ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Анализ законодательства советского периода в сфере аттестации научных кадров

После революции 1917 г. в России настали времена, когда в порыве революционного максимализма были упразднены все ученые степени. Декрет Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. "О некоторых изменениях в составе и устройстве государственных ученых и высших учебных заведений Российской Республики"[1] отменил ученые степени и звания, а также все права и преимущества, предоставленные их обладателям в царской России. Вводился всероссийский конкурс на занятие должности заведующего кафедрой. Право на участие в нем, а также на занятие преподавательской деятельностью предоставлялось лицам, известным научными трудами или своей научно-педагогической деятельностью. Одновременно насаждался классовый подход к решению кадровых вопросов, поэтому большинству ученых, работавших в императорских университетах, путь к научно-педагогической деятельности был закрыт. В это время, кстати, были закрыты многие юридические факультеты, поскольку считалось, что прежние законы будут полностью заменяться революционным правосознанием и актами правительства диктатуры пролетариата. Впрочем, скоро несостоятельность этой политики стала очевидной для самих революционеров.

Зарождение советской системы (точнее говоря, возрождение российской системы) присуждения ученых степеней начинается в 1925 г. с утверждения Положения о руководстве делом подготовки научных работников[2], Инструкции о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам[3], Циркуляра о подготовке научных работников[4]. Данные документы положили начало учреждению института аспирантуры и определили статус аспиранта, т.е. "подготовляющегося для научно-исследовательской и преподавательской деятельности в вузах".

Руководство подготовкой научных работников возлагалось на Государственный ученый совет Наркомпроса (ГУС), при котором была создана специальная комиссия.

Устанавливался трехлетний срок обучения аспиранта, в программу подготовки которого входило изучение основных предметов по специальности и выполнение научной работы. В качестве обязательного элемента подготовки вводилось изучение иностранного языка. Начиная со второго года обучения вводилась категория стажа и обязательное ассистирование аспиранта на практических занятиях в вузе. Не позднее четвертого полугодия пребывания в качестве аспиранта совместно с руководителем назначалась тема самостоятельного научно-исследовательского труда, которая утверждалась советом научно-исследовательского института или президиумом факультета в вузе и сообщалась в ГУС.

Необходимым являлось предоставление ежегодного отчета аспиранта о проделанной работе. На основании ежегодных отчетов и докладов аспирантов совет института или предметная комиссия вуза выносили суждение о допуске аспирантов к устной защите научной работы. Защита проходила на открытом заседании предметной комиссии, заключение которой рассматривалось, в свою очередь, на закрытом заседании совета института или президиума факультета вуза. Это закрытое мотивированное заключение представлялось затем в ГУС вместе с отзывами о педагогической работе аспиранта. Аспиранты, успешно выполнившие все требования, после утверждения ГУСом получали удостоверение на право преподавания в вузах или на занятие должности научного сотрудника.

Несмотря на предпринятые усилия, дефицит отечественных научно-педагогических кадров не был ликвидирован. В 1932 г. Постановлением ЦИК и СНК СССР была намечена программа подготовки квалифицированных научных кадров и развития института аспирантуры[5]. Особое значение этого документа в том, что в нем было признано необходимым установление ученых степеней.

Окончательное восстановление института ученых степеней и званий происходит в 1934 г. с принятием Постановления "Об ученых степенях и званиях"[6], которое на государственном уровне утвердило порядок присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

Становление и развитие системы присуждения ученых степеней в СССР представляло собой достаточно сложный и длительный процесс. Этапы формирования законодательства о порядке присуждения ученых степеней можно определить, основываясь на хронологии принятия основных нормативных правовых актов, регулирующих порядок присуждения ученых степеней, вопросы функционирования аспирантуры, докторантуры, института соискательства, определения номенклатуры специальностей научных работников, организации научно-исследовательской работы и целый ряд смежных вопросов.

Хронологические рамки первого советского этапа, на наш взгляд, охватывают время с 1934 г. по 1955 г. За этот период в 1934, 1937 и 1938 гг. были приняты ключевые Постановления "Об ученых степенях и званиях", в которые неоднократно вносились изменения, дополнения и уточнения.

