ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

[Нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, а собственник имущества, переданного в оперативное управление, должен принять все зависящие от него меры по недопущению и устранению выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности. Если образовательное учреждение находится в муниципальной собственности, собственник в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса РФ несет бремя по содержанию данного имущества, даже если по договору оперативного управления на школу возложена обязанность осуществлять эксплуатацию административного здания в соответствии с установленными нормами и правилами. Согласно статье 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества].


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2008 г. по делу № А55-10197/2008


(извлечение)


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального района Пестравский Самарской области, с. Пестравка Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2008 по делу № А55-10197/2008 и на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по тому же делу

по заявлению Администрации муниципального района Пестравский Самарской области, с. Пестравка Самарской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управление государственного пожарного надзора Отделение государственного пожарного надзора Пестравского и Красноармейского районов, с. Пестравка Самарской области о признании незаконным и отмене постановления от 03.07.2008 № 108


установил:

Администрация муниципального района Пестравский Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области Управление государственного пожарного надзора Отделение государственного пожарного надзора Пестравского и Красноармейского районов (далее - ответчик, административный орган) от 03 июля 2008 г. № 108 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2008 года в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с состоявшимися судебными актами, заявитель обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда отменить и заявленные требования удовлетворить.

Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения № 136 от 22.05.2008 проведена внеплановая проверка по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении Высокинская основная общеобразовательная школа Пестравского района Самарской области, расположенном по адресу: Самарская область, Пестравский район, с. Высокое, ул. Советская, 25.

По результатам проверки составлены акт от 2.06.2008 № 136, протокол от 17.06.2008 № 108 об административном правонарушении, и вынесено постановление от 3.07.2008 № 108 о привлечении к административной ответственности администрации муниципального района Пестравский Самарской области по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Считая, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, администрация обратилась с заявлением в арбитражный суд о признании незаконным постановления № 108 от 17.06.2008 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, обе инстанции обоснованно исходили из следующего.

Проверкой административного органа установлено отсутствие в Высокинской основной общеобразовательной школе Пестравского района Самарской области автоматической пожарной сигнализации (основание ППБ 01-03 п. 3; НПБ 110-99 п. 9 табл. 1) автоматической системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре (основание: ППБ 01-03 п. 3; НПБ 104-03 п. 5.1), что явилось основанием привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Правилами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.

В силу п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным, если будет доказано, что им не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, обязанность по соблюдению которых установлена нормативными актами.

Согласно п. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Администрация, не оспаривая факта отсутствия автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации людей при пожаре в проверяемом объекте полагает, что субъектом ответственности является образовательная школа.

Оценивая все обстоятельства по делу судом установлено, следующее.

Согласно Устава МОУ Высокинская СОШ следует, что учредителями школы являются министерство образования и науки Самарской области в лице Юго-Западного управления министерства образования и науки Самарской области и администрация муниципального района Пестравский Самарской области. Согласно п. 5.3 Устава школы, администрация Пестравского района Самарской области осуществляет финансирование муниципальных программ, реализуемых школой и осуществляет функции собственника переданного в оперативное управление школы муниципального имущества контролирует его использование, осуществляет реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений учреждений, оплату оказываемых учреждениям коммунальных услуг, приобретаемого для учреждений оборудования длительного пользования.

Таким образом, в силу ст. 37, 38 ФЗ от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "О пожарной безопасности" (принят ГД РФ 18.11.1994) (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 01.01.2008) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. В соответствии с нормами пожарной безопасности, утвержденными Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 № 323 (НБП. 104-03) и ст. 1 вышеуказанного закона "О пожарной безопасности", школы должны быть оборудованы первичными мерами пожарной безопасности - автоматической пожарной сигнализацией. В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 28.02.2008) "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных общеобразовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Являясь собственником имущества, переданного в оперативное управление, заявитель не принял всех зависящих от него мер по недопущению и устранению выявленных нарушений.

Учитывая вышеизложенное, Администрация Муниципального района Пестравский Самарской области правомерно привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

При сложившихся обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа


постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 07.08.2008 по делу № А55-10197/2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2008 по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.