ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации

Комментарий к статье 88

 

Комментируемая статья посвящена особенностям реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ.

В части 1 комментируемой статьи устанавливаются особенности реализации права на образование гражданами, родители которых являются работники:

- загранучреждений Министерства иностранных дел РФ;

- торговых представительств Российской Федерации;

- военных представительств Министерства обороны РФ и иных приравненных к ним военных представительств;

- представительств других федеральных государственных органов, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномочены направлять своих работников для работы в иностранные государства.

Законодательство подтверждает право таких граждан на получение на общедоступной и бесплатной основе общего образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Обязанность по обеспечению реализации данного субъективного права возложена на загранучреждения Российской Федерации.

Состав загранучреждений МИД России определяется Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[1]. В утвержденном этим Указом Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации установлено, что МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения), территориальные органы - представительства МИДа России на территории Российской Федерации (далее — территориальные органы). Таким образом, входящие в систему МИД России загранучреждения ― это дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях.

В свою очередь, загранучреждения МИД России обеспечивают реализацию права на образование через создание специализированных структурных образовательных подразделений.

Деятельность таких специализированных структурных образовательных подразделений отличается рядом существенных особенностей. Во-первых, нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями МИД России должны учитывать затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся в загранучреждениях МИД России (ч. 2 комментируемой статьи). Данная норма гарантирует существование малокомплектных специализированных структурных образовательных подразделений загранучреждений МИД России.

Во-вторых, законодательство допускает возможность обучения в специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России иных лиц (то есть, лиц, родители или законные представители которых не являются работниками загранучреждений МИД России, торговых представительств Российской Федерации, военных представительств Минобороны России, иных приравненных к ним военных представительств и т. д.). Соответствующая норма содержится в ч. 3 комментируемого закона. Там же содержится и условие обучения в специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России иных лиц. В этом случае родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося такого загранучреждения, иные физические или юридические лица возмещают затраты загранучреждения МИД России на обучение указанного обучающегося и его содержание (при наличии) в соответствии с нормативными затратами на оказание государственных услуг в сфере образования, утвержденными МИД России. Данной нормой могут воспользоваться, например, граждане России, постоянно проживающие за границей или иностранные граждане, решившие дать своему ребенку образование на русском языке.

В этом случае важно отметить, что в соответствии с ч. 12 ст. 108 комментируемого закона данная норма (ч. 3 ст. 88) не может быть применена к образовательным отношениям, возникшим до вступления в силу комментируемого закона. Иными словами, к длящимся правоотношениям (правоотношениям, возникшим до 1 сентября 2013 г.) требования о возмещении затрат не могут быть применимы.

В-третьих, специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений МИД России относятся к «русской школе за рубежом», а следовательно на их деятельность распространяется режим государственной поддержки русских школ за рубежом, предусмотренный «Концепция "Русская школа за рубежом"»[2], утвержденной Президентом РФ. Государственная поддержка русских школ за рубежом осуществляется по следующим основным направлениям:

- информационная поддержка;

- методическая поддержка;

- материально-техническая поддержка;

- организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом.

Специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИД России создаются, приостанавливают и прекращают свою деятельность по решению МИД России (ч. 4 комментируемой статьи).

МИД России наделяется рядом полномочий (ч. 5 комментируемой статьи), осуществляемых в отношении специализированных структурных образовательных подразделениях в загранучреждениях:

- установление структуры управления деятельностью и штатное расписание этих подразделений;

- кадровое, информационное и методическое обеспечение образовательной деятельности;

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, а также требованиями государства, в котором расположено загранучреждение МИД России;

- обеспечение бланками документов об образовании, организация внесения сведений о выданных загранучреждениями МИД России документах об образовании в федеральный реестр документов об образовании и (или) о квалификации;

- контроль за деятельностью этих подразделений.

Образовательная деятельность загранучреждений МИД России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и принятом в развитие этого закона подзаконным актом, в котором устанавливается порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в загранучреждениях МИД России. Такой нормативный правовой акт принимает МИД России по согласованию с Минобрнауки России (ч. 6 комментируемой статьи). Речь идет о Приказе МИД России от 19 ноября 2013 г. № 21428 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, представительствах Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях»[3].

В упомянутом нормативном правовом акте содержатся:

- положения об организации и осуществлении образовательной деятельности в имеющих специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждениях МИД России;

- положения о взаимодействии загранучреждений с МИД России в сфере организации и обеспечения образовательной деятельности загранучреждений;

- права и обязанности обучающихся и их родителей (законных представителей) в сфере образовательных отношений.