Постановлением 1934 г. в целях поощрения научной работы и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров устанавливались ученые степени кандидата и доктора наук, назначение которых заключалось в определении "квалификации данного лица в области определенной научной дисциплины по объему знаний, степени самостоятельности его научной работы и ее научному значению". Были установлены требования, предъявляемые как к соискателям ученых степеней, так и к диссертациям. Например, для получения степени кандидата наук требовалось успешное прохождение аспирантуры и публичная защита диссертации, которая должна обнаружить общие теоретические знания в определенной дисциплине, специальные знания по вопросам диссертации и способность к самостоятельному научному исследованию. Для получения ученой степени доктора необходимо было иметь ученую степень кандидата, публично защитить диссертацию - самостоятельную исследовательскую работу. В ней должно быть дано решение или теоретическое обобщение научных проблем или научно-обоснованная постановка новых проблем, представляющих значительный научный интерес.

Публичная защита диссертации в соответствии с Постановлением 1934 г. могла осуществляться в Академии наук СССР, Коммунистической академии, академиях наук союзных республик, Академии сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина, Всесоюзном институте экспериментальной медицины, а также в отдельных высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях по особому списку, утверждаемому Всесоюзным комитетом по высшему техническому образованию ЦИК СССР совместно с народными комиссариатами просвещения и здравоохранения союзных республик.

В 1934 г. при Президиуме Комитета по высшему техническому образованию была образована Высшая аттестационная комиссия (ВАК)[7]. Ее основной задачей была централизация порядка присуждения ученых степеней, определение и реализация единых требований к соискателям ученых степеней на территории всей страны.

В 1939 г. было принято Положение о Всесоюзном комитете по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров Союза ССР[8]. Одной из функций Комитета являлось утверждение составов советов высших учебных заведений, имеющих право присуждения ученых степеней, и перечень дисциплин, по которым ими присуждаются ученые степени. В положении было определено, что при Всесоюзном комитете по делам высшей школы состоит Высшая аттестационная комиссия по присвоению ученых степеней и званий. Положение о ВАК и ее персональный состав утверждался СНК СССР.

Данные решения способствовали укреплению позиции ВАК по централизации порядка присуждения ученых степеней и выполнению своих главных целей - определения и реализации единых требований к соискателям ученых степеней на территории всей страны, ликвидации кадрового голода научно-педагогических работников и одновременно отслеживания процесса их перепроизводства.

В развитие Постановления "Об ученых степенях и званиях"[9] 1934 г. было принято решение об организации работы квалификационных комиссий наркоматов и ведомств, имеющих в своем ведении высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения по присвоению ученых степеней и званий. Инструкцией[10] было определено, что присуждение ученых степеней производится следующими органами по отраслям знаний:

I. ВАК Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР - физико-математические, геолого-минералогические, биологические, химические, ветеринарные науки.

II. Квалификационные комиссии наркомпросов союзных республик - физико-математические, геолого-минералогические, биологические, химические, исторические, педагогические науки, литература, искусствоведение, языковедение.

III. Квалификационные комиссии наркомздравов союзных республик и совет Всесоюзного института экспериментальной медицины - медицинские, биологические науки.

IV. Президиумы Академии наук СССР и академий наук союзных республик - физико-математические, геолого-минералогические, биологические, химические, исторические, философские науки, языковедение.

V. Президиум Коммунистической академии - экономические науки, исторические науки, советское строительство и право, ленинизм, история партии и Коминтерна, философские науки, литературоведение и искусствоведение.

VI. Президиум Академии сельскохозяйственных наук - сельскохозяйственные, биологические, химические, ветеринарные науки.

Определенно данный раздел документа можно считать первой неофициальной советской номенклатурой специальностей научных работников.

При этом, что весьма любопытно, Постановлением Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР был определен перечень дисциплин, по которым высшим учебным заведениям и научно-исследовательским институтам предоставлялось право присуждать ученые степени доктора и кандидата наук[11].

