В ч. 1 комментируемой статьи раскрывается понятие «подтверждение документа об образовании и (или) о квалификации». Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, осуществляется в целях обеспечения надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве. Процедура подтверждения осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации (Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.) и др.)[1] и нормативными правовыми актами Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации»[2], Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2013 г. № 797 «О федеральной информационной системе "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации»[3] и др.).
Следует обратить внимание на то, что термин «подтверждение документа» используется в достаточно широком смысле. В связи с этим часто возникает путаница и подмена понятий, обозначаемых данным термином.
В комментируемой статье смысл термина «подтверждение документов» раскрывается указанными далее целями процедуры – надлежащее признание юридической силы таких документов. Таким образом, в данной норме закона речь идет о процедуре легализации российских документов об образовании и (или) о квалификации для их дальнейшего использования на территории другого государства.
Необходимо отметить, что в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права любые документы, исполненные от имени одного государства, имеют законную силу на территории другого государства только при наличии легализации, если иное не предусмотрено международными договорами.
Легализацией называется процедура, предусматривающая удостоверение подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено два вида легализации (консульская легализация и проставление штампа «Апостиль»), а также отсутствие требований о легализации документов при определенных условиях.
Консульская легализация.
Осуществляется в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 5 июля 2010 года № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» и состоит из двух этапов: заверение документа компетентными органами иностранных дел страны выдачи документа, а затем консульскими службами Российской Федерации в стране выдачи документа. Этот вид легализации общего характера относится ко всем иностранным документам и комментируемой статьей не рассматривается.
Проставление штампа «Апостиль» (далее – апостиль) – упрощенный порядок легализации. Апости́ль (от французского apostille) представляет собой международную стандартизированную форму заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации.
Правовой основой использования апостиля является Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г.).[4] (Гаагская конвенция 1961 г.), которой установлены основные требования к проставлению апостиля. Документ вступил в силу для России 31 мая 1992 г.
Апостиль не требует иного заверения или легализации документа и признается официальными органами всех государств-участников Конвенции. Штамп «Апостиль» имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции. Ставится штамп на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом.
Текст апостиля должен содержать следующие реквизиты:
1. Наименование государства, выдавшего апостиль
2. Фамилия лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ
3. Должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ
4. Наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплён документ, удостоверяемый апостилем
5. Название города, в котором проставлен апостиль
6. Дата проставления апостиля
7. Название органа, проставившего апостиль
8. Номер апостиля
9. Печать/штамп учреждения, проставившего апостиль
10. Подпись должностного лица, проставившего апостиль
Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Конвенции (французский либо английский), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль. На практике надписи на апостиле дублируются на двух языках (одном из языков Конвенции и национальном). Заголовок «Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)» должен быть дан на французском языке.
На практике в различных государствах используются различные способы проставления апостилей: с помощью резинового штампа, клея, разноцветных лент, сургучной или рельефной печати, самоклеящихся стикеров и т. д., а также в качестве приложения к документу, что осуществляется при помощи клея, крепёжных колец, скрепок и т. д.
В России апостиль имеет чаще всего форму штампа, проставляемого на документ. Вместе с тем, на документах об образовании и (или) о квалификации апостиль проставляется на отдельном листе и скрепляется с оригиналом документа.
Несмотря на то, что Гаагская конвенция не предъявляет жёстких требований к форме апостиля, необходимо иметь в виду, что в некоторых случаях отступления от установленной формы в одном государстве могут повлечь непризнание документа, удостоверенного таким апостилем, в другом государстве.
В настоящее время прорабатывается вопрос об использовании в международной практике электронных апостилей.
Частями 2, 3 и 4 комментируемой статьи устанавливаются основные положения процедуры определенного вида легализации (проставление апостиля) для конкретной категории документов – документы об образовании и (или) о квалификации.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации путем проставления на них апостиля осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им Российской Федерацией полномочия по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Подтверждение юридической силы официальных документов является полномочием государства. Передача соответствующих полномочий на региональный уровень закреплена в ст. 7 комментируемого закона. На практике такими органами являются региональные министерства, департаменты, управления и другие подразделения органов управления образованием.
Порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 20 июля 2013 г. № 611 «Об утверждении Правил подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации»[5]) (далее - Правила). Сроки и последовательность административных процедур определены Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации (приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2014 года № 1205).
