ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций

Комментарий к статье 22

Давая определение образовательной организации в ст. 2 комментируемого Закона (п. 18), законодатель устанавливает, что она является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, может быть государственной, муниципальной или частной.

Государственная образовательная организация - это образовательная организация, созданная Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации.

Муниципальной образовательной организацией является образовательная организация, созданная муниципальным образованием уровня муниципального района или городского округа.

Частная образовательная организация создается в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями.

Законодательство запрещает создание частных образовательных организаций иностранными религиозными организациями (ч. 7 комментируемой статьи).

Образовательная организация, исходя из ее легальной дефиниции (п. 18 ст. 2 комментируемого Закона), должна быть создана в форме, установленной гражданским законодательством. Перечень организационно-правовых форм, в которых может быть создана некоммерческая организация, содержится в ст. 50 Гражданского кодекса РФ и главе II Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <288>.

--------------------------------

<288> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов;

2) общественных организаций;

3) общественных движений;

4) ассоциаций (союзов);

5) товариществ собственников недвижимости;

6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

7) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

8) фондов (в том числе общественных и благотворительных фондов);

9) учреждений (государственных, муниципальных и частных);

10) автономных некоммерческих организаций;

11) религиозных организаций;

12) публично-правовых компаний.

13) адвокатских палат;

14) адвокатских образований.

Перечни, содержащиеся в ГК РФ и Федеральном законе "О некоммерческих организациях", не являются исчерпывающими и дополняются путем принятия новых федеральных законов.

Современное состояние системы образования в Российской Федерации дает основание заключить, что наиболее часто используемой на практике организационно-правовой формой для образовательной организации (наиболее востребованной, но не единственной) является учреждение.

Основы законодательного регулирования данной организационно-правовой формы некоммерческой организации содержатся в статье 123.21 "Основные положения об учреждениях" Гражданского кодекса РФ.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц (ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Функции и полномочия учредителя в отношении государственного учреждения, созданного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципального учреждения, созданного муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления ст. 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Законодательно установлены типы государственных и муниципальных учреждений - казенные, бюджетные и автономные (ст. 123.22 ГК РФ, ст. 9.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом - Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" <289>.

--------------------------------

<289> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

Казенное учреждение, как это определено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, - это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Под бюджетным учреждением, в соответствии со ст. 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", понимается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Легальная дефиниция автономного учреждения содержится в ст. 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях"): автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" <290>.

--------------------------------

<290> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принимаются региональные и муниципальные нормативные правовые акты, которыми утверждается порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации государственных (региональных) и муниципальных образовательных учреждений. Например, Постановление Московской городской Думы от 9 декабря 2009 г. N 72 "О порядке согласования решений о создании, реорганизации и ликвидации государственных образовательных учреждений на территории города Москвы" <291>, Постановление Правительства Республики Дагестан от 29 октября 2008 г. N 359 "О Порядке создания, реорганизации, ликвидации и финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Республики Дагестан" <292>, решение Совета депутатов городского округа Котельники Московской области от 29 декабря 2014 г. N 6/7 "Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных образовательных учреждений городского округа Котельники Московской области" <293> и т.д.

--------------------------------

<291> Ведомости Московской городской Думы. 18.02.2010. N 12. Ст. 398.

<292> Собрание законодательства Республики Дагестан. 31.10.2008. N 20. Ст. 879.

<293> Котельники сегодня. 19.02.2015. N 8; 26.02.2015. N 9.

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях").

Имущество частного учреждения находится у него на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 296).

Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст. 123.23 ГК РФ и др.).

Законодательство об образовании может устанавливать особый порядок создания образовательных организаций в зависимости от их профиля (от реализуемых ими образовательных программ).

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливается особый порядок создания духовных образовательных организаций.

Гражданское законодательство, содержащее ряд статей, которыми установлен гражданско-правовой статус религиозной организации (ст. ст. 123.26, 123.27, 123.28 ГК РФ, ст. 6 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), выступает общим правом (lex generalis) при регулировании отношений по созданию духовных образовательных организаций. Специальным правом (lex specialis) в этом случае будет выступать законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, которое формируется на базе Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <294>.

--------------------------------

<294> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

Такое правовое положение согласуется с конституционными принципами светского характера Российского государства и отделения религиозных организаций от государства (ст. 14 Конституции РФ), свободой совести и свободой вероисповедания (ст. 28 Конституции РФ), а также принципом государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, устанавливающим светский характер образования в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

В ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" закреплены право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, а также норма, в соответствии с которой воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. В этой же статье закреплено право религиозных организаций на создание образовательных организаций в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации.