В 1937 г. принимаются новое Постановление СНК СССР "Об ученых степенях и званиях"[12] и Инструкция о порядке его применения[13], в которых было определено, что в зависимости от квалификации в области определенной дисциплины - по объему знаний, степени самостоятельности научной работы и ее значению - присваиваются ученые степени. В 1938 г. очередным Постановлением СНК СССР "Об ученых степенях и званиях"[14] квалификационные комиссии наркоматов были упразднены как лишняя инстанция, а их функции передали ВАК. Инструкция[15] о порядке применения данного Постановления закрепила, что решения советов высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов о присуждении ученой степени кандидата наук являются окончательными, а решения о присуждении ученой степени доктора наук представляются на утверждение ВАК.

В целом необходимо подчеркнуть, что нормативные правовые документы, принятые в период с 1934 г. по 1939 г., заложили основы порядка присуждения ученых степеней. В целом благодаря им в стране сложилась высокоэффективная система подготовки и аттестации научно-педагогических работников. Многие нормы, сформулированные в них, получили позднее дальнейшее развитие.

Важно, что в Советском Союзе было признано целесообразным и наиболее эффективным для подготовки научных и научно-педагогических кадров наличие двух ученых степеней, что повторяло дореволюционный опыт.

Накануне Великой Отечественной войны 24 мая 1941 г. принимается Инструкция ВАК и Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР "О порядке применения Постановления СНК СССР от 20 марта 1937 г. и 26 апреля 1938 г. "Об ученых степенях"[16].

Таким образом, законодательство этого периода, регулирующее порядок присуждения ученых степеней, определило основные составляющие процесса получения ученой степени в отличие от дореволюционного законодательства:

- ученая степень кандидата наук присуждается лицам, окончившим аспирантуру, сдавшим кандидатские испытания, публично защитившим кандидатскую диссертацию;

- диссертационная работа, представленная на соискание ученой степени кандидата наук, должна обнаружить общие теоретические знания соискателя в области данной дисциплины, специальные знания по вопросам диссертации и способность к самостоятельному научному исследованию, которая должна выразиться в достижении нового научного результата;

- ученая степень доктора наук присуждалась лицам, имеющим ученую степень кандидата наук и публично защитившим докторскую диссертацию;

- диссертационная работа, представленная на соискание ученой степени доктора наук, должна представлять самостоятельную исследовательскую работу, в результате которой дано решение или теоретическое обобщение научных проблем, представляющих значительный научный интерес;

- в качестве диссертации могла быть представлена опубликованная или неопубликованная работа, а также учебник для высшей школы, получивший высокую оценку со стороны научной общественности и представляющий самостоятельную научную или научно-методическую работу соискателя, отвечающую требованиям, предъявляемым к диссертациям.

Был разработан точный порядок представления и защиты диссертации. Соискатель мог защищать диссертацию в любом высшем учебном заведении или научно-исследовательском институте, которому было предоставлено право приема диссертации по специальности соискателя.

В 1944 г. принимается решение о выдаче дипломов кандидата и доктора наук. Естественно, что реализация данного решения относилась к компетенции ВАК[17]. Важным является тот факт, что в России выдаются дипломы кандидата и доктора наук государственного образца.

В том же 1944 г. принимается решение о создании общесоюзного фонда диссертационных работ в Государственной библиотеке имени В.И. Ленина (существует до сегодняшнего дня и постоянно пополняется). С 1967 г. осуществляется микрофильмирование диссертаций, что было отнесено к компетенции Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике. В стране создавались единые информационные центры защищенных кандидатских и докторских диссертаций.

Следующий этап условно охватывает период с 1956 г. по 1971 г. В 1956 г. принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по улучшению подготовки и аттестации научных и педагогических кадров"[18], направленное на совершенствование подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Постановлением подводился итог работы в этой области, обобщался накопленный опыт и намечались пути дальнейшего развития системы присуждения ученых степеней. В документе отмечалось, что в стране имеется 10 тыс. докторов наук и свыше 77 тыс. кандидатов наук, во всех областях научных знаний имеются высококвалифицированные кадры ученых, способные решать самые сложные вопросы. Вместе с тем подчеркивалось, что возрастающая роль науки требует дальнейшего улучшения подготовки кадров и повышения их квалификации, в т.ч. увеличения количества диссертационных работ по техническим и естественным наукам.

