Часть 1 комментируемой статьи непосредственно связана с частью 1 ст. 43 Конституции РФ. Однако если конституционная норма закрепляет за каждым право на образование («каждый имеет право на образование»), то в соответствии с нормой Закона об образовании каждому право на образование гарантируется.
Понятие права на образование. Образовательное право возникло для того, чтобы обеспечить реализацию права каждого человека на образование.
Под правом на образование в объективном смысле (объективное право на образование) понимается совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с получением образования (о нем пойдет речь позже, в тех разделах учебника, которые посвящены нормам и источникам образовательного права.
Право на образование в субъективном смысле (субъективное образовательное право) гарантированная государством и международным правом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего образовательного и культурного уровня.
Право на образование, закрепленное в Конституции РФ и предусмотренное основными международными договорами по правам человека, представляет собой субъективное право.
Право на образование относится к основным правам и свободам человека и производно от такого фундаментального права, как право на жизнь. Право на образование относится к правам человека второго поколения, которые объединяют основные социально-экономические и культурные права — право на труд, отдых, жилище, социальное обеспечение, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям и т. д. (правами первого поколения по этой терминологии считаются личные и политические права, а правами третьего поколения — коллективные права на мир, здоровую окружающую среду, развитие и др.).
Право на образование одно из наиболее значимых социальных прав человека, которое создает необходимую предпосылку развития человека как личности, влияет на состояние общества, находится в тесной взаимосвязи с политическими, экономическими и иными социальными правами человека.
Право на образование приобретается человеком естественным образом, по факту своего рождения, поскольку каждому человеку свойственно развиваться, накапливать опыт и получать новые знания, творить и передавать всё накопленное им другим поколениям. Образование является одним из основных условий полноценного существования человека в обществе.
Человек обладает изначально, независимо от воли государства, всеми основными правами, включая право на образование. Никому не может быть отказано в праве на образование. Государство же обязано обеспечить реализацию этого права, не ставя при этом получение образования в зависимость от своей воли.
В качестве основного права человека право на образование не может быть даровано, передано другим лицам или отчуждено в какой бы то ни было форме. Более того, сам человек не может отказаться от права на образования. Основное общее образование сегодня в соответствии с международными стандартами является обязательным, поскольку без него оказывается невозможной социализация человека в современном обществе.
Право на образование предполагает свободу образования, то есть возможность получения образования всеми желающими, свободу образования в соответствии с убеждениями, то есть возможность для каждого получить образование в соответствии с его религиозными или идеологическими взглядами на мир, а также педагогические и академические свободы, подразумевающие свободу выбора педагогических методов обучения, источников информации, свободу постановки вопросов, проведения исследований и дискуссий, независимо от того, задевает такая полемика кого-либо или нет.
Современное понимание права на образование не сводит его исключительно к праву каждого на получение образование, оно дополняется правом на получение различных уровней образования и на получение образования в различных формах, право на свободный выбор языка обучения, установлением не только права, но и обязанности получения основного общего образования, приоритетным правом родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей и т. д.
Юридическим основанием реализации права на образование на практике, в повседневной жизни должно стать его закрепление международным правом и внутригосударственным законодательством.
Международные стандарты права на образование. Проблема соблюдения и обеспечения основных прав и свобод человека давно уже перешагнула национальные границы отдельно взятого государства и заняло центральное место среди приоритетных проблем международного права. Каждому государству вменяется в обязанность гарантировать на своей территории соблюдение фундаментальных прав и свобод человека, к числу которых относится право на образование.
Право на образование обозначено в качестве одного из фундаментальным прав человека во всех базовых документах международного права по правам человека.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. закреплено (ст. 26), что каждый человек имеет право на образование. При этом уточняется, что:
а) образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования;
б) начальное образование должно быть обязательным;
в) техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным;
г) высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
Международное право ориентирует образование на полное развитие человеческой личности и уважение к правам человека и основным свободам. «Образование, — закреплено во Всеобщей декларации прав человека, — должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. было подтверждено (ст. 13) право каждого человека на образование, при этом государства – участники Международного пакта признали, что для полного осуществления права на образование:
а) начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех;
б) среднее образование, включая профессионально-техническое среднее образование, должно быть открыто и сделано доступным для всех путем принятия необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
в) высшее образование должно быть сделано одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
г) элементарное образование должно поощряться или интенсифицироваться по возможности для тех, кто не проходил или не закончил полного курса своего начального образования;
д) должно активно проводиться развитие сети школ всех ступеней, должна быть установлена удовлетворительная система стипендий и должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.