Особенности организации и деятельности духовных образовательных организаций установлены в ст. 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях":

- исключительное право создавать духовные образовательные организации предоставлено централизованным религиозным организациям <295>;

--------------------------------

<295> Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций (ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

- установлено требование обязательной регистрации духовных образовательных организаций в качестве религиозных организаций <296>;

--------------------------------

<296> Религиозная организация - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях").

- наделение духовных образовательных организаций правом на реализацию образовательных программ, направленных на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, а также образовательных программ среднего профессионального образования и высшего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Особенности получения религиозного образования установлены также в ст. 87 комментируемого Закона.

Устанавливая особый порядок создания образовательных организаций, законодатель использует различные приемы.

В случае с духовными образовательными организациями регулирование этих отношений исключается из предмета законодательства об образовании и в качестве применимого права определяется другая отрасль законодательства (Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях").

Еще один прием создания особого порядка формирования образовательной организации состоит в ограничении круга лиц, которые могут создавать образовательные организации.

В этих целях законодатель может использовать запретительные нормы. Так, уже упоминалось, что в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи иностранным религиозным организациям запрещено создавать на территории Российской Федерации частные образовательные организации.

Может устанавливаться исключительное право на создание образовательных организаций определенного профиля. Так, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи исключительным правом создания образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, наделяется Российская Федерация.

Только Российская Федерация или субъекты Российской Федерации могут создавать специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа - образовательные организации для обучающихся с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (ч. 9 комментируемой статьи).

Таким образом, по действующему законодательству об образовании в Российской Федерации не могут быть созданы, например, частные (региональные, муниципальные) военные образовательные организации, не могут быть созданы частные или муниципальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным поведением.

В комментируемой статье установлены особенности процедуры создания образовательной организации, нацеленные на осуществление более эффективного контроля за соблюдением законодательства об образовании и всеобъемлющий учет вновь создаваемых образовательных организаций. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 22 на Федеральную налоговую службу (ФНС России) в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на ее территориальные органы, возложена обязанность уведомить о государственной регистрации образовательной организации Рособрнадзор - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, либо орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности (региональные министерства образования, департаменты образования и т.д.).

Порядок и сроки такого уведомления устанавливаются в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" <297>. При этом факт установления в Законе об образовании особого порядка государственной регистрации образовательной организации согласуется с Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в котором допускается установление особенностей в процедуре регистрации отдельных видов юридических лиц (ст. 10).

--------------------------------

<297> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3431.

Предмет комментируемой статьи, помимо вопросов создания образовательной организации, составляют также отношения по реорганизации и ликвидации образовательных организаций.

В отношении образовательной организации, с одной стороны, действует общий порядок реорганизации или ликвидации юридического лица, установленный гражданским законодательством а с другой стороны, законодательством об образовании устанавливается ряд особенностей.

Общий порядок реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе образовательной организации, закреплен в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 57, 61 и др.), а также в иных Федеральных законах - Федеральном законе "О некоммерческих организациях" (ст. ст. 16 - 21), Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (главы V и VII) и т.д.

Реорганизация образовательной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Образовательная организация считается реорганизованной (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Ликвидация образовательной организации влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам.

Образовательная организация ликвидируется по решению ее учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Образовательная организация может быть ликвидирована по решению суда. В статье 61 Гражданского кодекса РФ перечислены иски, по которым судом может быть принято решение о ликвидации юридического лица (например, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, и т.д.).

Законодательством об образовании определены особенности процедуры реорганизации и ликвидации образовательной организации. Они касаются, прежде всего:

1) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации официальной оценки последствий такого решения;

2) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, учет мнения жителей данного сельского поселения;

3) особенностей реорганизации и ликвидации международных (межгосударственных) образовательных организаций.

Особенности процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, нацелено на сохранение сельских малокомплектных школ и создание благоприятных социальных условий проживания в сельской местности.