Возможность реализации загранучреждением МИД России права осуществлять образовательную деятельность обусловлена получением в установленном законодательством Российской Федерации порядке специального разрешения ― лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Для осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования и по дополнительным образовательным программам получения свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности не требуется.

Для осуществления загранучреждением МИД России образовательной деятельности в его структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение — заграншкола МИД России.

Деятельность заграншколы регулируется положением о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения МИД России, разрабатываемым и утверждаемым загранучреждением, в структуре которого оно находится, и содержащим следующую информацию:

- о реквизитах и содержании лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности;

- о видах и уровнях образования, в отношении которых реализуется образовательная деятельность, о каждой из реализуемых образовательных программ с ее краткой характеристикой, о реализуемых формах обучения и возможности сочетания различных форм обучения и форм получения образования, о языке обучения и воспитания, об условиях охраны здоровья обучающихся, о предусмотренных законодательством Российской Федерации документах об обучении и документах об образовании, выдаваемых по результатам обучения;

- об условиях и порядке приема на обучение;

- о правах и обязанностях обучающихся и их родителей (законных представителей);

- о правах и обязанностях загранучреждения, руководителя загранучреждения, директора и педагогических работников заграншколы;

- о формах и порядке осуществления контроля качества обучения, в том числе в отношении промежуточной аттестации обучающихся и их государственной итоговой аттестации;

- об органах управления заграншколой МИД России, порядке их формирования, компетенции и порядке работы.

Загранучреждение МИД России размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о деятельности входящей в его структуру заграншколы.

Общее руководство заграншколой осуществляется руководителем загранучреждения МИД России, в структуру которого она входит. В части, не предполагающей обязательного наличия правового статуса руководителя загранучреждения МИД России, выполнение отдельных функций может быть возложено им на одного из старших дипломатических сотрудников.

Функции руководителя заграншколы выполняются ее директором, который подчинен и подотчетен руководителю загранучреждения, а также подотчетен МИД России.

Директор заграншколы назначается и освобождается от должности Министерством иностранных дел Российской Федерации, его права, обязанности и ответственность определены заключенным с ним трудовым договором. Директор является педагогическим работником.

                              

Загранучреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) с настоящим Порядком, с положением о специализированном структурном образовательном подразделении загранучреждения, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации образовательной деятельности, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, в том числе с правами и обязанностями обучающегося и его родителей (законных представителей).

Обучение и воспитание осуществляются загранучреждением на государственном языке Российской Федерации (русском языке).

Обучение осуществляется в очной форме. Сочетание различных форм получения образования и форм обучения допускается по желанию родителей (законных представителей) и решению руководителя загранучреждения.

Государственная итоговая аттестация обучающихся, а также государственный контроль качества образования в отношении образовательной деятельности загранучреждения МИД России осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение о создании заграншколы принимается МИД России на основании мотивированного обращения загранучреждения, направляемого в Департамент кадров МИД России.

МИД России принимает решения о приостановлении деятельности заграншкол в целях обеспечения безопасности их обучающихся и работников при возникновении или угрозе возникновения в государстве пребывания кризисной или чрезвычайной ситуации, угрожающей их безопасности, или в иных случаях, когда продолжение нормальной деятельности заграншколы не представляется возможным.

Указанное решение может относиться как к деятельности заграншколы по реализации образовательных программ, так и к ее деятельности в целом, и может содержать иные положения, подлежащие обязательному выполнению загранучреждением и его работниками.

В случае принятия решения о прекращении деятельности заграншколы эта деятельность считается прекращенной с даты принятия такого решения.

МИД России осуществляет функции по контролю за деятельностью заграншкол. Федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования в отношении заграншкол МИД России осуществляет Рособрнадзор.

Части 7 и 8 комментируемой статьи посвящены особенностям правового статуса педагогических работников загранучреждений МИД России. Во-первых, устанавливается, что трудовые договоры с педагогическими работниками, направляемыми на работу в загранучреждения, заключаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для трудовых договоров, заключаемых с гражданами, направляемыми на работу в загранучреждения МИД России (ст. 338 Трудового кодекса РФ).

Во-вторых, закрепляется, что права и обязанности педагогических работников загранучреждений МИД России определяются законодательством об образовании с учетом особенностей регулирования труда работников загранучреждений МИД России, определенных в соответствии с Трудовым кодексом РФ (глава 53 «особенности регулирования труда работников, направляемых на работу дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей»).



[1] СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880.


[2] Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/news/50643


[3] Российская газета, № 68, 26.03.2014.


Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.

Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.

Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.