Таким образом, объём права на образование может различаться для разных ступеней образования. В Пакте предусматривается обязательность и бесплатность начального образования, и только постепенное введение бесплатного среднего и высшего образования.
Еще одним базовым документом, в котором установлены международные стандарты права на образование, является Конвенция о правах ребенка 1989 г. В ней, государства-участники, признавая право ребенка на образование, обязуются (ст. 28):
а) ввести на своих территориях бесплатное и обязательное начальное образование;
б) поощрять развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечить его доступность для всех детей;
в) обеспечить доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого;
г) обеспечить доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
д) принимать меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
Государства – участники этой Конвенции обязались делать все возможное, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Нормы, определяющие универсальные международные стандарты права на образования, содержатся и в других актах, принятых Организацией Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями (ЮНЕСКО, МОТ и др.).
Конституционное и законодательное определение права на образование. Международные стандарты задают общее направление развитию современного образовательного права, содействуют формированию общего образовательного пространства. Однако конкретным содержанием право на образование наполняется национальным законодательством каждого государства.
Право на образование — это конституционное право. Практически во всех странах оно закреплено на самом высоком, конституционном уровне правового регулирования. Это, с одной стороны, отражает особое значение, которое государство и общество придают праву на образование, а с другой стороны, служат дополнительной политико-правовой гарантией его реализации. В случае нарушения конституционной нормы, закрепляющей право на образование, появляется возможность обратиться с соответствующей жалобой в органы конституционного контроля (конституционные, уставные суды и т. д.).
В Российской Федерации право на образование было включено текст самой первой конституции ― Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 17): «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование». Очевидно, что в условиях экономической разрухи и полной неграмотности значительной части населения, царивших в России в то время, эта норма была декларативной и имела исключительно пропагандистский характер.
Более развернуто понятие права на образование дается в Конституции СССР 1936 г. (ст. 121). В ней закреплялось, что граждане СССР имеют право на образование, и содержались основные гарантии его реализации:
- всеобще-обязательное восьмилетнее образование,
- развитие среднего общего политехнического образования, профессионально-технического образования, среднего специального и высшего образования,
- всемерное развитие вечернего и заочного образования,
- бесплатность всех видов образования,
- система государственных стипендий,
- обучение в школах на родном языке,
- организация на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения.
Следует уточнить, что полное среднее и высшее образование было платным (при этом для некоторых категорий граждан делались исключения, и образование предоставлялось бесплатно на всех уровнях). Плата за полное среднее и высшее образование была отменена только в 1956 г. (Постановление Совмина СССР от 6 июня 1956 г.).
Конституция СССР 1977 г. (ст. 45) гарантировала бесплатность всех видов образования, среднее образование определялось как всеобщее и обязательное. При этом доступ к бесплатному высшему образованию ограничивался конкурсом по результатам экзаменационных испытаний абитуриентов при поступлении в высшие учебные заведения.
В Основном законе СССР 1977 г. содержались и другие гарантии права на образование: некоторые из них уже присутствовали в предыдущей конституции (развитие заочного и вечернего образования, предоставление государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, возможность обучения в школе на родном языке), другие же были впервые закреплены на конституционном уровне (бесплатная выдача школьных учебников, создание условий для самообразования).
Касаясь закрепления права на образование в советских конституциях, нельзя не отметить одну из его основных характеристик, обусловленных самой сущностью советского конституционализма: образование в советский период было полностью идеологизировано и исключало существование педагогических и академических свобод.
Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г., закрепляя (ст. 43) право каждого на образование, раскрывает конституционно-правовое содержание этого права через установление:
- общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях;
- права каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении;
- обязательного характера основного общего образования;
- полномочий Российской Федерации по установлению федеральных государственных образовательных стандартов.
Оно уточняется конституционной нормой (ст. 44), закрепляющей свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также свободу преподавания.
Кроме того, Конституция РФ (ст. 26) наделяет каждого правом на пользование родным языком, на свободный выбор языка воспитания, обучения и творчества.
Конституционные положения о праве каждого на образование развиваются в законодательстве об образовании.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. содержание права каждого человека на образование уточняется (ст. 5) через установление гарантий:
во-первых, реализации этого права независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
во-вторых, общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования;
в-третьих, на конкурсной основе бесплатности высшего образования при условии, что образование данного уровня получается впервые.