Постановлением был намечен ряд мероприятий в области совершенствования порядка присуждения ученых степеней. В том числе предлагалось:

- установить для лиц, успешно сочетающих производственную или педагогическую деятельность с научной работой, возможность получения творческих отпусков для завершения работы над диссертациями при сохранении заработной платы по основному месту работы;

- усилить контроль за деятельностью советов по присуждению ученых степеней, особое внимание обращать на научную и практическую значимость представляемых к защите работ;

- установить, что кандидатские диссертационные работы должны содержать новые научные выводы и рекомендации, докторские диссертации должны содержать теоретические обобщения и решения новых научных проблем, представляющих значительный вклад в науку и практику;

- считать оппонентами по диссертации работников других учебных заведений, научных учреждений и предприятий;

- шире практиковать направление диссертаций на отзыв хозяйственных предприятий и государственных учреждений;

- установить, что советы принимают диссертацию к защите только после опубликования ее в печати в виде монографии или отдельных статей;

- считать необходимым публиковать автореферат диссертации;

- обязать ВАК утверждать докторские диссертации и рассматривать в порядке контроля все кандидатские диссертации в экспертных комиссиях (аналог современных экспертных советов при ВАК);

- разрешить ВАК лишать права приема и проведения защиты диссертаций на срок до двух лет те советы, которые допускают присуждение ученых степеней за недоброкачественные диссертации.

В 1957 г.[19], 1960 г.[20] и 1966 г.[21] принимались инструкции о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий.

Новеллами инструкций этого периода можно назвать, например, такие[22]:

- подтверждение права представлять высококачественный (по оценке научной общественности) опубликованный учебник для высшей школы, представляющий самостоятельную научную или научно-методическую разработку в качестве диссертации;

- с разрешения ВАК принятие советами к защите опубликованных работ, обогативших науку и технику открытиями, новыми решениями и объединенных одной темой, а также наиболее крупных изобретений, открытий и работ по созданию новых машин, систем управления, приборов, сооружений и технологических процессов;

- конкретизацию требований к опубликованным работам по теме диссертации. К ним относились: монографии, статьи, авторские свидетельства на изобретения и дипломы на открытия, депонированные во ВНТИЦ рукописи, тезисы докладов;

- разработку раздела о советах по присуждению ученых степеней, который определил требования к составу, порядок направления ходатайства о создании совета с приложением перечня научных специальностей и списка персонального состава совета;

- обязательное включение в состав совета представителя партийной организации;

- развитие института официальных оппонентов и более точное определение требований к их отзывам и др.

Говоря об идеологической составляющей в подготовке диссертации, указывалось, что в диссертациях по гуманитарным наукам должны разрабатываться в первую очередь такие темы, в которых обобщается опыт борьбы партии и народа за победу коммунизма и творчески разрабатываются коренные проблемы современности, основные закономерности перерастания социализма в коммунизм.

Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, направленные на улучшение подготовки научных и научно-педагогических кадров и совершенствование порядка присуждения ученых степеней и званий, принимались в 1956 г.[23], 1960 г.[24], 1961 г.[25], 1962 г.[26] и 1967 г.[27] В Постановлении "Об улучшении подготовки научных и педагогических кадров" 1967 г. отмечалось, что в стране выросли многочисленные научные кадры, количество научных работников, имеющих ученые степени доктора и кандидата наук, достигло 169 тыс., в т.ч. докторов наук - 17 тыс.

Третий этап развития советского законодательства о порядке присуждения ученых степеней - 1972 - 1991 гг., на наш взгляд, связан с принятием в 1972 г. новой Инструкции о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1972. N 8. С. 2 - 58. В этот период название основного документа, регулирующего порядок присуждения ученых степеней, заменено на "положение". В 1975 г. принимается Положение о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий[28], которое действовало 14 лет до принятия в 1989 г. нового акта.

