронуты вопросы качества онлайн-образования и влияние иных цифровых технологий на качество образования и доступ к образованию. Текст резолюции доступен на русском языке



*** Позиции участников кластерного диалога об использовании цифровых технологий в образовании. 


Представитель Евросоюза задал докладчику вопрос о том, как он расценивает массовое распространение онлайн-курсов. Катар, выступая от имени Группы арабских государств, подтвердил важность развития электронных ресурсов для целей образования в современную эпоху и привел пример создания в Катаре цифровых библиотек, которые щедро финансируются государством. Представитель Пакистана, выступая от имени Организации исламского сотрудничества, сказал, что системы образования и новые образовательные технологии должны постоянно подвергаться оценке. Представитель Словении, выступая от имени Платформы по образованию и подготовке кадров в области прав человека, сказал, что образование должно укреплять уважение к правам человека и обратил внимание государств на руководящие принципы интеграции образования в области прав человека в систему формального образования. Представитель Эфиопии, выступая от имени группы из четырех стран, отметил, что миллионы молодых людей во всем мире не имеют базовых навыков грамотности и спросил мнение Специального докладчика о важности профессионально-технической подготовки. Представитель России согласился, что страны должны активно сотрудничать для преодоления цифрового разрыва, в том числе в сфере образования, и спросил Специального докладчика, что можно сделать в этой связи. 


Португалия задала вопрос о реализации права на образование беженцев, и, в частности, тех, чье высшее образование было прервано из-за вооруженного конфликта. Эквадор отметил важность правозащитного подхода к новым технологиям и представил свои внутренние инициативы по продвижению высшего образования. Эстония пояснила, что Интернет в стране доступен почти в любой стране, в том числе в школах. Катар поддержал вывод о том, что международное сообщество должно использовать информационно-коммуникационные технологии для обеспечения образования для всех и спросил, как развивающиеся страны могли бы извлечь выгоду из цифрового образования эффективным способом. Латвия спросила Специального докладчика по вопросам образования о его мнении о том, почему, несмотря на достигнутый прогресс в направлении цифровых обучения, всего несколько государств сделали его частью своей цифровой политики. Совет Европы отметил, что немногим более одной трети его государств-членов реализуют инклюзивную систему образования, а также отметил, что Совет Европы активно участвует в ряде мероприятий, в том числе направленных преодоление препятствий к образованию мигрантов и их детей. Тунис выразил уверенность в том, что информационные и коммуникационные технологии могут играть решающую роль, независимо от цифрового разрыва, добавив, что их использование не должно быть связано с приватизацией образования. 


Представитель Марокко сказал, что цифровая революция коренным образом меняет образование, и предупредил, что новые технологии должны быть использованы в качестве дополнительного инструмента, а не замены традиционного образования. Мальдивские о-ва сообщили,  что в стране достигнуто всеобщее начальное образование, и выразили готовность к преодолению разрыва в доступе к новым технологиям. Грузия сделала обязательным для всех образовательных учреждений использование информационно-коммуникационных технологий. При этом, фундаментальное право детей на получение образования на грузинском языке было нарушено в оккупированных районах. Кыргызстан пояснил, что государство и частный сектор должны сотрудничать в целях обеспечения всеобщего доступа к цифровым технологиям в образовании. Польша спросила мнение Специального докладчика о лучших практиках по повышению уровня информированности о рисках, связанных с цифровыми технологиями. Индонезия спросила, как преодолеть цифровой разрыв между развитыми и развивающимися странами, в целях достижения целей устойчивого развития.


Бенин признал фундаментальную важность образования и подготовки в области прав человека; принимая во внимание злоупотребления в области цифровых технологий, Бенин попросил Специального докладчика подготовить целевые рекомендации для обеспечения справедливого использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Бахрейн рассказал о проектах, направленных на реализацию цифрового образования в стране, в том числе создание цифровой библиотеки и 16 школ полностью на базе цифрового образования. В Мали была создана система регулирования гуманистической миссии образования,  согласованная со Специальным докладчиком. При этом стоит вопрос о необходимости тщательно рассмотреть негативное воздействие информационных и коммуникационных технологий на праве на образование. Представитель Сьерра-Леоне отметил, что ряд развивающихся стран по-прежнему не пользуются общим доступ к цифровым технологиям, которые в принципе могут выступать в качестве уравновешивающего фактора в образовании будущих поколений. 