В части 2 комментируемой статьи закреплено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Данная норма производна от конституционной нормы, в которой закреплен принцип равноправия граждан (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ): «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Часть 3 комментируемой статьи определяет, в каком объеме гарантируется каждому право на образование. В соответствие со ст.43 Конституции РФ комментируемая норма устанавливает:
- общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если выше образование получается впервые.
Части 4 и 5 комментируемой статьи посвящены непосредственно гарантиям права на образование.
Очевидно, что одного лишь закрепления в Конституции РФ права каждого на образование недостаточно.
Право на образование должно быть обеспечено соответствующей государственной политикой, направленной на поддержку и развитие образования. Государству необходимо сформировать систему гарантий реализации конституционного права на образования, то есть создать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки осуществления действительно каждым права на образование.
Создание гарантий для реализации каждым своего конституционного права на образование составляет одну из основных задач государственной политики в сфере образования.
Формируя политику в области образования, государство исходит из приоритетности самого образования как сферы государственного регулирования.
Провозглашение приоритетности области образования среди других областей жизнедеятельности российского общества непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность нашего с вами государства (ст. 2 Конституции РФ).
Государство заинтересовано в постоянном и стабильном развитии российского образования, так как с состоянием образования напрямую связаны не только порядок реализации конституционного права на получение образования и реализацию человеком самого себя и своих способностей и возможностей к обучению и интеллектуальному, духовному и иному совершенствованию, но также развитие российской экономики и социальное благополучие нации, состояние национальной безопасности. Пожалуй, не существует такой сферы общественной и государственной жизни, которая не была напрямую связана с образованием.
Создание на практике разнообразных и эффективных гарантий права на образование становится одной из основных целей государственной политики, поскольку от наличия таких гарантий зависит успех всех начинаний государства в области образования.
Гарантии обеспечивают переход от общего к частному в системе правового регулирования образования отношений; от нормы, закрепленной в законодательном или ином нормативном правовом акте, к реальной ситуации, в которой конкретный участник образовательных правоотношений получает возможность реализовать на практике предоставленное ему право на образование.
Систему гарантий конституционного права на образования составляют гарантии политические, социально-экономические, организационные и юридические.
Основными политическими гарантиями права на образование выступают демократический характер власти и государственно-политического режима, обеспечивающий политическую стабильность в государстве и обществе, высокий уровень политической культуры власти и личности, гарантирующий образованию центральное место среди приоритетов государственной политики.
Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания социально-экономических условий для получения образования. Основными социально-экономическими (материальными) гарантиями выступают, прежде всего, стабильная национальная экономика, а также эффективная государственная денежно-кредитная и налоговая политика, учитывающая интересы образования, поддерживающего экономику образования с помощью кредитных, налоговых и прочих льгот и т. д.
Создавая благоприятные социально-экономические условия для получения образования, государство устанавливает контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований, предоставляет поддержку образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам, и т. д.
В целях реализации права на образование в случаях, предусмотренных законодательством, обучающимся предоставляются различные меры социальной поддержки и стимулирования:
- полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, инвентарем;
- обеспечение питанием;
- обеспечение местами в интернатах, а также предоставление жилых помещений в общежитиях;
- транспортное обеспечение;
- получение стипендий, материальной помощи, других денежных выплат и т. д.
Образовательное законодательство предусматривает ряд специальных социально-экономических гарантий:
- для инклюзивного образования: государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации;
- для образования особо одаренных лиц: государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом;
- для получения образования на родном языке: государство гарантирует право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; народам Российской Федерации гарантируется право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития; всем народам, независимо от их численности, гарантируется равноправие языков и т. д.
Организационной гарантией права на образование выступает сама система образования ― федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные программы и т. д., наличие необходимого количества организаций, осуществляющих образовательную деятельность, педагогических работников, а также органов, осуществляющих управление в сфере образования, оценку качества образования, обеспечение образовательной деятельности и т. д.
Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования выступает Федеральная целевая программа развития образования, которая разрабатывается и утверждается Правительством РФ (например, Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 61[1], Федеральная целевая программа развития образования на 2016—2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497[2]).
Юридические гарантии — это собственно правовые средства и способы реализации и защиты права на образования. Юридические гарантии права на образование включают, в свою очередь, гарантии двух видов —формально-юридические и институциональные.