Знаковым для этого этапа является принятое в 1974 г. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических кадров"[29], в котором отмечалось, что масштабы научных исследований расширились, подготовка научных работников осуществляется не только в высшей школе и что аттестация научных и научно-педагогических работников приобрела межотраслевой, общегосударственный характер. Было принято решение об изменении статуса и о преобразовании ВАК при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР в ВАК при Совете Министров СССР. В 1975 г. принимается Положение о ВАК СССР[30], в котором определяется, что ВАК является общесоюзным государственным органом по формированию научного потенциала страны и аттестации научных и научно-педагогических работников, в т.ч. по присуждению ученых степеней.

В развитие законодательства о порядке присуждения ученых степеней этого периода имели место следующие тенденции:

- в Инструкции 1972 г. в разделе "О требованиях к диссертациям (работам, учебникам), представляемым к защите на соискание ученых степеней" сильнее прослеживалось идеологическое влияние, определены требования к темам диссертаций, которые должны отвечать задачам современного развития науки, практике коммунистического строительства;

- Положение 1975 г. конкретизировало требования к содержанию введения диссертации, в котором должно было быть представлено в виде краткой аннотации изложение того нового, что вносится автором в исследование проблемы, и названы основные положения, выносимые на защиту;

- появились более формализованные, "установочные" требования к соискателям ученых степеней ("ученые степени могут присуждаться лицам, которые имеют глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки, широкий научный и культурный кругозор, владеют марксистско-ленинской теорией, положительно проявили себя на научной, производственной и общественной работе, следуют нормам коммунистической морали");

- Положение 1975 г. ввело требование о представлении соискателем в диссертационный совет заключения организации, где выполнялась диссертация;

- в Инструкции 1972 г. были определены объем диссертации и требования к ее оформлению.

В Положении 1989 г.[31] в соответствии с изменениями, произошедшими в стране, были сняты все идеологические составляющие требований к диссертациям. Глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки стали основными критериями диссертации. Несколько изменились требования к докторским диссертациям: разработка нового научного направления была заменена на разработку теоретических положений, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии перспективного направления в соответствующей отрасли науки.

К концу 1989 г. в стране насчитывалось более 1300 докторских и около 1700 кандидатских специализированных советов. В них работали примерно 26 тыс. докторов наук и 24 тыс. кандидатов наук. В ВАК функционировали 36 экспертных советов, в которых работали около 1 тыс. высококвалифицированных специалистов - докторов наук[32].

В связи с распадом СССР прекратила функционирование и советская система присуждения ученых степеней. Вместе с тем необходимо отметить, что существующая в настоящее время в Российской Федерации система, несомненно, является ее правопреемником[33].

Современный этап развития законодательства о порядке присуждения ученых степеней начинается с 1993 г.

В 1993 г. был создан Высший аттестационный комитет Российской Федерации и принято Положение о нем[34]. В 1994 г. принимается Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий[35].

В 1998 г. принимается решение об изменении статуса ВАК. ВАК начинает функционировать в составе Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации[36].

В 2001 г. впервые в истории присуждения ученых степеней принимаются паспорта научных специальностей. По каждой специальности определена формула специальности, а именно: содержание, объект, предмет и область исследования. Принятие данного документа имело большое значение в подготовке научных кадров, т.к. отечественное законодательство предусматривает выполнение диссертаций строго по номенклатуре специальностей научных работников.

В 2002 г. принимаются Единый реестр ученых степеней и званий, Положение о порядке присуждения ученых степеней[37], Положение о ВАК Министерства образования Российской Федерации Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2002. N 3. С. 18 - 23., Положение о диссертационном совете Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2002. N 2. С. 28 - 41..

