Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.
Понятия «транспортная безопасность» и «силы обеспечения транспортной безопасности» определены законодателем в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»[1] (ст. 1 п. 7.2 и п. 10):
транспортная безопасность — состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;
силы обеспечения транспортной безопасности ― лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры[2] или транспортных средств.
Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»[3].
В процессе применения положений данной статьи в качестве lexspecialis могут использоваться положения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»[4].
В области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы:
- основные программы профессионального обучения;
- дополнительные профессиональные программы.
Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются Минтрансом России. Так, Приказом Минтранса России от 8 сентября 2014 г. № 243 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»[5] утверждены:
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве;
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства;
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования;
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.
В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя:
- теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;
- преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными Минтрансом России.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры,к которым установлены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении Порядка подготовки силобеспечения транспортной безопасности»[6]:
- обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени, обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения;
- создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков;
- осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов;
- простота устройства, надежность в работе;
- обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.
Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах:
1) режим обучения;
2) режим проверки знаний.
Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося.
Тренажеры, разработанные на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, гарантируют оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, а также формируют навыки саморегуляции психоэмоционального состояния.
Применяемая в тренажерах автоматизированная обучающая система обеспечивает:
- достижение обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения;
- рост эффективности процесса обучения.
Минтранс России в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи имеет право устанавливать в части, не противоречащей Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 31 июля 2014 г. № 212 «Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности»[7]).