ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 



Завершилась 38-я сессия Совета ООН по правам человека. Решения и мероприятия, связанные с тематикой права на образование


 

Источник фото: UN Human Rights Council




В период с 18 июня по 6 июля 2018 г. в Женеве прошла 38-я очередная сессия Совета по правам человека


Традиционно, в ходе июньской сессии Совет принимает резолюцию о праве на образование, направленную на определение последующих действий в связи с самой первой резолюцией Совета о праве на образование 8/4 (2008). Резолюция была предложена к рассмотрению Совета делегацией Португалии, которая обычно спонсирует данную резолюцию. В этом году текст был поддержан 40 странами и был посвящен управлению образованием на государственном уровне.


Тема резолюции - управление в сфере образования была заимствована из доклада Специального докладчика по вопросу права на образование Кумбу Боли. В докладе Специальный докладчик предлагает рекомендации, каким образом на основании международных стандартов права на образование и обязательств, принятых государствами в рамках Целей устойчивого развития, разработать систему эффективного управления национальными системами образования.


Помимо инициирования резолюций, одной из форм предложения государствами новых тем для обсуждения в рамках сессии Совета является выступление с совместными заявлениями. В ходе 38-й сессии, например, представитель Великобритании сделал совместное заявление от имени более 130 государств о праве девочек на образование и о необходимости активизации усилий по сокращению гендерного разрыва в доступе к образованию. Вполне вероятно, что при столь высокой поддержке, данное заявление будет преобразовано в проект резолюции для принятия на последующих сессиях Совета. 


Одной из наиболее обсуждаемых тем в рамках международного сотрудничества в области образования остается проблема чрезмерной приватизации в сфере образования. В рамках сессии Совета на эту тему было проведено экспертное совещание "Приватизация в сфере образования, права человека и школы, создаваемые организациями гражданского общества". Также на противодействие чрезмерной приватизации направлена разработка "Руководящих принципов обязательств государств в отношении частных операторов в сфере образования". 


Важной темой многих встреч и резолюций, принятых в ходе сессии, является преодоление цифрового разрыва и в целом права человека в интернете и в связи с использованием интернета. Так, например, неправительственная организация OIDEL провела экспертное совещание на тему "Риски и возможности при реализации права на образование с использованием цифровых технологий". В совещании участвовали представители государств, неправительственных организаций и приглашенные эксперты из академической среды. Со ссылкой на доклад "Растем в цифровой среде" участники отметили, что, несмотря на потенциальную пользу от использования интернета в образовательном процессе, интернет является инструментом, который изначально никогда не предназначался для использования несовершеннолетними, поэтому его использование должно тщательно регулироваться. 



Следует отметить, что помимо традиционной июньской резолюции, всецело посвященной праву на образование и отражающей наиболее важные аспекты современного международного диалога в этой области, 7 из 20 принятых в ходе сессии резолюций косвенно затронули право на образование:


  • Резолюция 38/1 «Ликвидация всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек» призывает государства осуществлять политику и меры, направленные на то, чтобы «обеспечить равное пользование женщинами и девочками качественным образованием, в том числе на всех уровнях образования и подготовки в области прав человека, в условиях безопасности и с достижением эффективных результатов обучения, что содействует их доступу к информационно-коммуникационным технологиям, науке и технике, инженерному делу и математике для расширения их прав и возможностей и обретения ими необходимых новых навыков, сведений и знаний, которые помогут им успешно выйти на рынок труда».

 

  • Резолюция 38/4 «Права человека и изменение климата» признает, «что женщины и девочки непропорционально подвергаются негативному воздействию изменения климата, и подчеркивая, что внезапно возникающие стихийные бедствия и медленно протекающие природные явления серьезно сказываются на их доступе к продуктам питания, безопасной питьевой воде и санитарии, медицинскому обслуживанию и лекарствам, образованию и профессиональному обучению, достаточному жилищу и на доступе к достойному труду». Резолюция признает также, что женщины являются не только жертвами, но и активными участницами преобразований и что включение гендерно ориентированного подхода в климатическую политику, в том числе путем проведения гендерного анализа, обеспечивающего женщинам право на участие в общественной жизни, доступ к образованию и профессиональному обучению, доступ к адекватным ресурсам – таким, как чистая энергия и технология, – и контроль над ними, приведет к повышению эффективности мер по смягчению последствий изменения климата и по адаптации к его последствиям. 

 

  • Резолюция 38/5 «Активизация усилий по ликвидации насилия в отношении женщин и девочек: предупреждение насилия и реагирование на насилие в отношении женщин и девочек в цифровых контекстах»  «признает, что право женщин и девочек на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья включает доступ к информации, образованию и средствам для осуществления этого права как в онлайновой, так и в офлайновой среде». Также Резолюция призывает сокращать «цифровой гендерный разрыв» посредством содействия получению женщинами и девочками равного доступа к цифровым технологиям, науке, технике, инженерному и математическому образованию

 

  • Резолюция 38/7 «Поощрение, защита и осуществление прав человека в Интернете» проводит связь между доступом в Интернет и правом на образование. В Резолюции отмечается, что «доступ к информации в Интернете способствует широким возможностям во многих сферах жизни, в том числе для доступного и инклюзивного образования во всем мире, и поэтому является важным инструментом содействия поощрению права на образование, подчеркивая при этом необходимость обеспечения цифровой грамотности и устранения цифровых разрывов, поскольку они сказываются на осуществлении права на образование». Резолюция «подтверждает, что качество образования играет решающую роль в развитии, и поэтому призывает все государства содействовать цифровой грамотности и облегчать для всех детей доступ к информации в Интернете, который может быть важным инструментом в деле содействия поощрению права на образование, а также поддерживать аналогичные обучающие программы вне школ».

 

  • Резолюция 38/8 «Положение в области прав человека в контексте ВИЧ и СПИДа» подчеркивает негативные последствия наличия заболевания для полной реализации права на образование и призывает государства к расширению доступа к бесплатному начальному и среднему образованию без дискриминации. Резолюция также «настоятельно рекомендует государствам в контексте профилактики, диагностики, лечения, ухода и поддержки в связи с ВИЧ обеспечивать образование в области прав человека и профессиональную подготовку медицинских работников, сотрудников полиции, правоохранительных органов и пенитенциарных учреждений, а также представителей других соответствующих профессий». 

 

  • Резолюция 38/17 «Социальный форум» отмечает, что в 2019 году Социальный форум сосредоточит внимание на поощрении и защите прав детей и молодежи посредством образования. В связи с этим, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека представит самые последние и наиболее актуальные доклады и ООН, посвященные поощрению и защите прав детей и молодежи посредством образования, а на форуме будут присутствовать эксперты в области образования, Специальный докладчик по вопросу о праве на образование и Председатель Комитета по правам ребенка.

 

  • Резолюция 38/19 «Несовместимость демократии и расизма» признает «важность свободы слова и выражения мнений и основополагающую роль образования и других активных мер в деле поощрения терпимости и уважения к другим и построения плюралистических и открытых обществ». 


Мария Смирнова 



Дата:  10 июля 2018 г.

Возврат к списку