В данных нормативных правовых документах сохранены основные принципы присуждения ученых степеней, сложившиеся ранее. Незначительные изменения произошли в организации работы советов и процедуре проведения заседаний:

- предусмотрено создание диссертационных советов в вузах, аккредитованных Министерством образования Российской Федерации, и в научных организациях, аккредитованных Министерством промышленности и науки России;

- восстановлено требование обязательного опубликования объявления о защите докторских диссертаций в Бюллетене ВАК;

- утвержден перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук;

- допускается защита в виде научного доклада только докторской диссертации, и необходимым является получение разрешения на это экспертного совета ВАК;

- изменено определение кворума при защите кандидатской диссертации на заседании докторского диссертационного совета: заседание считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее половины его членов (ранее - не менее двух третей);

- определены более точно формулировки вступления в силу решений о присуждении ученых степеней: решение о присуждении ученой степени доктора наук вступает в силу с даты принятия решения президиума ВАК о присуждении ученой степени, решение о присуждении ученой степени кандидата наук вступает в силу с даты принятия решения президиума ВАК о выдаче диплома.

Современный этап реформирования законодательства в области аттестации научных и научно-педагогических кадров начался в 2010 г., когда был принят Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике". В Федеральном законе впервые среди субъектов научной деятельности появился ВАК (ст. 6.1)[38]. Кроме того, были приняты:

- обновленная редакция Положения о порядке присуждения ученых степеней от 20 июня 2011 г., которая существенным образом изменила порядок прохождения аттестационных дел через Минобрнауки и ВАК[39];

- Положение о ВАК при Минобрнауки от 20 июня 2011 г., которое было утверждено Правительством Российской Федерации, в то время как предыдущее положение утверждалось приказом Министра[40];

- Приказ Минобрнауки России от 12 декабря 2011 г. N 2817 "Об утверждении Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук"[41];

- наконец, 29 декабря 2012 г. был принят Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"[42].

В ст. 69 названного Закона к высшему образованию приравнивается аспирантура (ранее аспирантура рассматривалась исключительно как послевузовское образование).

Изучение истории системы присуждения ученых степеней и опыта развития отечественного законодательства в этой области представляет большой научный интерес. Становление российской системы подготовки научно-педагогических кадров сочетало в себе ориентацию на германские университеты и в то же время учитывало позитивный опыт Франции и Польши. При этом отечественная реформа базировалась на отечественных традициях и, в частности, на истории работы Славяно-греко-латинской академии.

Таким образом, определение российских традиций и особенностей, отличий от аналогичных систем в разных зарубежных странах и понятие преимуществ отечественной системы имеет сегодня беспрецедентное значение. Преимущества российской системы присуждения ученых степеней способствуют сохранению единства научного и образовательного пространства Российской Федерации.

М.П. Муравьев и В.Н. Каразин в докладе Комитету по рассмотрению новых уставов ученых заведений говорили: "...нет всеконечно ни одного состояния, для которого бы свобода была столько необходима и вместе с тем столь безопасна, как для состояния ученых. Дарование во все времена ненавидело принуждение. Самая тень унижения для него несносна. Подчинять его власти все равно, что истреблять его... Дать более свободы в Академических трудах и заседаниях..."[43].

Разразившиеся в последнее время масштабные и часто связанные с публичными скандалами псевдоразоблачения и реальные разоблачения диссертационных исследований, списанных с других диссертационных исследований, не имеют ничего общего с самой системой присуждения ученых степеней. Никакая система не гарантирована от проходимцев и лиц, склонных к наживе. В этой связи следует самым строгим образом оценить появившиеся в последние годы очередные революционные предложения об отказе от двухуровневой системы ученых степеней и об отказе от государственного управления самой системой. Представляется, что система присуждения ученых степеней, безусловно, должна модифицироваться, но смысл и суть этих изменений должны вести к улучшению качества самих диссертационных исследований и качественному росту носителей этих степеней. Как показывает сравнительный анализ, лучшие отечественные диссертации ни в чем не уступают зарубежным аналогам. Что касается худших, то их в принципе быть не должно, но это вопрос не системы, а лиц, принимающих подобные решения, часто в угоду чиновникам различного уровня различных министерств и ведомств. Таким лицам не место ни в науке, ни в образовании.