Формально-юридические гарантии сводятся к нормативному закреплению основных положений, обеспечивающих реализацию права на образование, в том числе и тех, положений, которые уже были упомянуты в качестве политических, социально-экономических и организационных гарантий.
Такие положения могут быть закреплены в Конституции РФ и актах отраслевого законодательства (законодательства об образовании, административного, трудового, налогового законодательства и т. д.).
Базовыми формально-юридическими гарантиями права на образование являются конституционные нормы, в соответствии с которыми:
- человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина ― обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ);
- основные права и свободы человека провозглашаются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17);
- общепризнанные нормы и принципы международного права (в том числе международных стандартов в области прав человека) признаются составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15);
- запрещается применение любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ст. 15);
- устанавливается равенства каждого перед законом и судом (ст. 19);
- запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ст. 55);
- каждому предоставляется право защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами (ст. 45) и др.
Особое место среди конституционных норм занимают положения, запрещающие произвольное ограничение основных прав и свобод человека. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
Одним из примеров ограничения права на образование является особый порядок обучения граждан на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 20) обучаться на военной кафедре могут только те граждане, которые заключили соответствующий договор с Министерством обороны РФ. Законодательно установлены условия заключения такого договора:
- гражданин должен обучаться в федеральной государственной образовательной организации высшего образования по очной форме обучения;
- быть не старше 30 лет;
- быть годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями по состоянию здоровья;
- отвечать профессионально-психологическим требованиям, предъявляемым к конкретным военно-учетным специальностям;
- не иметь неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления и не быть подвергнутым уголовному преследованию;
- пройти конкурсный отбор в Министерстве обороны РФ.
Примером формально-юридических гарантий права на образование, содержащихся в актах отраслевого законодательства, могут стать положения Закона об образовании (ст. 5), в которых закреплены государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации.
1. Право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
3. Реализация права каждого на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
4. Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения. Гарантируются условия, в максимальной степени способствующие получению образования и социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Государство оказывает содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности, — обучающимся, показавшим высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте.
6. Гарантируется полное или частичное финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в период получения ими образования.
Однако одного лишь закрепления права на образование в тексте нормативного правового акта (даже если таким актом является конституция) оказывается недостаточно. Без институциональных гарантий нормативные положения быстро превратятся в фикции, закрепленные лишь на бумаге.
Институциональные гарантии позволяют человеку иметь реальные возможности защитить и восстановить свои нарушенные права и тем самым обеспечить реализацию формально-юридических гарантий.
Институциональными гарантиями выступают как различные государственные органы и общественные организации, в которые гражданин может обратиться за защитой своего права на образование, так и процедуры, обеспечивающие реализацию, охрану и защиту права на образование (процедуры административной жалобы, судебные процедуры и т. д.).
К числу таких органов и организаций относятся органы государственного контроля и надзора (органы прокуратуры, адвокатура, уполномоченные по правам человека, уполномоченный по правам ребенка, комиссии по правам человека в субъектах Российской Федерации и т. д.), органы исполнительной власти (органы опеки и попечительства, полиции, юстиции и т. д.), общероссийские, региональные и местные общественные организации, созданные для защиты конкретных видов прав и законных интересов граждан России (Всероссийский студенческий союз, Российский профсоюз студентов «Союз молодежи», конфедерация обществ защиты прав потребителей и т. д.).
Основной институциональной гарантией права на образование является гарантия судебной защиты. Право на судебную защиту нарушенного права относится к личным неотъемлемым правам и сопровождается рядом процессуальных гарантий (право на получение квалифицированной юридической помощи, право на пересмотр судебного решения, запрет обратной силы закона, ухудшающего положение субъектов правоотношений, гарантии прав потерпевших и т. д.).
Судебный порядок — это общий порядок защиты нарушенного права на образование; он представляет собой альтернативу использованию специального порядка защиты нарушенного права, которым применительно к праву на образование выступает административный порядок защиты. При этом право выбора порядка защиты нарушенного права принадлежит самому управомоченному лицу - участнику образовательного правоотношения.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 46), Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
Российские граждане имеют установленную Конституцией РФ (ст. 46) возможность обращаться за защитой своих прав также в межгосударственные органы (например, в Европейский суд по правам человека). Основаниями для такого обращения являются наличие соответствующего международного договора Российской Федерации и исчерпание всех возможных внутригосударственных средств правовой защиты.
Модуль блогов не установлен.