Правовые формы, в которых может учитываться мнение населения по вопросам местного значения, в том числе по вопросам реорганизации и ликвидации сельских школ, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <298>: местный референдум (ст. 22), сход граждан (ст. ст. 25, 25.1), собрание граждан (ст. 29), опрос граждан (ст. 31), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32) и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

--------------------------------

<298> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

Компетентные органы муниципальных образований могут принимать муниципальные правовые акты, в которых непосредственно устанавливается порядок учета мнения населения по вопросам реорганизации и ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении (например, Постановление администрации муниципального района "Вуктыл" от 16 сентября 2015 г. N 09/627 "Об утверждении Порядка учета мнения жителей сельских населенных пунктов муниципального района "Вуктыл" при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации" <299>.

--------------------------------

<299> Официальный сайт администрации муниципального района "Вуктыл": http://www.vuktyl.com. 17.09.2015.

Обязательным условием для принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации является наличие положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 комментируемой статьи).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, а также порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2014 г. N 84 "Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений" <300>.

--------------------------------

<300> СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 681.

В Правилах, утвержденных упомянутым Постановлением Правительства РФ, определено, что решение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации принимается в соответствии с установленным Правительством РФ Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" <301>) при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации.

--------------------------------

<301> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

Для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данной образовательной организации, до принятия соответствующего решения представляет в комиссию предложение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации с приложением необходимых документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, по согласованию с Минобрнауки России.

Последствия реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации оцениваются по совокупности следующих критериев:

а) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу дошкольной образовательной организации:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

б) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной организации:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

в) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу профессиональной образовательной организации:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

г) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу образовательной организации высшего образования:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение повышения качества проводимых научных исследований (в случае принятия решения о реорганизации);

д) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного образования:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

е) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного профессионального образования:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации.

Значения вышеприведенных критериев с учетом отраслевой особенности деятельности, осуществляемой федеральной государственной образовательной организацией, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации:

- Приказ Минсельхоза России от 14 июля 2014 г. N 275 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, подведомственной Министерству сельского хозяйства Российской Федерации" <302>;

--------------------------------

<302> Российская газета. 14.08.2014. N 182.

- Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. N 262 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации" <303>;

--------------------------------

<303> Российская газета. 14.05.2014. N 106.

- Приказ Минкультуры России от 15 июля 2015 г. N 2000 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" <304>;

--------------------------------

<304> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 13.08.2015.

- Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 498 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, и перечня документов, необходимых для проведения такой оценки" <305>.

--------------------------------

<305> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 02.09.2015.

Вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ утверждены Правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки комиссией заключений.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, в отношении которой рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации или муниципальной образовательной организации устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Им может быть как правительство субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2013 г. N 508 "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Республики Коми, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений" <306>), так и региональное министерство образования (департамент образования) (например, Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 8 ноября 2013 г. N 1442 "Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Марий Эл, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений" <307>.

--------------------------------

<306> Официальный интернет-портал Республики Коми: http://www.rkomi.ru. 20.12.2013.

<307> Официальный интернет-портал Республики Марий Эл: http://www.portal.mari.ru. 16.12.2013.

Аналогичные документы принимаются также на муниципальном уровне (например, Постановление Исполкома муниципального образования "Лаишевский муниципальный район" от 7 апреля 2014 г. N 710 "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан" <308>, Постановление главы Озерского муниципального района Московской области от 24 декабря 2013 г. N 1705 "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Озерского муниципального района, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), и Порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений" <309>).

--------------------------------

<308> Камская новь. 23.04.2014. N 30.

<309> Вестник Озерского муниципального района Московской области. 27.01.2014. N 1.

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Например; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета (Москва, 29 августа 1997 г.) <310>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики об условиях учреждения и деятельности в городе Бишкеке Кыргызско-Российского славянского университета (Бишкек, 9 сентября 1993 г.) <311>, Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета (Москва, 10 июня 1997 г.) <312>.

--------------------------------

<310> Бюллетень международных договоров. 2005. N 10. С. 9 - 12.

<311> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<312> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

Так, например, в ст. 14 Межправительственного соглашения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета установлено, что Соглашение заключается сроком на 10 лет и вступает в силу после уведомления Сторонами друг друга о выполнении государственных процедур, предусмотренных внутренним законодательством государств Сторон. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода. В ст. 15 этого же Соглашения установлены особенности процедуры ликвидации Российско-Армянского (Славянского) университета: "В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны обеспечивают завершение обучения студентов Университета, назначают ликвидационную комиссию, которая составляет ликвидационный баланс имущества Университета. Ликвидационный баланс представляется на утверждение Сторонам".


Автор - Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2016 года 


Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.