ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[Органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения. Признано незаконным бездействие администрации в условиях значительного превышения спроса на дошкольное образование над предложением и влекущее нарушение прав на получение общедоступного дошкольного образования.]

АСТРАХАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2012 г. № 33-1626/2012


Судья: Голубин А.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего судьи Шустовой Т.П.

судей областного суда Губернаторова Ю.Ю., Сорокиной О.А.

при секретаре Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционным жалобам администрации муниципального образования "Приволжский район", Министерства образования и науки Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 марта 2012 года по гражданскому делу по иску прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО "Приволжский район" Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранения нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования,


установила:


Прокурор Приволжского района Астраханской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО "Приволжский район" Астраханской области незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об образовании, указав, что прокуратурой района в результате проверки установлено, что на территории МО "Приволжский район" Астраханской области проживает 3831 ребенок в возрасте от одного года до семи лет. 1787 детей не посещают детские сады ввиду отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях. Лишены возможности посещать детские сады 961 ребенок из малообеспеченных семей, 337 детей из многодетных семей и иных категорий граждан, пользующихся льготами, ввиду отсутствия в детских садах необходимых мест. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на территории МО "Приволжский район" имеется недостаток количества дошкольных образовательных учреждений, в связи с чем дети дошкольного возраста лишены возможности на первоначальное бесплатное дошкольное образование, гарантированное Конституцией РФ.

Постановлением Главы МО "Приволжский район" утверждена целевая программа "Развитие системы дошкольного образования в Приволжском районе на 2012-2013 годы". Однако мероприятий, указанных в данной программе, недостаточно для решения проблемы, связанной с обеспечением местами в детских садах, что свидетельствует о бездействии администрации. Представленная программа охватывает лишь 60% детей в возрасте от года до семи лет по обеспечению мест в дошкольных учреждениях, не предусматривает организацию мероприятий, связанных с обеспечением мест в детских садах детей из семей, относящихся к льготной категории граждан.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержала заявленные требования.

Представитель ответчика - администрации МО "Приволжский район" Астраханской области Д. заявленные прокурором требования не признал.

Представитель Министерства образования и науки Астраханской области в судебное заседание не явился, направил возражения, в которых с заявлением прокурора не согласился, просил суд производство по делу прекратить.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 12 марта 2012 года заявление прокурора Приволжского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено. Суд признал незаконным бездействие администрации МО "Приволжский район" Астраханской области по не предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования каждому гражданину, выразившееся в длительном непринятии мер по устранению очереди в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся на территории Приволжского района Астраханской области. Суд обязал администрацию МО "Приволжский район" Астраханской области устранить нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования путем создания мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в дошкольном образовании и состоящих на очереди в детские сады.

В апелляционной жалобе администрации МО "Приволжский район" ставится вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности, считают, что факт бездействия со стороны администрации отсутствует. Муниципальное образование содержит дошкольные учреждения, и в период 2009 - 2011 годов открыты дополнительные группы в дошкольных образовательных учреждениях, ведется работа по возвращению в муниципальную собственность зданий бывших детских садов. В некоторых населенных пунктах строительство детских садов нецелесообразно из-за небольшого количества детей дошкольного возраста.

В апелляционной жалобе Министерство образования и науки Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу, указывая на отсутствие полномочий прокурора на обращение в суд в интересах значительного круга лиц, к которому относятся дети дошкольного возраста, нуждающиеся в получении дошкольного образования на территории МО "Приволжский район". Кроме того, считает, что доказательств в подтверждение факта бездействия муниципального органа прокурором представлено не было.

На заседание судебной коллегии представитель Министерства образования и науки Астраханской области не явился, ходатайств об отложении дела не представлено, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Учитывая надлежащее извещение не явившегося лица, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.

Заслушав докладчика, выслушав представителя МО "Приволжский район" Д., поддержавшего доводы жалобы, прокурора Остроухову Н.В., возражавшую против доводов жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании").

Частью 3 статьи 18 Закона РФ "Об образовании" установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Из этого следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения.

Судом установлено, что прокуратурой Приволжского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Приволжского района, в ходе которой установлено отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений.

Так, на территории МО "Приволжский район" проживает 3831 ребенок в возрасте от одного года до семи лет.

1787 детей не посещают детские сады ввиду отсутствия мест в дошкольных образовательных учреждениях. Лишены возможности посещать детские сады 961 ребенок из малообеспеченных семей, 337 детей из многодетных семей и иных категорий граждан, пользующихся льготами, ввиду отсутствия в детских садах необходимых мест. На территории района функционируют 17 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, численность детей, охваченных дошкольным образованием в Приволжском районе, составляет 2044. В сельских поселениях района (п., с., п., с., п., с., п., с.) детские дошкольные учреждения отсутствуют при наличии проживающих 476 детей. Лишены возможности посещать детские сады 961 ребенок из малообеспеченных семей, 337 детей из многодетных семей и иных категорий граждан, пользующихся льготами, ввиду отсутствия в детских садах необходимых мест.

Учитывая, что спрос на дошкольное образование в Приволжском районе на текущее время превышает предложения в значительной степени (650 детей), а принятые администрацией МО "Приволжский район" программы по развитию системы дошкольного образования предусматривают конечную цель реализации - увеличение лишь до 60% охвата детей в возрасте от 1 года до 7 лет, а возможный срок реализации указанной программы только 2013 год, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО "Приволжский район" Астраханской области.

Возлагая обязанность по устранению нарушения прав на получение общедоступного дошкольного образования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 15 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 8 Устава МО "Приволжский район" к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Суд апелляционной инстанции находит выводы районного суда законными и обоснованными.

Доводы апелляционной жалобы Министерства образования и науки Астраханской области о том, что суд, принимая решение, не вправе был вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, противоречит положениям статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, в соответствии с которыми заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, а также положениям статьи 46 Конституции РФ, предусматривающие право каждого на судебную защиту прав и свобод.

Судебная коллегия считает также несостоятельными доводы жалобы об отсутствии полномочий прокурора на обращение в суд с заявленными требованиями, поскольку из материалов дела усматривается, что обращение в суд обусловлено необходимостью защиты прав несовершеннолетних детей, т.е. категории граждан, особо нуждающихся в социальной правовой защите, что согласуется с предоставленными частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору полномочиями.

Иные доводы жалоб на правильность принятого решения не влияют, основаниями для его отмены являться не могут.

В случае неясности решения лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд, принявший его с заявлением о разъяснении решения.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит, так как суд с достаточной полнотой исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, свои выводы мотивировал, правильно определил материальный закон, подлежащий применению к возникшим правоотношениям и правильно его применил. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены решения, судом допущено не было.

Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,


определила:


решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации муниципального образования "Приволжский район", Министерства образования и науки Астраханской области оставить без удовлетворения.