Комментарий к статье 97
В комментируемой статье законодатель раскрывает понятия информационной открытости системы образования, а также мониторинга в системе образования.
Законодательные положения, закрепляющие информационную открытость системы образования, представляют собой правовую гарантию принципа информационной открытости и публичной отчетности образовательных организаций, закрепленного в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования в п. 9 ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона.
Если в ст. 3 этот принцип касался образовательных организаций, то в комментируемой статье речь идет об информационной открытости не только организаций, осуществляющих образовательную деятельность, но также органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представленных в системе образования.
Законодатель устанавливает требование обеспечить открытость и доступность информации о системе образования. Состав такой информации определен в части 2 комментируемой статьи:
а) данные официального статистического учета, касающиеся системы образования;
б) данные мониторинга системы образования;
в) данные, получаемые при осуществлении своих функций федеральными государственными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также иными организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования.
Важным информационным ресурсом и инструментом управления российским образованием является мониторинг системы образования. Законодатель в части 3 комментируемой статьи определяет мониторинг системы образования как систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования. В процессе мониторинга осуществляется наблюдение за:
- динамикой изменений результатов в сфере образования;
- условиями осуществления образовательной деятельности;
- контингентом обучающихся;
- учебными и внеучебными достижениями обучающихся;
- профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Мониторинг осуществляется в целях:
- информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования;
- непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования;
- усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений;
- выявления нарушения требований законодательства об образовании.
Мониторинг используется для анализа и оценки эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Мониторинг включает в себя, во-первых, сбор информации о системе образования, во-вторых, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, в-третьих, непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.
Органами, осуществляющими мониторинг, являются:
- федеральные государственные органы:
а) Министерство образования и науки РФ;
б) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
в) иные федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
- органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Минобрнауки России при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в отношении всех элементов, составляющих систему образования, вне зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ и организационно-правовых форм организаций, входящих в систему образования, за исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Мониторинг образовательных организаций, подведомственных Правительству РФ, осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Мониторинг федеральных государственных организаций проводится федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.
Рособрнадзор при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании.
По решению федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением иных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В ч. 5 комментируемой статьи Правительство РФ наделяется правотворческими полномочиями по установлению:
а) порядка осуществления мониторинга системы образования;
б) перечня обязательной информации, подлежащей мониторингу.
Свои полномочия Правительство РФ реализовало, приняв Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" <949>. Этим Постановлением были утверждены Правила осуществления мониторинга системы образования и Перечень обязательной информации о системе образования, подлежащей мониторингу. Установленный перечень информации дифференцирован в зависимости от вида образования (общее, профессиональное образование, профессиональное обучение и т.д.).
--------------------------------
<949> СЗ РФ. 2013. N 33. Ст. 4378.
В развитие упомянутого Постановления Правительства РФ Минобрнауки России разрабатывает и утверждает:
- показатели мониторинга системы образования (Приказ Минобрнауки России от 15 января 2014 г. N 14 "Об утверждении показателей мониторинга системы образования" <950>);
--------------------------------
<950> Российская газета. 19.03.2014. N 62.
- методику их расчета (Приказ Минобрнауки России от 11 июня 2014 г. N 657 "Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования" <951>).
--------------------------------
<951> Российская газета. 19.11.2014. N 263.
Эмпирическую базу для проведения мониторинга составляют:
- данные федерального статистического наблюдения;
- данные различных обследований деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (включая социологические обследования);
- информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций в сети Интернет;
- информация, опубликованная в средствах массовой информации;
- информация, поступившая в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан.
Мониторинг проводится не реже одного раза в год в соответствии с установленными процедурами, сроками проведения и показателями мониторинга (Приказ Рособрнадзора от 14 июля 2014 г. N 1085 "Об утверждении показателей и процедуры проведения мониторинга системы высшего образования Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки").
На региональном и муниципальном уровнях принимаются нормативные правовые акты, которыми определяется порядок проведения мониторинга системы образования конкретного субъекта Российской Федерации и муниципального образования. Например: Приказ Департамента образования Ярославской области от 23 июля 2014 г. N 25-нп "Об утверждении Порядка организации и проведения мониторинга системы образования Ярославской области" <952>, Постановление мэрии города Архангельска от 7 ноября 2013 г. N 811 "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга системы образования муниципального образования "Город Архангельск" <953> и т.д.
--------------------------------
<952> Документ-Регион. 01.08.2014. N 61.
<953> Архангельск - город воинской славы. 15.11.2013. N 86.
Результаты проведенного анализа состояния и перспектив развития системы образования должны ежегодно публиковаться на официальных сайтах федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сети Интернет в виде итоговых отчетов по форме, установленной Минобрнауки России. Итоговые отчеты публикуются не реже одного раза в год в соответствии со сроками, установленными федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Итоговые отчеты о результатах мониторинга федеральных государственных организаций размещению в сети Интернет не подлежат (п. 8 Правил осуществления мониторинга системы образования, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. N 662).
В установленных Правительством РФ Правилах осуществления мониторинга системы образования (п. п. 9 и 10) установлены сроки предоставления итоговых отчетов.
Органы местного самоуправления представляют итоговые отчеты в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно не позднее 25 октября года, следующего за отчетным.
Рособрнадзор, иные федеральные государственные органы, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также образовательные организации, подведомственные Правительству РФ, представляют в Минобрнауки России итоговые отчеты ежегодно не позднее 25 ноября года, следующего за отчетным.
Минобрнауки России ежегодно не позднее 25 декабря года, следующего за отчетным, представляет в Правительство РФ отчет о результатах мониторинга, содержащий результаты анализа состояния и перспектив развития образования, подготовленный на основании итоговых отчетов Рособрнадзора, иных федеральных государственных органов, имеющих в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения информационной открытости отчет о результатах мониторинга размещается на официальном сайте Минобрнауки России не позднее одного месяца со дня его представления в Правительство РФ.
Авторы - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика"; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика".
Комментарий по состоянию на 01.08.2016
Модуль блогов не установлен.