ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 
[В удовлетворении жалобы об отмене п. 8 Постановления Правительства РФ от 28.04.1994 № 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России" отказано, так как законодательство предоставило образовательным учреждениям право устанавливать порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом].

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 29 ноября 2002 г. № ГКПИ02-1254


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации в составе:


председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Терентьевой С.В.,

с участием прокурора Поспелова И.Р.


рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Юдина Геннадия Петровича об отмене п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. № 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России", в части разрешения государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования самостоятельно устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях и коммунальные услуги,


установил:


Юдин Г.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой об отмене п. 8 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 1994 г. № 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России" в части разрешения государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования самостоятельно устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях и коммунальные услуги.

Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит действующему законодательству и нарушает его права, т.к. он вынужден платить за проживание в общежитии суммы, превышающие в несколько раз оплату благоустроенной квартиры аналогичной площади.

Заявитель Юдин Г.П. о времени и месте судебного заседания извещен, в суд не явился.

Представитель заинтересованного лица Правительства РФ Федорова О.В. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти, соответствует действующему законодательству и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица Правительства РФ Федоровой О.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Поспелова И.Р., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" предусматривает возможность обжалования в суд актов Правительства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 28 апреля 1994 г. издало Постановление № 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России".

Абзацем 3 пункта 8 настоящего Постановления государственным образовательным учреждениям начального среднего и высшего профессионального образования разрешено самостоятельно устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях, коммунальные и бытовые услуги, непосредственно не связанные с учебным процессом, сохранив при этом действующий порядок выделения бюджетных ассигнований на содержание объектов социальной сферы, организацию оздоровительной работы и санаторно-курортного лечения студентов, учащихся и аспирантов.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", осуществляя правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования, устанавливает автономию высшего учебного заведения, под которой понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

Исходя из особенностей экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования, Закон РФ "Об образовании" в статье 42 предоставил право образовательным учреждениям устанавливать порядок и размеры оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.

С учетом изложенного доводы жалобы о том, что Постановление Правительства РФ издано в нарушение конституционного принципа иерархии нормативных правовых актов и нарушает права заявителя, являются несостоятельными.

В статье 15 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что оплата жилья и коммунальных услуг по договору найма устанавливается в размере, обеспечивающем возмещение издержек на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги. Переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг осуществляется поэтапно в течение 15 лет с использованием указанных в части второй настоящей статьи мер социальной защиты граждан, в том числе граждан, проживающих в общежитиях, входящих в жилищный фонд любого вида. Этапы и порядок перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяются Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом размер оплаты жилья устанавливается дифференцированно в зависимости от качества и местоположения жилья.

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. № 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России" не устанавливает размера оплаты за проживание в общежитиях и коммунальные услуги, поэтому доводы жалобы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта Закону РФ "Об основах федеральной жилищной политики" являются необоснованными.

В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, издает акты, имеющие нормативный характер.

В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Россия на рубеже эпох" (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), касающихся совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и реализации мер по социальной защите населения в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы, Правительство Российской Федерации издало Постановление № 887 от 2 августа 1999 г. "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. № 965 установлены на 2000 - 2001 годы федеральные стандарты перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.

Акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Суды общей юрисдикции осуществляют нормоконтроль на предмет соответствия постановлений Правительства РФ нормативным правовым актам не ниже уровня нормативных указов Президента РФ и федеральных законов, поэтому доводы жалобы о приоритете одних нормативных правовых актов (Постановление Правительства РФ от 2 августа 1999 г. № 887 и Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. № 965) над другим (Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1994 г. № 407), принятых одним и тем же государственным органом, не могут служить основанием для признания незаконным п. 8 Постановления Правительства РФ от 28 апреля 1994 г. № 407.

Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в главе III "Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности" устанавливает определенные гарантии обучающихся.

Так, каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся за счет средств соответствующего бюджета не может превышать пяти процентов размера стипендии (ст. 16 настоящего Закона).

Жилищный кодекс РФ в статье 110 предусматривает случаи, когда лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения.

В этих случаях законодатель не предусматривает изменение правовых оснований предоставления гражданам жилой площади в общежитии, а следовательно, и изменение размера оплаты за проживание в общежитии и коммунальные услуги.

Доводы заявителя о том, что решением суда ему отказано в удовлетворении иска о признании незаконными тарифов за проживание в общежитии Оренбургского государственного аграрного университета, не могут служить основанием для признания не соответствующим действующему законодательству оспариваемого нормативного правового акта, т.к. Юдин Г.П. не лишен возможности обжаловать состоявшиеся судебные постановления в установленном законом порядке.

Учитывая, что положения оспариваемого нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба Юдина Г.П. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации


решил:


жалобу Юдина Геннадия Петровича об отмене п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1994 г. № 407 "О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России", в части разрешения государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования самостоятельно устанавливать размеры платы за проживание в общежитиях и коммунальные услуги, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.