Представитель Нигера сказал, что онлайновые инструменты обучения перевернули знания и учение с ног на голову, и представил внутренние инициативы по продвижению "электронного обучения".  Малайзия заявила, что страна продолжает вкладывать значительные средства в образование, а также были приняты меры по капитализации новых технологий и сокращению пробелов доступа, предотвращая их возможные негативные последствия. Алжир согласился, что государство несет ответственность за обеспечение равного доступа к качественному образованию, и призвал снять определенные ограничения авторских прав, чтобы гарантировать доступ развивающихся стран к образованию в цифровую эру. Сальвадор сообщил, что цифровые технологии предоставляют огромные возможности для передачи знаний и поэтому считаются неотъемлемой частью развития Сальвадора. Была упомянута программа под названием "Один мальчик, одна девочка, один компьютер", в рамках которой было обучено 10000 учителей, чтобы гарантировать надлежащее и эффективное использование ими компьютера в учебном процессе. Пакистан выразил свою приверженность обеспечению права на образование, а также для борьбы с терроризмом посредством образования в области прав человека. Пакистан задал вопрос, какую роль международное сотрудничество могло бы сыграть в преодолении цифрового разрыва в сфере образования. Также представитель упомянул, что в Пакистане предпринимались различные инициативы по реализации права на образование, при этом доступ к информационным и коммуникационным технологиям оставались неравными. Он спросил, как международное сообщество могло бы помочь развивающимся странам в преодолении цифрового разрыва.


Представитель ЮНЕСКО сказал, что проблемы, связанные с цифровой революцией, весьма существенны, особенно в том, что касается качественного, доступного и инклюзивного образования, и они должны быть рассмотрены с точки зрения прав человека, чтобы гарантировать, что право на образование в полной мере реализуется. Бангладеш сказал, что цифровые технологии должны обеспечивать доступность и включение всех в систему государственного образования, а также отметил, что одной из ключевых проблем в реализации права на образование остается чрезмерно высокая стоимость цифровых технологий. Австралия согласилась, что важно обеспечить, чтобы использование цифровых технологий не подрывало качество образования, доступ к образованию и равенство возможностей в области образования. 


Южная Африка отметила, что использование информационных технологий при условии, важные преимущества для образования. Тем не менее, помощь в разработке новых технологий необходимо предоставлять развивающимся странам. Боливия поддержала демократическое и межкультурное высшее образование и в 2009 году были открыты три университета коренных народов с целью сохранения в Боливии идентичности, традиционных знаний и навыков коренных народов.


Франция пояснила, что использование информационных технологий в образовании может быть как преимуществом, так и недостатком. Франция ввела специальные оговорки в отношении ограничения прав на интеллектуальную собственность. Панама подчеркнула необходимость преодоления барьеров к получению образования, а также для обеспечения того, чтобы преподаватели стали консультантами, а не только преподавателями. Представитель Буркина-Фасо сказал, что государствам следует избегать ситуации, когда дистанционное обучение становится нормой в ущерб образования "лицом к лицу". Общая тенденция к приватизации образования может оказать негативное влияние. Мексика заявила, что ее Конституция сделала дошкольное образование обязательным, и представила свою национальную стратегию по расширению доступа к цифровым технологиям. При этом представитель Мексики задал вопрос Специальному докладчику о том, какие меры могут быть приняты для предотвращения негативных последствий использования новых технологий в системе образования? 


Представитель Ганы заявил, что в стране имеется прочная основа политики в области образования на всех уровнях, а также отметил, что значительная часть национального бюджета выделяется на образование. Нигерия высказала беспокойство о том, как преодолеть разрыв между развитыми и развивающимися странами, когда дело доходит до информационных и коммуникационных технологий в образовании. 


Неправительственная организация "Глобальная инициатива по экономическим, социальным и культурным правам" поддержала использование цифровых технологий, но была очень обеспокоена отсутствием контроля качества, ограничением автономии учителей, неравенством в доступе, а также применением авторских прав. НПО Ассоциация прогрессивных коммуникаций указала, что усилия по расширению доступа к Интернету должны быть основаны на уважении прав человека, отметив, что те же права должны быть под защитой в Интернет, что и в реальной жизни. Ассоциация призвала государства поддержать резолюцию о правах человека в Интернете. Федерация кубинских женщин заявила, что международное сообщество должно обратить внимание на информационно-коммуникационные технологии в обучении, призывая Совет рассмотреть, какие меры могут быть приняты в этом отношении в рамках Программы развития до 2030 года. 


В своем заключительном выступлении Кишор Синг сказал, что наиболее важные вопросы были подняты во время дискуссии, например о преодолении цифрового разрыва, и о том, каким образом международное сообщество могло бы лучше оценить образовательные системы. На вопрос о массивных открытых курсов он-лайн, он сказал, что значительное увеличение их числа означает, что они стали доступны для большего числа студентов, но они не являются заменой традиционного контактного образования. Что касается преодоления цифрового разрыва, г-н Сингх сказал, что в большинстве развивающихся стран законы не идут нога в ногу с развитием цифровых технологий, поэтому международная деятельность по преодолению цифрового разрыва должна быть приоритетной задачей. Развитие потенциала людей и понимание влияния Интернета на общество должны стать ключевой областью для национальных ответных мер. Г-н Сингх отметил, что, контроль за тем, как частные компании завоевывают мировой рынок в области образования, относится к компетенции Совета.


Дата:  3 июля 2016 г.

Возврат к списку