Отказ от государственного управления системой присуждения ученых степеней в нашей стране, в т.ч. от создания диссертационных советов в ведущих вузах и научных учреждениях страны, организационно-технического обеспечения последующих этапов экспертизы, дипломов государственного образца и создания единых информационных центров приведут к разрушению исторически сложившейся системы присуждения ученых степеней в России, которой насчитывается более 240 лет


[1] Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства РСФСР. 1918. N 72. Ст. 789.

[2] Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР. 1925. N 30. С. 7 - 18.

[3] Там же. С. 18 - 19.

[4] Еженедельник Народного комиссариата просвещения РСФСР. 1925. N 29. С. 8 - 9.

[5] Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1932. Отд. 1. N 68. Ст. 409.

[6] Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. N 3. Ст. 30.

[7] Бюллетень ВКВТО при ЦИК СССР. 1934. N 6 - 7. Ст. 45.

[8] Собрание законодательства СССР. 1939. N 9. Ст. 67.

[9] Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. N 3. Ст. 30.

[10] Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1934. N 34. Ст. 270.

[11] Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1938. N 18 - 19. С. 17 - 37.

[12] Собрание законодательства СССР. 1937. N 21. Ст. 83.

[13] Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1937. N 13. Ст. 157.

[14] Собрание законодательства СССР. 1938. Отд. 1. N 21. Ст. 134.

[15] Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1938. N 18 - 19. С. 11 - 14.

[16] Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1942. N 3. С. 6 - 13.

[17] Бюллетень ВКВШ при СНК СССР. 1944. N 10. С. 6 - 11.

[18] Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е.И. Войленко. М., 1978. Часть 2. С. 23.

[19] Бюллетень Министерства высшего образования СССР. 1957. N 8. С. 6 - 14.

[20] Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е.И. Войленко. М., 1965. Ч. 1. С. 323 - 334.

[21] Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1967. N 11. С. 1 - 35.

[22] Зайцева Л.А., Мацкевич И.М. Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность) // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 2 - 13.

[23] Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е.И. Войленко. Ч. 2. С. 23.

[24] Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е.И. Войленко. Ч. 1. С. 318 - 321.

[25] Бюллетень Министерства высшего и среднего специального образования СССР. 1961. N 9. С. 1 - 14.

[26] Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е.И. Войленко. Ч. 2. С. 25 - 26.

[27] Там же. С. 27 - 30.

[28] Сборник нормативных актов по вопросам аттестации научных и научно-педагогических кадров. М., 1981. С. 17 - 44.

[29] Высшая школа. Сборник основных постановлений, приказов и инструкций / Под ред. Е.И. Войленко. Ч. 2. С. 51 - 52.

[30] Там же. С. 53 - 55.

[31] Бюллетень Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. 1990. N 3. С. 4.

[32] Материалы Пленума Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР // Бюллетень Высшей аттестационной комиссии при Совете Министров СССР. 1990. N 4. С. 12 - 13.

[33] Зайцева Л.А., Мацкевич И.М. Еще раз о двухуровневой системе присуждения ученых степеней (история и современность) // Юридическое образование и наука. 2013. N 2. С. 2 - 13.

[34] Бюллетень Высшего аттестационного комитета Российской Федерации. 1993. N 5. С. 3 - 7.

[35] Бюллетень Высшего аттестационного комитета Российской Федерации. 1995. N 1. С. 3 - 14.

[36] Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 33. Ст. 4014.

[37] Бюллетень Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации. 2002. N 2. С. 1 - 17.

[38] Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4137.

[39] Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 26. Ст. 3799.

[40] Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 26. Ст. 3798.

[41] Российская газета. 2012. 10 февраля. N 29.

[42] Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 53 (ч. I). Ст. 7598. В соответствии со ст. 111 Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением ч. 6 ст. 108, вступившей в силу после опубликования, и других статей, вступающих в более поздние сроки.

[43] Муравьев М.П., Каразин В.Н. Из Доклада комитета по рассмотрению новых уставов ученых заведений // Университетская идея в Российской империи XVIII - начала XX веков: Антология / Сост. А.Ю. Андреев, С.И. Посохов. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 62.


Автор:  Мацкевич И.М. доктор юридических наук, профессор кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права МГЮА Зайцева Л.А. кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права МГЮА
Дата:  2015 г.

Возврат к списку