[Финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В законодательстве города Москвы предусмотрено финансирование негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника.]
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 ноября 2013 г. № ВАС-17295/13
ОБ ОТКАЗЕ В ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Прониной М.В., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление автономной некоммерческой организации Гимназия "Эллада" во имя святых Кирилла и Мефодия б/д б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2013 по делу № А40-13449/12-104-120, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.08.2013 по тому же делу
по иску автономной некоммерческой организации Гимназия "Эллада" во имя святых Кирилла и Мефодия (г. Москва, далее - гимназия) к Департаменту образования города Москвы (далее - департамент) о взыскании 8 727 848 рублей 76 копеек суммы недофинансирования за 2010 год (с учетом уточнения требований).
Суд
установил:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.05.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.11.2012 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда города Москвы от 29.03.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.08.2013, в удовлетворении искового требования гимназии отказано.
В заявлении о пересмотре решения суда первой инстанции от 29.03.2013, постановления суда апелляционной инстанции от 10.06.2013 и постановления суда кассационной инстанции от 27.08.2013 в порядке надзора гимназия просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, иск удовлетворить.
Изучив содержание оспариваемых судебных актов, доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации считает, что заявление гимназии подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как установлено судами, гимназия является негосударственным образовательным учреждением, имеет лицензию от 06.05.2009 на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование при соблюдении контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников регистрационный № 026248 серия А № 335001, а также свидетельство о государственной аккредитации от 17.04.2009 регистрационный № 009767 серия АА № 150979.
Учредителем гимназии является физическое лицо - гражданин Российской Федерации Сидоров Владимир Алексеевич.
В соответствии с уставом гимназия самостоятельно осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность, а источниками формирования имущества гимназии являются поступления от учредителя; добровольные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; другие не запрещенные законом поступления.
Между гимназией и Южным окружным управлением образования департамента заключены договоры на предоставление в 2010 году субсидий из бюджета города Москвы: № 13 от 18.01.2010, с учетом дополнительного соглашения от 31.05.2010, на период с 01.01.2010 по 30.06.2010 из расчета 63 000 рублей в год на содержание одного обучающегося; № 32 от 01.07.2010, с учетом дополнительного соглашения № 1 от 01.07.2010, № 2 от 15.12.2010 и № 3 от 28.12.2010 на период с 01.09.2010 по 31.12.2010, из расчета 63 112 рублей в год на содержание одного обучающегося.
Судами установлено, что общая сумма выплаченных за 2010 год субсидий по указанным договорам составила 9 603 792 рубля 24 копейки, что истцом не оспаривается.
Основанием для обращения гимназии в суд с настоящим иском послужило, по мнению истца, невыполнение департаментом в полном объеме предусмотренной законом обязанности по финансированию деятельности гимназии.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из факта выполнения департаментом бюджетных обязательств по предоставлению гимназии субсидий на 2010 год, отсутствия правовых оснований для взыскания финансирования по нормативам, предусмотренным в Приложении к Постановлению Правительства Москвы от 03.11.2009 года № 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждения системы Департамента образования города Москвы".
Доводы истца о невыполнении ответчиком бюджетных ассигнований для обеспечения деятельности образовательного учреждения, основанные на решении Федеральной антимонопольной службы от 18.01.2010 № 04-01/15-278/10, подлежат отклонению как необоснованные.
Судами установлено, что Южным окружным управлением образования департамента 22.12.2010 истцу отказано в предоставлении дополнительных субсидий по заявке № 18/1 от 27.10.2010.
С 01.01.2005 в связи с внесенными изменениями в Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" федеральным законодательством не предусмотрено обязательное финансирование негосударственных образовательных учреждений за счет бюджетных средств. Статья 41 указанного Закона, предусматривавшая право негосударственных учреждений на государственное и муниципальное финансирование, признана утратившей силу.
Статьей 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации не отнесено финансовое обеспечение деятельности негосударственных образовательных организаций.
Согласно пункту 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Согласно статье 22 Закона города Москвы от 20.06.2001 № 25 "О развитии образования в городе Москве", в действовавшей в 2010 году редакции от 22.04.2009, финансирование государственных образовательных учреждений города Москвы, входящих в городскую государственную и отраслевые системы образования города Москвы, а также негосударственных образовательных организаций с момента их государственной аккредитации в случае реализации ими основных общеобразовательных программ осуществляется за счет средств бюджета города Москвы в соответствии с нормативами финансовых затрат на одного обучающегося, воспитанника (пункт 1).
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона города Москвы от 10.03.2004 № 14 "Об общем образовании в городе Москве" органы государственной власти города Москвы осуществляют финансирование расходов, связанных с реализацией государственными образовательными учреждениями и негосударственными образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию, учебного плана, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
Единственная возможная форма финансовой поддержки некоммерческих организаций за счет средств бюджета - предоставление субсидий (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановление правительства Москвы от 03.02.2009 № 65-ПП "Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета города Москвы субсидий в сфере образования", далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка субсидии предоставляются департаментом и окружными управлениями образования в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных на соответствующий год.
Закон города Москвы от 20.06.2001 № 25 "О развитии образования в городе Москве" и Постановление Правительства Москвы от 03.11.2009 № 1208-ПП "Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы" не являются нормативными актами бюджетного законодательства. Из пункта 3.1 данного Постановления следует, что департаменту поручено финансирование расходов государственных образовательных учреждений системы департамента в соответствии с настоящим Постановлением за счет и в пределах средств, предусмотренных департаменту на обеспечение деятельности подведомственных учреждений на 2010 год.
При этом Закон города Москвы № 10 от 02.12.2009 "О бюджете города Москвы на 2010 год" не предусматривает строки выделения средств непосредственно гимназии.
Таким образом, финансирование негосударственных образовательных учреждений является правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Вместе с тем истцом не доказаны правовые основания наличия у ответчика обязательств по перечислению гимназии финансирования в заявленном ею размере, а также факт причинения ей убытков.
В этой связи судами сделан вывод о надлежащем выполнении департаментом бюджетных обязательств по предоставлению гимназии субсидий в размере 9 603 792 рубля 24 копейки.
Доводы заявителя, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, являлись предметом судебного разбирательства, им дана соответствующая оценка судами нижестоящих инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда надзорной инстанции не входит.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела № А40-13449/12-104-120 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 29.03.2013, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.08.2013 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья
Н.П.ХАРЧИКОВА
Судья
М.В.ПРОНИНА
Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