В Правилах определен порядок подтверждения документов об образовании и (или) о квалификации, выданных российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также выданных в РСФСР и Российской Федерации документов установленного в Российской Федерации или СССР государственного образца об образовании и (или) о квалификации.
В Правилах определена форма заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации. В заявлении указываются:
а) фамилия, имя и отчество заявителя;
б) фамилия, имя и отчество обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);
в) реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя;
г) реквизиты документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);
д) наименование и реквизиты документа об образовании и (или) о квалификации;
е) согласие обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя, а также заявителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом «О персональных данных»;
ж) способ получения заявителем оригинала документа об образовании и (или) о квалификации, прошедшего процедуру подтверждения (лично либо почтовым отправлением наложенным платежом с указанием фамилии, имени и отчества и адреса заявителя).
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) оригинал документа об образовании и (или) о квалификации;
б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
в) копия документа, удостоверяющего личность обладателя документа об образовании и (или) о квалификации (в случае если обладатель указанного документа не является заявителем);
г) копия документа, подтверждающего изменение фамилии, и (или) имени, и (или) отчества обладателя документа об образовании и (или) о квалификации при несоответствии фамилии, и (или) имени, и (или) отчества, указанных в этом документе, паспортным данным его обладателя;
д) доверенность, выданная в установленном порядке (в случае если заявителем является законный представитель или лицо, уполномоченное обладателем документа об образовании и (или) о квалификации);
е) расписка обладателя документа об образовании и (или) о квалификации или его законного представителя (в случае если заявитель не является обладателем указанного документа или его законным представителем) о согласии на обработку персональных данных, содержащихся в заявлении и прилагаемых к нему документах, в порядке, установленном Федеральным законом «О персональных данных».
В случае если перечисленные документы составлены на иностранном языке, они представляются с заверенным в нотариальном порядке переводом на русский язык.
Копии документов, не заверенные нотариусом, представляются заявителем с предъявлением оригиналов документов.
Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации лично или направляются регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения.
При представлении заявления и прилагаемых к нему документов не в полном объеме, неправильно оформленных и (или) неправильно заполненных, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с даты их поступления возвращает заявителю указанные документы без рассмотрения по существу.
При рассмотрении вопроса о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации осуществляется:
а) определение подлинности подписи и наличия у должностного лица, подписавшего документ об образовании и (или) о квалификации, полномочий на право подписи;
б) определение подлинности печати, которой скреплен документ об образовании и (или) о квалификации;
в) установление факта выдачи документа об образовании и (или) о квалификации лицу, указанному в этом документе в качестве его обладателя;
г) установление соответствия представленного документа об образовании и (или) о квалификации образцу документа об образовании и (или) о квалификации (форме документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации), установленному на момент его выдачи;
д) установление наличия в документе об образовании и (или) о квалификации всех реквизитов, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи.
В процессе подтверждения документа об образовании и (или) о квалификации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации проверяет сведения, указанные в этом документе, с использованием данных, содержащихся в федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», а также взаимодействует с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, которая выдала представленный документ об образовании и (или) о квалификации или ее правопреемником, в том числе направляет запросы с целью установления факта выдачи указанного документа его обладателю, получения образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего этот документ, получения образца оттиска печати, которой скреплен документ.
Организация и иные уполномоченные организации, в которые был направлен соответствующий запрос, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса направить ответ в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В случае если в установленный срок органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не получен ответ на соответствующий запрос, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в организацию или иные уполномоченные организации повторный запрос.
Срок рассмотрения вопроса о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации и принятия решения о проставлении апостиля или об отказе в подтверждении указанного документа составляет 45 дней с даты принятия заявления и прилагаемых к нему документов к рассмотрению.
В случае направления повторного запроса срок рассмотрения продлевается на период до получения соответствующих сведений из организации, но не более чем на 30 дней.
