ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение военной службы, не предусмотрены выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, стипендий вместо денежного довольствия. Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, имеет иную правовую природу и не тождественно стипендии.]


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 октября 2013 г. № 202-КГ13-10


Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Крупнова И.В.,

судей Жудро К.С., Коронца А.Н.

при секретаре Петровой М.С. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе начальника федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - военный институт) на апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 25 февраля 2013 г., которым отменено решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 2 ноября 2012 г. по заявлению курсанта военного института Лысункина В.К. об оспаривании действий начальника военного института, связанных с отказом в предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание решения и последующих судебных постановлений, мотивы кассационной жалобы и вынесения определения о возбуждении кассационного производства, объяснения представителя начальника военного института Баркова С.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, выступление заявителя Лысункина В.К., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, Военная коллегия


установила:


апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 25 февраля 2013 г. отменено решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 2 ноября 2012 г. об отказе в удовлетворении заявления Лысункина В.К., в котором он просил признать незаконным отказ начальника военного института предоставить заявителю дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде выплаты оклада по воинской должности с увеличением на 50 процентов и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трех окладов по воинской должности.

Суд апелляционной инстанции принял по делу новое решение о частичном удовлетворении заявления, обязав начальника военного института выплатить Лысункину В.К.: за период с ноября 2009 г. по ноябрь 2012 г. включительно увеличение к ежемесячному денежному довольствию (стипендии) в размере одного должностного оклада; за период с августа 2008 г. по ноябрь 2012 г. включительно ежегодную единовременную выплату (пособие) на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трех должностных окладов. В удовлетворении требований о предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке за пределами указанных дат было отказано.

Определением судьи Ленинградского окружного военного суда от 7 мая 2013 г. и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2013 г. начальнику военного института в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании президиума окружного военного суда и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации заявителю отказано.

В кассационной жалобе начальник военного института, указывая на неправомерное применение судом апелляционной инстанции по аналогии Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" при наличии прямого урегулирования спорных правоотношений в специальных законах, а также отсутствие в законодательстве положений по реализации названных гарантий в отношении курсантов военно-учебных заведений из числа детей-сирот, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателя Военной коллегии от 11 сентября 2013 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 15 июля 2013 г. по данному делу отменено, кассационная жалоба начальника военного института вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Военная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела были допущены существенные нарушения норм материального права.

Из материалов дела следует, что после поступления 1 августа 2008 г. в военный институт Лысункину В.К. выплачивалось помимо денежного довольствия как военнослужащему, обучающемуся и проходящему военную службу по призыву, увеличенное денежное пособие, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также компенсация за проезд. Производство указанных выплат заявителю было прекращено после заключения с ним 3 ноября 2009 г. контракта о прохождении военной службы.

В апреле 2012 г. Лысункин В.К. обратился по команде с рапортом, в котором просил обеспечить его дополнительными гарантиями для лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, оставшихся без попечения родителей.

Однако в этом ему было отказано ввиду отсутствия в нормативных правовых актах, регламентирующих вопросы прохождения военной службы, указания на возможность выплаты курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования, являющихся военнослужащими по контракту, в период обучения выплат, установленных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях в социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". С таким решением начальника военного института согласился гарнизонный военный суд, куда обратился Лысункин В.К. за защитой своих прав.

Принимая новое решение об удовлетворении заявления, окружной военный суд указал в определении, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в том числе курсантам военно-учебных заведений, государство предоставило соответствующие меры социальной поддержки вместо родителей, предусмотрев дополнительные правовые гарантии по социальной защите, включая повышенное материальное обеспечение. Поскольку Правительством Российской Федерации и МВД России нормативные правовые акты в отношении курсантов военно-учебных заведений не приняты, окружной военный суд посчитал возможным применить аналогию нормативных правовых актов, приравняв ежемесячное денежное довольствие в размере одного должностного оклада военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к стипендии.

Такой вывод суда на законе не основан.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Осуществление государством обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения тех категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

В Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в частности в п. 5 ст. 6 Закона предусмотрены дополнительные гарантии права на образование, такие как выплата стипендии в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Вместе с тем денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования, имеет иную правовую природу и не тождественно стипендии, которая в соответствии с п. 2 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 г. № 487, является денежной выплатой, назначаемой учащимся федеральных государственных образовательных учреждений начального профессионального образования, слушателям и студентам из числа граждан, проходивших военную службу, студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Федеральными законами "О статусе военнослужащих", "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", другими нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение военной службы, не предусмотрены выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, стипендий вместо денежного довольствия, а равно не предусмотрены и выплаты, установленные п. 5 ст. 6 Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Такие выплаты предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" исключительно лицам, получающим стипендию или заработную плату в период производственного обучения и производственной практики.

Таким образом, суд первой инстанции, признавая законным отказ начальника военного института в предоставлении Лысункину В.К. дополнительных гарантий по социальной поддержке, установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к правильному выводу о том, что заявитель не имеет право на их получение, а вывод суда апелляционной инстанции об обратном не основан на законе.

Это обстоятельство является основанием для отмены апелляционного определения окружного военного суда и оставления в силе решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 386 - 388, п. 4 ч. 1 ст. 390 ГПК РФ, Военная коллегия


определила:


апелляционное определение Ленинградского окружного военного суда от 25 февраля 2013 г. по заявлению Лысункина В.К. отменить.

Оставить в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 2 ноября 2012 г. по заявлению Лысункина В.К.