При принятии решения о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации на нем проставляется апостиль. Апостиль подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации по следующим основаниям:
а) документ об образовании и (или) о квалификации не является выданным в Российской Федерации или РСФСР документом об образовании и (или) о квалификации, образец которого утвержден на момент его выдачи федеральным органом исполнительной власти в установленном порядке, либо документом государственного образца об уровне образования и (или) квалификации;
б) в документе об образовании и (или) о квалификации отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации или СССР в области образования являлось обязательным на момент его выдачи;
в) должностное лицо, подписавшее документ об образовании и (или) о квалификации, не обладало полномочием на право его подписи;
г) подпись должностного лица и (или) оттиск печати на документе об образовании и (или) о квалификации не соответствуют образцам, имеющимся в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
д) организация представила информацию о том, что данный документ не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя;
е) организацией и иными уполномоченными организациями, в которые был направлен повторный запрос, не представлены ответы (за исключением случаев межведомственного взаимодействия);
ж) организация и иные уполномоченные организации представили информацию об отсутствии образца подписи должностного лица и (или) оттиска печати.
При принятии решения об отказе в подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет (выдает) заявителю уведомление с указанием причин отказа и возвращает представленные им документы.
В случае если организация представила информацию по запросу после окончания установленного срока:
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации информирует заявителя о поступлении информации от организации и возможности подачи заявления повторно;
при рассмотрении заявления, поданного повторно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе использовать информацию, представленную по предыдущему заявлению от организации (в случае подачи такого заявления соответствующая пошлина повторно не взимается).
Если же организация представила информацию о том, что документ об образовании и (или) о квалификации не выдавался лицу, указанному в нем в качестве его обладателя, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 рабочих дней:
направляет соответствующую информацию с приложением оригинала этого документа в правоохранительные органы;
направляет (выдает) заявителю мотивированное уведомление о направлении оригинала документа об образовании и (или) о квалификации в правоохранительные органы.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации представляют сведения о проставленных ими апостилях на документах об образовании и (или) о квалификации в Рособрнадзор путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему «Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации».
В ч. 4 комментируемой статьи установлено, что за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации уплачивается государственная пошлина в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (подп. 48 п. 1) за проставление апостиля государственная пошлина уплачивается в размере 2500 рублей за каждый документ. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины за проставление апостиля установлены ст. 333.18 Налогового кодекса РФ.
Документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации представляется при подаче заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации
При подаче заявления о подтверждении документа об образовании и (или) о квалификации в форме электронного документа документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об образовании и (или) о квалификации может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
С целью дальнейшего упрощения процедуры легализации Россия заключила многосторонний договор в рамках так называемой Минской конвенции, которую подписали бывшие республики СССР (кроме Эстонии, Латвии и Литвы). По состоянию на 1 января 2000 г. государствами – участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в г. Минске 22 января 1993 г. (Россией ратифицирована 4 августа 1994 года Федеральным законом №16-ФЗ), являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Украина, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Кыргызская республика, Республика Молдова, Азербайджанская республика, Грузия. На всех официальных документах в соответствии с данной Конвенцией также не требуется какая-либо легализация.
Более того, специальные двусторонние договоры о правовой помощи подписаны Россией со странами (всего 36 стран), от которых уполномоченные органы (в т.ч. арбитражные суды) вправе принимать иностранные официальные документы без вообще какой-либо легализации. Это договоры со странами: Азербайджан, Армения, Албания, Алжир, Беларусь, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Греция, Ирак, Италия, Йемен, Казахстан, Кипр, Китай, КНДР, Куба, Киргизия, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, Румыния, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Финляндия, Чехия и Словакия, Эстония, страны, входившие в бывшую Югославию.
В силу порядка, установленного этими международными договорами России о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, документы, которые были на территории одной из договаривающихся сторон составлены и засвидетельствованы судом или официальным лицом (постоянным переводчиком, экспертом и др.) в пределах их компетенции и по установленной форме и заверенные печатью, принимаются на территории другой договаривающейся стороны без какого-либо удостоверения. Документы, которые на территории одной договаривающейся стороны рассматриваются как официальные, пользуются и на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов. Это относится и к юридическим лицам, которые созданы в соответствии с законодательством одной из договаривающихся сторон. Если такого договора нет, то вступает в действие режим легализации: либо апостиль (между странами – участниками Гаагской конвенции), либо консульский.
[1] Бюллетень международных договоров. 1993. № 6.
[2] СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 2). Ст. 4120.
[3] СЗ РФ. 2013. № 37. Ст. 4711.
[4] Бюллетень международных договоров. 1993. № 6.
[5] СЗ РФ. 2013. № 30 (ч. 2). Ст. 4120.
Модуль блогов не установлен.